Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристу
Дело в том, что заявитель, обращающийся с заявлением о совершенном преступлении, в принципе не должен давать квалификацию совершенного преступления, поскольку квалификация, в данном случае, это прерогатива органов следствия.
Любая статья УК РФ построена по структуре «диспозиция — санкция». В диспозиции содержится описание элементов преступления и его признаков, а в санкции — возможные меры наказания за преступление, совершенное в соответствии с диспозицией.
Отыскание соответствий между конкретным деянием и конкретной диспозиций и есть основа квалификационной работы. Квалификация может проводиться либо органами следствия, либо судебными инстанциями.
Участие в определении правильности квалификации могут принимать участники уголовного процесса, в том числе и адвокаты. Однако последнее слово в квалификации преступления всегда остается за судом.
Мы не зря выделили смысл словосочетания «могут принимать участие». Безусловно, и потерпевший, и обвиняемый, и их адвокаты вправе проводить собственную квалификацию, однако ни органы следствия, ни органы суда эти действия ни к чему не будут обязывать.
Поэтому любые юридические консультации, убеждающие граждан в необходимости составления мотивированного, со ссылками на нормы права, заявления о возбуждении уголовного дела по мошенничеству, ни на чем не основаны.
Заявление о возбуждении уголовного дела должно содержать в себе детальное описание совершенного преступления и детальное описание негативных последствий, которые наступили для потерпевшего в результате совершенного преступления.
Даже если заявление будет содержать в себе сбивчивое или неполное описание события, оно будет иметь ту же силу, что и написанное за огромный гонорар адвокатом заявление.
Дело в том, что ни одно, даже самое мотивированное заявление, не является безусловным основанием для возбуждения уголовного дела. Это означает, что любое заявление будет принято и рассмотрено, но то, содержатся ли в описываемом деянии признаки преступления или отсутствуют, будет определять соответствующий орган, но никак не заявитель.
При рассмотрении заявления, вне зависимости от того, что в нем написано, заявитель в любом случае будет приглашен для дачи объяснений. В процессе отбора объяснений должностное лицо выяснит все обстоятельства, на основании которых можно будет сделать вывод о наличии либо отсутствии состава преступления.
Разумеется, никто не может ограничить право заявителя давать собственную квалификацию. Мы просто обращаем внимание наших читателей на то, что она не нужна, и даем гарантию, что эта самостоятельная квалификация, на которую может быть затрачено огромное количество времени и, возможно, денег, не станет предметом не то что рассмотрения, но даже внимания следственных органов.
Вообще мошенничество — это преступление, родственное грабежу или краже, но осуществленное с использованием не насилия, взлома или иного проникновения, а обмана или злоупотребления доверием.
Объектом преступления является охраняемые законом права граждан на собственность, а предметом преступления могут быть деньги, личные имущественные или неимущественные права. То есть мошенничество — это всегда корыстное преступление, направленное на завладение имуществом собственника.
Сразу отметим, что даже для квалифицированных юристов дифференциация мошенничества от гражданско-правовых отношений может быть сложной задачей, потому что в основе этой дифференциации лежит умысел, а доказать или установить умысел бывает очень сложно.
Самым ярким примером могут служить часто имеющиеся спорные правоотношения с застройщиками по договорам делового участия, которые получают от дольщиков деньги, а объект так и не возводят и деньги не возвращают.
С точки зрения дольщиков это безусловное мошенничество. Однако мошенническими действия застройщика будут только в случае, если его умысел изначально был направлен на завладение деньгами при полном отсутствии возможностей возведения дома.
Если же застройщик обладал необходимыми средствами, техническим оснащением, разрешительными документами, однако не смог по любым причинам возвести объект, то речь может идти только о гражданско-правовых отношениях.
Примерно так же обстоит дело и с договорами об оказании услуг. Если предельно утрировать пример, то можно сказать, что сапожник, взявший оплату за пошив обуви и не пошивший ее по причине отсутствия кожи, мошенником не будет. А вот лицо, притворившееся сапожником и взявшее деньги, зная, что никогда не сошьет заказанную обувь, уже может быть обвинено в мошенничестве.
Распространено мнение, что наличие письменного договора между заявителем и обвиняемым им лицом однозначно исключает возможность возбуждения уголовного дела, поскольку договор является подтверждением факта наличия гражданско-правовых отношений.
Это мнение является абсолютной глупостью. Между заявителем и обвиняемым может быть заключено десять договоров и при этом они никак не скажутся на отсутствии или наличии состава преступления.
Еще раз повторяем, что мошенничество определяется не по последствиям, а по умыслу. Разумеется, при наличии договора доказать умысел на мошенничество будет сложнее, но вовсе не невозможно.
Как мы уже сказали, мошеннические действия зачастую очень сложно отличить от гражданско-правовых отношений.
Еще одной чертой, характерной для квалификации мошенничества, является наличие определенных, зачастую крайне доверительных, связей между заявителем и лицом, в отношении которого пишется заявление о мошенничестве.
То есть заявление о возбуждении уголовного дела о мошенничестве нередко несет в себе не столько функцию возврата имущества, присвоенного мошенническим путем, сколько функцию сведения счетов и мести.
Заявления о мошенничестве всегда будут рассматриваться органами следствия и сквозь призму вышеуказанных возможностей.
С целью исключения самой возможности подобной «призмы» следует крайне скрупулезно подойти к задаче мотивирования заявления и, возможно, обратиться за юридической помощью.
Так, на сайте «Закониус» пользователи могут как обратиться к конкретному юристу, так и попросить о консультационной (бесплатной) помощи на форуме. Квалифицированный юрист обязательно ответит на ваши вопросы.
Выше мы попытались объяснить, почему не следует прилагать усилия для квалификации действий лица, в отношении которого пишется заявление о мошенничестве.
Вполне достаточно в тексте заявления описать имевшее место событие и попросить правоохранительный орган возбудить уголовное дело. Просьба в данном случае, может базироваться на субъективном мнении заявителя. Например, фразы «Считаю, что в действия Иванова содержатся признаки преступления и прошу возбудить в отношении него уголовное дело» будет вполне достаточно.
В рамках данной статьи представлены типовой шаблон заявления о возбуждении уголовного дела по признакам мошенничества и образец его заполнения.
С целью индивидуализации шаблона в отведенные для заполнения строки потребуется ввести следующие сведения:
Возбуждение и расследование уголовных дел по мошенничеству подведомственно следственному комитету. Соответственно, заявление о возбуждении уголовного дела по мошенничеству может быть подано как в полицию, так и в прокуратуру как орган, осуществляющий надзор за следствием.
Каким бы образом ни было подано заявление, заявитель получит на руки талон-извещение о принятии сообщения о преступлении. В талоне будут указаны:
При необходимости органы полиции выдают справку о приеме заявления. Необходимость может возникнуть в случаях, когда результате мошеннических действий у заявителя были похищены правоустанавливающие документы.
Прикреплённые файлы:
zayavlenie-o-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela-po-moshennichestvu.doc
blank-zayavlenie-o-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela-po-moshennichestvu.doc
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста