Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако го- сударство в интересах всех участников имущественного оборота кон- тролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).
В качестве учредителей юридического лица могут выступать их пер- воначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и това- риществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а так- же иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не при- нимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учре- дители фондов).
Законодательству известно несколько способов (порядков) созда- ния юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота ос- новным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) спо- соб их создания. Он исключает необходимость получения предвари- тельного разрешения органов публичной власти на создание юриди- ческого лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, ко- торый не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.
В качестве предусмотренного законом исключения использует- ся также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься только предпринимательской дея- тельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание со- ответствующего юридического лица, что обычно служит общим инте- ресам всех участников оборота. В таком порядке создаются коммерче- ские банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансо- вых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних1. Кроме того, данный по- рядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке опреде- ленных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потре- бителей конкуренцию между существующими товаропроизводителя- ми (услугодателями).
В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момен- та его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). С этой же даты воз- никает и правоспособность юридического лица. Государственной ре- гистрации подлежат также все изменения его статуса (состав учреди- телей или участников, а также органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капи- тала и т.д.). Данная регистрация осуществляется налоговыми органа- ми в порядке, предусмотренном Законом о регистрации юридическихлиц, в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления (п. 1 ст. 51 ГК, ст. 2 названного закона)1. Возможность получения выписок из указанного реестра, а также ко- пий документов регистрационного дела позволяет любому участнику оборота получить необходимую и достоверную информацию о своем потенциальном партнере.
Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим об- разом перечисленные в Законе о государственной регистрации юриди- ческих лиц. Требовать предоставления иных документов закон запре- щает. Регистрация должна проводиться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган. Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за «отсутствия целе- сообразности». При этом решение об отказе в государственной регист- рации может быть обжаловано в судебном порядке2.
К сожалению, законодательно оформленное стремление к упро- щению и ускорению государственной регистрации юридических лиц, особенно коммерческих организаций, содействовало появлению мно- гочисленных злоупотреблений, в том числе созданию по подложным документам и фиктивным адресам значительного количества «фирм- однодневок», в действительности являющихся подставными лицами – «пустышками» с символическим или вовсе отсутствующим уставным капиталом, не имеющим ни прав требования и долгов, ни реальных участников и органов, – которые используются для совершения раз- личных неправомерных действий. Для борьбы с такими злоупотреб- лениями предлагается ввести обязательную проверку достоверности и законности представляемых для регистрации документов, использо- вать типовые формы уставов наиболее распространенных видов юри- дических лиц и т.п. В перспективе данные государственного реестра юридических лиц должны стать публично достоверными, а на их дей- ствительность, гарантированную государственными органами, будут вправе полагаться все участники имущественного оборота.
Необходимо также установление контроля за регистрацией измене- ний, вносимых в учредительные документы юридических лиц и иные данные государственного реестра, а также обязанности информиро- вать о них всех заинтересованных лиц. Действующий уведомительный порядок таких изменений также ведет к многочисленным нарушениям прав и интересов участников юридических лиц, особенно хозяйствен- ных обществ, нередко узнающих об изменениях своего статуса и(или) имущественного положения уже при отсутствии у общества реальных активов (имущества) или после наступления иных фактически необ- ратимых последствий.
Прекращение юридического лица путем реорганизации
Деятельность юридического лица по общему правилу прекращает- ся посредством его реорганизации или ликвидации. Кроме того, зако- нодательством предусмотрены специальные процедуры прекращения юридических лиц, не являющиеся их реорганизацией или ликвида- цией (поскольку при этом не применяются соответствующие проце- дуры, установленные в интересах их кредиторов). Так, юридические лица, фактически прекратившие свою деятельность, могут быть исклю- чены из государственного реестра по решению регистрирующего ор- гана2. Унитарные предприятия, а также государственные или муниципальные учреждения могут также прекращаться в связи с решени- ем соответствующего публичного собственника о приватизации всего их имущества путем его внесения в уставные капиталы акционерных обществ (или «государственных корпораций»).
Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:
- слияние нескольких юридических лиц в одно;
- присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
- разделение юридического лица на несколько самостоятельных ор- ганизаций;
- выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридиче- ских лиц;
- преобразование юридического лица из одной организационно-пра- вовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).
Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается дея- тельность по крайней мере одного юридического лица, однако при этом все его права и обязанности переходят к вновь созданным (а в случа- ях присоединения – к существующим) юридическим лицам в порядке правопреемства, причем универсального (во всей своей совокупности). Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемо- му (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае должна пере- ходить часть всех прав и обязанностей остающегося юридического лица (а не только его долги или, наоборот, имущественные активы). Следо- вательно, реорганизация юридического лица влечет появление универ- сального правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения или при отсутствии нового юридиче- ского лица в случаях присоединения или преобразования).
При этом почти во всех случаях реорганизации (кроме присоедине- ния) возникают новые юридические лица, в связи с чем реорганизацию можно считать способом не только прекращения, но и возникновения юридических лиц. Таким образом, при реорганизации имеет место:
- либо прекращение юридических лиц (присоединение);
- либо возникновение юридических лиц (выделение);
- либо и то и другое (слияние, разделение, преобразование).
Вместе с тем российскому праву неизвестна реорганизация, при ко- торой юридические лица не прекращаются и(или) не возникают. Та-
кая «реорганизация», предлагаемая в литературе на базе зарубежного опыта, осуществляется главным образом с целью отчуждения «гото- вого бизнеса» или его части путем передачи одним юридическим ли- цом всех или части (комплекса) своих прав и обязанностей другому или другим, уже существующим юридическим лицам1, что может по- ставить в сложное положение кредиторов «реорганизованного» таким способом юридического лица.
Особый случай реорганизации представляет собой преобразование, которое формально состоит в прекращении деятельности одного юри- дического лица и возникновении на его имущественной базе другого. Фактически же, в том числе и с имущественной точки зрения, юри- дическое лицо продолжает существовать, лишь меняя свою «одежду» (организационно-правовую форму). Действующий закон в отдельных случаях допускает возможность использования преобразования с це- лью изменения юридическим лицом своего «видового» статуса путем
«превращения» коммерческой организации в некоммерческую и наобо- рот. Так, акционерное общество может преобразоваться в неком- мерческое партнерство, а последнее (как и учреждение, ассоциация и союз) может преобразоваться в любое хозяйственное общество; уни- тарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение2.
Обычно реорганизация юридического лица проводится им доброволь- но, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредитель- ными документами его органа, например общего собрания его участни- ков. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществлять- ся с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется, например, получить от антимонопольных ор- ганов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке3.
В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в фор- ме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению суда. Так, коммерческие организации, занимающие доми- нирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае сис- тематического осуществления ими монополистической деятельно- сти по иску антимонопольного органа могут быть подвергнуты судом принудительной реорганизации в форме разделения или выделения (п. 1 ст. 34 и ст. 38 Закона о защите конкуренции).
Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразова- ния), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения пра- вам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Соблюдение этого правила призвано обес- печить как универсальный характер правопреемства, так и, главное, пол- ную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно уста- новлено прежде всего в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не «затерялись» в ходе реорганизации.
Процесс реорганизации вообще таит в себе значительные опасно- сти для кредиторов – контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличе- нием их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличени- ем имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изме- нение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности участни- ков юридического лица перед кредиторами (например, при преобразо- вании общества с дополнительной ответственностью или производст- венного кооператива в общество с ограниченной ответственностью).
Поэтому закон требует, чтобы реорганизуемое юридическое лицо опубликовало уведомление о своей реорганизации для сведения кре-
диторов, а последние вправе по общему правилу требовать досроч- ного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК). Данные пра- вила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица. Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юриди- ческого лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, оп- ределяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учреди- тельными документами вновь возникших юридических лиц. Непред- ставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизо- ванного юридического лица влекут отказ в государственной регист- рации вновь возникших юридических лиц (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК), т.е. по сути непризнание состоявшейся реорганизации. Вновь созданные в результате реорганизации или продолжающие деятельность юриди- ческие лица несут солидарную ответственность перед кредиторами ре- организованного юридического лица (п. 4 ст. 60 ГК). Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов.
Для отдельных видов юридических лиц законодательство преду- сматривает особый порядок реорганизации. Так, при слиянии акцио- нерных обществ ими заключается специальный договор о слиянии, оп- ределяющий не только порядок и условия слияния, но и порядок кон- вертации (замены) акций каждого общества в акции нового общества, а при присоединении акционерных обществ ими заключается анало- гичный по содержанию договор о присоединении, причем проводится совместное общее собрание реорганизуемых такими способами об- ществ (ст. 16 и 17 Закона об акционерных обществах). При реорга- низации (слиянии, присоединении и преобразовании) открытых ак- ционерных обществ их кредиторы вправе требовать досрочного ис- полнения или прекращения обязательств общества-должника только в судебном порядке и только при отсутствии достаточного обеспече- ния исполнения таких обстоятельств (например, залогом имущества) (абз. 1 п. 3 и п. 5 ст. 60 ГК)1.
В последние годы в сфере действия акционерных и других хозяйст- венных обществ получили известное распространение «корпоратив- ные захваты» (называемые также «недружественными поглощениями»), которые осуществляются в том числе в форме вынужденных слияний и присоединений одних обществ к другим, что свидетельствует и о не- достатках имеющегося законодательного регулирования. Вместе с тем появляются различные предложения об упрощении порядка реоргани- зации хозяйственных обществ, в частности о разрешении «совмещения» различных форм реорганизации в едином акте (например, выделение из акционерного общества другого общества с одновременным пре- образованием последнего в общество с ограниченной ответственнос- тью), а также об отказе от прав кредиторов реорганизуемого общества требовать досрочного исполнения им своих обязательств. Реализация таких предложений в нынешних условиях таит в себе многочисленные опасности для имущественного оборота1, поэтому законодатель идет на них достаточно осторожно. Так, ст. 191 Закона об акционерных об- ществах (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 146-ФЗ) те- перь допускает реорганизацию акционерного общества в форме разде- ления или выделения с одновременным слиянием создаваемого в резуль- тате этого нового акционерного общества с другим таким же обществом (или обществами) либо с одновременным присоединением нового обще- ства к другому существующему обществу. Однако эта возможность пре- дусмотрена законом только для акционерных обществ; к тому же речь при этом не идет о любых возможных комбинациях (сочетаниях) раз- личных форм реорганизации.
Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момен- та государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения – с момента государственной регистра- ции прекращения деятельности присоединенного юридического ли- ца (п. 4 ст. 57 ГК).
Ликвидация юридического лица представляет собой способ пре- кращения его деятельности при отсутствии универсального преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК). Этим она принципиаль- но отличается от реорганизации. В ходе ликвидации возможно лишь частичное (сингулярное) правопреемство: отдельные права прекращае- мого юридического лица переходят к его кредиторам в ходе расчетов с ними, а после их удовлетворения – к участникам (учредителям), к собственнику имущества ликвидируемого унитарного предприятия или учреждения либо к иным лицам, указанным в законе и(или) уста- ве ликвидируемой организации (п. 7 ст. 63 ГК), а обязанности (долги) могут возлагаться на лиц, несущих дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица (п. 6 ст. 63 ГК). Поскольку весь комплекс прав и обязанностей ликвиди- руемого юридического лица не переходит к правопреемникам, зада- ча обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников иму- щественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица.
Ликвидация может осуществляться добровольно – по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для кото- рых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в экс- плуатацию). В отношении благотворительных и иных фондов добро- вольная ликвидация не допускается (п. 2 ст. 119 ГК, п. 2 ст. 18 Зако- на о некоммерческих организациях) для предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного ими имущества.
Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК)1. Основаниями для нее, в частности, являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещен- ной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие его деятельности за- конодательным запретам (в том числе при систематическом наруше- нии своей специальной правоспособности некоммерческой организа- цией). Так, основанием для ликвидации юридического лица в судеб- ном порядке по требованию прокурора может стать неоднократное или грубое нарушение им исключительных прав (ст. 1253 ГК).
Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом. К ним относится также признание судом недействительной регистрации юридическо- го лица из-за допущенных при его создании грубых и неустранимых нарушений закона, поскольку в этом случае «добровольная» по фор- ме ликвидация юридического лица по сути носит вынужденный (при- нудительный) характер.
Наконец, принудительную ликвидацию юридических лиц влечет и признание их судом несостоятельными (банкротами) (п. 4 ст. 61 и абз. 2 п. 1 ст. 65 ГК).
Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительный процесс, основное содержание которого сводится к вы- явлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента ис- ключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреж- дены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликви- дации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регист- рирующему органу для внесения соответствующих сведений в госу- дарственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК). С момента внесения данных све- дений в реестр к наименованию (фирменному наименованию) юриди- ческого лица обязательно добавляются слова «в ликвидации».
Урегулированная императивными правилами закона процедура ликвидации рассчитана прежде всего на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвида- ции обычно заинтересованы в сохранении максимально возможно- го остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность.
Ликвидация начинается с назначения учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликви- дации, специальной ликвидационной комиссии (ликвидкома) или еди- ноличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая выступление в су- де от его имени (п. 2 и 3 ст. 62 ГК). В период их работы лишь они вы- ступают от имени юридического лица, лишая аналогичной возмож- ности его органы. Перечисленные действия составляют первый этап процесса ликвидации.
Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юри- дического лица и осуществление расчетов с его кредиторами. Поэтому на втором этапе ликвидком публикует извещение о ликвидации юри- дического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (причем такой срок не может быть менее двух месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомляет всех извест- ных ему кредиторов о ликвидации. Помимо этого ликвидком прини- мает все другие возможные меры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемого юриди- ческого лица (дебиторской задолженности).
По истечении срока для предъявления требований кредиторами ли- квидком должен составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ли- квидируемого юридического лица, перечне заявленных кредитора- ми требований и результатах их рассмотрения (возможности удовле- творения или отклонения). Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации (а в некоторых случа- ях согласуется с уполномоченным государственным органом в соот- ветствии с абз. 2 п. 2 ст. 63 ГК). Названными действиями завершается второй этап ликвидации.
Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юри- дического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает с публичных торгов иное его имущество (с тем, чтобы выручить за него максималь- но возможные суммы). При недостатке и этого имущества в некото- рых случаях возможно обращение с иском об удовлетворении остав- шейся части требований за счет имущества лиц, несущих в соответст- вии с законом дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица (например, собственника имущества казенного предприятия или учреждения (п. 6 ст. 63 ГК)). В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидаци- онного баланса и работы ликвидационной комиссии. В этом состоит третий этап ликвидации.
Если же при принятии решения о ликвидации юридического лица или утверждении промежуточного баланса обнаружится недостаточ- ность его имущества для удовлетворения требований его кредиторов (несмотря на возможное принятие вышеназванных мер), ликвидация должна производиться только в порядке, предусмотренном законода- тельством о несостоятельности (банкротстве) (абз. 2 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК, ст. 224 Закона о банкротстве). В этом случае ликвидком обращается с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица банкротом в арбитражный суд, который открывает конкурсное производство, причем без применения предварительных процедур на- блюдения, финансового оздоровления и внешнего управления1.
Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса на- чинаются расчеты с кредиторами юридического лица, составляющие четвертый этап его ликвидации. Они производятся в порядке очеред- ности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очереди кредиторов.
При этом требования каждой последующей очереди удовлетво- ряются только после полного удовлетворения требований кредито- ров предыдущей очереди (абз. 1 п. 2 ст. 64 ГК). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого имущества требования по- следующих очередей могут остаться неудовлетворенными (в том чис- ле в случае ликвидации юридического лица с применением процеду- ры банкротства). Между кредиторами одной очереди имущество ли- квидируемого юридического лица при его недостатке распределяется пропорционально суммам их требований. Например, если требования соответствующей очереди составляют 500 тыс. руб., а оставшееся по- сле удовлетворения требований предшествующих очередей имущество стоит 100 тыс. руб., то это означает, что каждый из кредиторов данной очереди получит за рубль долга только 20 коп.
К первой и второй очереди отнесены требования наиболее нуждаю- щихся и наименее социально защищенных лиц: 1) граждан, перед ко- торыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вре- да жизни и здоровью (т.е. инвалидов и лиц, потерявших кормильца), а также за причинение морального вреда2; 2) по выплатам работникам юридического лица и авторам результатов интеллектуальной деятель- ности (т.е. вознаграждений авторов, изобретателей, исполнителей и т.п. граждан). Эти требования следует считать привилегированными,
поскольку они удовлетворяются преимущественно перед требования- ми всех других кредиторов. Третью очередь, которую также можно счи- тать привилегированной, составляют требования органов публичной власти по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (т.е. главным образом налоговые). Все остальные (непривилегиро- ванные) требования кредиторов, прежде всего контрагентов ликви- дируемого юридического лица по различным гражданско-правовым обязательствам, удовлетворяются в последнюю, четвертую очередь (п. 1 ст. 64 ГК).
Особое место в указанной очередности занимают требования за- логовых кредиторов, обеспеченные залогом определенного имущества ликвидируемого юридического лица. Такие требования удовлетво- ряются преимущественно перед другими кредиторами, но только за счет и в пределах средств, полученных от продажи предмета залога (абз. 2 п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 334 ГК). В случае недостаточности указан- ных средств удовлетворение оставшихся требований залоговых кре- диторов осуществляется в четвертую очередь, т.е. в общем порядке. Вместе с тем граждане – кредиторы двух первых очередей, интересы которых закон обеспечивает в привилегированном порядке, вправе удовлетворять свои требования и за счет средств, полученных от реа- лизации заложенного юридическим лицом имущества, причем пре- имущественно даже перед залоговыми кредиторами, если их пра- ва требования возникли до заключения соответствующего договора залога. Если же указанные требования возникли после заключения юридическим лицом договором залога, их удовлетворение возмож- но только за счет незаложенной части имущества ликвидируемого юридического лица.
При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного ба- ланса). В этот же период еще возможно обращение с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовле- творены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные затем в суде, либо требования, в удовлетворении кото- рых кредитору отказано судебным решением (п. 4–6 ст. 64 ГК).
Последний, пятый этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юридиче- ского лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организа- ций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование с момента вне- сения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК) в соот- ветствии с правилами Закона о регистрации юридических лиц.
Как уже отмечалось, ликвидацией не являются ни предусмотрен- ное ст. 211 Закона о регистрации юридических лиц исключение из го- сударственного реестра «недействующих юридических лиц», ни при- ватизация всего имущества унитарных предприятий или государствен- ных или муниципальных учреждений (ср. ст. 212 названного закона), ибо сами по себе они не становятся основаниями для удовлетворения требований их кредиторов.
Банкротство является особым случаем ликвидации юридического лица. Поэтому, в частности, нормы законодательства о банкротстве в порядке аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) применяются для решения ряда вопросов, связанных с процедурой ликвидации юридических лиц1. Основную особенность ликвидации при банкротстве составля- ет обязательное соблюдение специального (конкурсного) порядка рас- пределения имущества ликвидируемого юридического лица между его кредиторами.
Несостоятельность (банкротство) наступает в случаях невозмож- ности (неспособности) полного удовлетворения юридическим ли- цом требований своих кредиторов по денежным обязательствам. Они, следовательно, могут рассчитывать лишь на частичное удовлетворе- ние своих требований («ломается рубль», т.е. кредиторы смогут по- лучить, например, лишь «по гривеннику с рубля» своих требований, удовлетворив их, таким образом, только в размере 10%). В такой си- туации речь должна идти о равномерном и справедливом распределе- нии имеющегося имущества должника между его кредиторами, кото- рые при этом как бы «конкурируют» друг с другом в рамках опреде- ленных групп (очередей). Порядок такого распределения и называется
конкурсом, или конкурсным производством («конкурсным процессом»). Составляющие его правила являются сутью института несостоятель- ности (банкротства)1.
Институт банкротства не связан с ликвидацией лишь коммерческих организаций. Из числа юридических лиц банкротами не могут быть объявлены только казенные предприятия и учреждения, по дол- гам которых их учредители несут субсидиарную ответственность, а так- же политические партии и религиозные организации, которые, буду- чи некоммерческими организациями, обычно не являются активны- ми участниками предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 65 ГК, п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве). Специальными законами исключено применение законодательства о банкротстве к случаям ликвидации государственных корпораций и некоторых фондов.
Лицо может быть признано несостоятельным только в судебном порядке – по решению арбитражного суда, принятому по требованию кредиторов (в том числе уполномоченных государственных органов, например налоговых) или по заявлению самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях руководитель долж- ника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 9 Закона о банкротстве).
Основанием несостоятельности (банкротства) может являться либо недостаточность имущества должника для погашения всех его долгов, при которой совокупный размер его задолженности превышает об- щую стоимость его имущества (принцип неоплатности), либо неиспол- нение должником требований по денежным обязательствам в течение определенного законом времени, т.е. обнаружившаяся неспособность должника к платежам своим кредиторам (принцип неплатежеспособно- сти). Применение первого из названных принципов, т.е. установление и подтверждение в суде недостаточности имущества должника, может оказаться непростым делом, требующим значительного времени (в те- чение которого должник, фактически являющийся банкротом, тем не менее будет считаться нормальным участником оборота, а недобросове- стный должник сможет даже предпринять известные действия в ущерб кредиторам). Поэтому более предпочтительной является вторая систе- ма, которая ставит в основание несостоятельности неспособность долж- ника к платежам. Такое состояние должника обнаруживается гораздо легче и позволяет быстрее применить к нему процедуры банкротства, одновременно исключая возможность многих злоупотреблений с его стороны, что в большей мере отвечает потребностям имущественного (гражданского) оборота1. Поэтому п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве назы- вает в качестве признаков банкротства юридического лица его неспособ- ность удовлетворять денежные требования своих кредиторов или упла- тить обязательные (налоговые) платежи, которая проявляется в неис- полнении им указанных обязанностей в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Вместе с тем институт банкротства не направлен только на прекра- щение (ликвидацию) юридического лица. Ведь интерес кредиторов не- платежеспособного юридического лица состоит не в его ликвидации, а в возможно более полном удовлетворении своих требований, чему может служить и продолжение его деятельности (если, конечно, ее ре- зультатом станут дополнительные доходы, а не убытки юридического лица – должника). Следует также иметь в виду, что ликвидация юри- дического лица в результате его банкротства крайне неблагоприятно отражается на его наемных работниках и нередко имеет иные отри- цательные социальные последствия (например, при банкротстве гра- дообразующих предприятий). Поэтому современные правопорядки закрепляют различные подходы к законодательному регулированию банкротства: одни традиционно направлены на ликвидацию неплате- жеспособного должника, под угрозой которой он должен стремиться к максимально возможному удовлетворению требований своих креди- торов («прокредиторские» системы), тогда как другие рассматривают банкротство как возможность должника «очиститься от долгов» и сно- ва вступить в бизнес («продолжниковские» системы)2. В любом случае банкротство является крайней мерой, использованию которой обыч- но предшествует применение иных, предупредительных мер.
В силу указаний ст. 30 Закона о банкротстве учредители (участни- ки) должника, а в предусмотренных законом случаях – и органы пуб-
личной власти должны принимать своевременные меры по предупре- ждению банкротства организаций, в том числе меры, направленные на восстановление платежеспособности должника при наличии признаков его банкротства. Речь может идти о реорганизации должника, продаже части его имущества, закрытии убыточных производств, смене руко- водства, а также об оказании прямой финансовой поддержки и тому подобных мероприятиях. При непринятии названными лицами преду- предительных мер возможна их субсидиарная ответственность по дол- гам должника в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве.
К числу таких мер относится и досудебная санация (оздоровление), под которой понимается оказание должнику финансовой помощи, дос- таточной для погашения его денежных обязательств и восстановления платежеспособности, которая может быть предоставлена не только уч- редителями (участниками), но и его кредиторами и иными (третьими) лицами (ст. 31 Закона о банкротстве). Речь может идти о льготных зай- мах (кредитах), предоставлении поручительств и банковских гарантий исполнения обязательств должника, отсрочках и рассрочках платежей, дополнительных взносах в уставный капитал должника и т.п.1
Традиционной мерой предотвращения ликвидации является миро- вое соглашение должника с кредиторами (ст. 150 Закона о банкротстве). Оно принимается по решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается арбитражным судом. Содержание мирового соглашения могут составлять условия о рассрочке или отсрочке удовлетворения требований кредиторов, о пре- кращении обязательств путем предоставления должником отступного, изменения (новации) их содержания (например, передачи кредиторам оборудования или ценных бумаг вместо денежных сумм), об уменьше- нии (скидке) долга, об удовлетворении требований кредиторов иными законными способами. Утвержденное арбитражным судом мировое со- глашение может быть расторгнуто только судом, по заявлению, но не по соглашению его участников (ст. 164 Закона о банкротстве). В этом случае производство по делу о банкротстве возобновляется2.
К процедурам банкротства, применяемым арбитражным судом при рас- смотрении дела о банкротстве юридического лица, относится не только конкурсное производство, завершающееся ликвидацией должника, и ми- ровое соглашение, исключающее такую ликвидацию, но и наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление (п. 1 ст. 27 Закона о бан- кротстве). Три последние процедуры могут завершиться восстановлени- ем платежеспособности должника и тем самым – снятием угрозы его ли- квидации, а потому считаются «реабилитационными» процедурами.
Наблюдение за деятельностью должника (ст. 62–75 Закона о бан- кротстве)1 вводится арбитражным судом после проверки обоснован- ности требований заявителя (кредитора) к должнику. Для его осуще- ствления суд утверждает временного управляющего2, который, однако, не заменяет руководителя и другие органы должника при выполнении их функций (но вправе ходатайствовать перед судом об отстранении руководителя должника от его должности). В этот период приостанав- ливается производство и исполнение по всем делам, связанным с об- ращением взыскания на имущество должника, а денежные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке. Кроме того, должнику запрещается удовлетворение требований своих участников о выделе им доли в его имуществе или выплате ее стоимости в связи с их выходом из состава участников, а также выплата дивидендов, до- ходов по долям (паям) и распределение прибыли между учредителями (участниками) должника (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
Цель этих мер очевидна – сохранение имущества должника для сораз- мерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в пери- од наблюдения органы управления должника не вправе совершать ряд сделок без письменного согласия временного управляющего, а также не
могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и разме- щении эмиссионных ценных бумаг, так как это также может ущемить интересы кредиторов. Лишь акционерное общество – должник вправе в этот период увеличить свой уставный капитал путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных (голосующих) ак- ций за счет вкладов своих участников или третьих лиц, поскольку это способствует улучшению его имущественного положения.
Временный управляющий обязан опубликовать сообщение о введе- нии наблюдения за деятельностью юридического лица, а руководитель должника должен уведомить о введении наблюдения работников и уч- редителей (участников) юридического лица. Временный управляющий в этот период принимает меры по обеспечению сохранности имущества должника, проводит анализ его финансового состояния, а также созывает и проводит их первое общее собрание. На нем кредиторы с учетом имею- щихся сведений, в том числе результатов проведенного временным управ- ляющим анализа финансового состояния должника, принимают решение о его дальнейшей судьбе. Если должнику удалось восстановить платеже- способность и ликвидировать просроченную задолженность, возможно решение кредиторов об обращении в суд с предложением об отказе в при- знании должника банкротом1. Допустимо также принятие решения о за- ключении мирового соглашения кредиторов с должником.
Если этого не произошло, кредиторы обращаются в арбитражный суд с ходатайством о применении других (кроме наблюдения) проце- дур банкротства: введении финансового оздоровления или внешнего управления либо признании должника банкротом и открытии кон- курсного производства. С даты применения по решению суда одной из названных процедур наблюдение прекращается.
Финансовое оздоровление (ст. 76–92 Закона о банкротстве)2 представ- ляет собой новую реабилитационную процедуру, ранее неизвестную не только отечественному, но и зарубежному праву3. Она вводится ар- битражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет при наличии утверждаемого судом графика погашения задолженности. При предоставлении лицами, ходатайствующими о введении финансового оздоровления должника (например, его учредите- лями или участниками), дополнительного обеспечения требований кре- диторов в виде банковской гарантии, суд может ввести его и независимо от решения собрания кредиторов (п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве). Существо финансового оздоровления сводится к тому, что должник про- изводит расчеты с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, при нарушении которого лица, предоставившие допол- нительное обеспечение кредиторам, за его или за свой счет удовлетво- ряют их требования в упрощенном порядке (ст. 89 Закона о банкротст- ве), что значительно укрепляет позиции кредиторов.
Суд также утверждает административного управляющего, который и контролирует выполнение плана финансового оздоровления и гра- фика погашения задолженности, рассматривает отчеты должника по этим вопросам и предоставляет свои заключения об этом обще- му собранию кредиторов, а также ведет реестр требований креди- торов и созывает их общие собрания. Органы управления должника продолжают осуществлять свои функции (если только арбитражный суд не отстраняет руководителя должника от должности), но ряд сде- лок они не вправе совершать от имени должника без согласия собра- ния (или комитета) кредиторов либо без согласия административно- го управляющего (п. 3 и 4 ст. 82 Закона о банкротстве).
После решения арбитражного суда о введении финансового оздо- ровления требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены к должнику только в конкурсном порядке; отменя- ются меры по обеспечению требований кредиторов; приостанавлива- ется исполнение исполнительных документов по имущественным взы- сканиям; запрещается удовлетворение требований участников о выделе им доли в имуществе должника или выплате ее стоимости в связи с их выходом из состава участников, а также выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам (п. 1 ст. 81 Закона о бан- кротстве). Финансовое оздоровление может завершаться досрочно как в случае досрочного погашения должником всех требований кредиторов (что влечет прекращение судом производства по делу о банкротстве), так и в случае неоднократного или существенного нарушения сроков удовлетворения требований кредиторов (что может повлечь принятие судом по ходатайству собрания кредиторов решения о введении внеш- него управления или об открытии конкурсного производства).
По окончании срока финансового оздоровления арбитражный суд рассматривает его результаты и принимает решение либо о прекраще- нии производства по делу о банкротстве (при полном погашении задолженности и отсутствии или необоснованности жалоб кредиторов), либо о введении внешнего управления (в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника) или о признании долж- ника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 6 ст. 88 Закона о банкротстве).
Внешнее управление (ст. 93–123 Закона о банкротстве)1 вводится арбитражным судом на срок не более 18 месяцев, но может быть про- длено еще не более чем на 6 месяцев (а по ходатайству собрания кре- диторов или внешнего управляющего этот срок может быть сокра- щен). На период внешнего управления вводится мораторий – отсрочка удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам. Одновременно судом утверждается внеш- ний управляющий, который управляет делами должника, поскольку к нему переходят полномочия руководителя и других органов долж- ника (последние сохраняют лишь право принимать решения об уве- личении уставного капитала должника, в том числе путем размещения дополнительных акций, а также о замещении его активов или о про- даже предприятия должника как имущественного комплекса) (ст. 94 Закона о банкротстве).
Внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления и представляет его на утверждение собранию кредиторов. План должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, в частности перепрофилирование производства и закрытие нерентабельных производств, продажу части имущества или предпри- ятия должника, увеличение его уставного капитала, замещение акти- вов должника путем создания на базе его имущества открытого акцио- нерного общества и др. Внешний управляющий управляет и распоря- жается имуществом должника в соответствии с указанным планом, реализует предусмотренные им меры и информирует о результатах собрание кредиторов. При этом крупные и некоторые другие сделки внешний управляющий вправе заключать лишь с предварительного согласия собрания (комитета) кредиторов. Он вправе отказаться от ис- полнения должником некоторых заключенных сделок, препятствую- щих восстановлению его платежеспособности или носящих заведомо убыточный характер (п. 2 ст. 102 Закона о банкротстве).
По результатам своей деятельности внешний управляющий предоставляет отчет собранию кредиторов. В зависимости от этих ре- зультатов кредиторы принимают решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством: либо о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника (в этом слу- чае внешний управляющий будет производить последующие расчеты с кредиторами определенной очереди), либо о прекращении произ- водства по делу о банкротстве (в связи с удовлетворением всех требо- ваний кредиторов), либо о признании должника банкротом и об от- крытии конкурсного производства. Возможно и заключение мирового соглашения кредиторов с должником. После этого внешнее управле- ние считается завершенным. При прекращении производства по де- лу о банкротстве или при открытии конкурсного производства пол- номочия внешнего управляющего прекращаются.
Конкурсное производство (ст. 124–149 Закона о банкротстве)1 от- крывается с момента судебного признания должника банкротом и вводится сроком на один год с возможностью продления не бо- лее чем на шесть месяцев. Оно, в отличие от рассмотренных выше «реабилитационных процедур банкротства», относится к «ликвида- ционным процедурам», влекущим прекращение деятельности юриди- ческого лица – банкрота. С этого момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника (что урав- нивает требования всех кредиторов независимо от сроков их воз- никновения) и одновременно прекращается начисление пени (не- устоек) и процентов по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдель- ными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет) (п. 1 ст. 126 За- кона о банкротстве).
Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответст- венно прекращаются). Он вправе требовать признания недействитель- ными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по возврату имущества должника (п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве). В некоторых правопорядках для этого ус- танавливается специальный срок – «период подозрительности».
Конкурсный управляющий обязан опубликовать сведения об от- крытии конкурсного производства в отношении должника, провести инвентаризацию имущества должника и привлечь для его оценки не- зависимого оценщика1, принять все меры по обеспечению сохранно- сти имущества должника и анализировать его финансовое состояние. При наличии достаточных оснований он обязан также предложить со- бранию кредиторов обсудить вопрос о переходе к реабилитационной процедуре внешнего управления и о прекращении конкурсного про- изводства. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий представляет собранию (коми- тету) кредиторов предложения о порядке, сроках и условиях продажи этого имущества, а затем приступает к его продаже на открытых тор- гах. Имущество должника, которое предназначено для удовлетворе- ния требований кредиторов, составляет конкурсную массу.
Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредито- рами в соответствии с очередностью их требований (ст. 134–138 За- кона о банкротстве). Вне очереди погашаются требования по текущим платежам, причем сначала удовлетворяются требования по платежам, связанным с судебными расходами по делу, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему и оплатой деятельности лиц, привле- ченных им в соответствии с требованиями законодательства (напри- мер, оценщиков), а затем – требования по коммунальным и эксплуа- тационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника, и по иным текущим платежам.
В первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, а также по компенсации им морального вреда. Во вторую очередь удовлетворяются требования работ- ников по оплате труда и по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности. Таким образом, состав двух первых (при- вилегированных) очередей кредиторов совпадает с составом аналогичных очередей при обычной ликвидации юридического лица (ср. ст. 134–136 Закона о банкротстве и абз. 2 и 3 п. 1 ст. 64 ГК)2. Расчеты с остальными кредиторами производятся в последнюю, третью очередь.
При этом требования кредиторов каждой очереди удовлетворя- ются после полного удовлетворения требований кредиторов пре- дыдущей очереди, а между кредиторами одной очереди имущество должника при его недостаточности распределяется пропорционально суммам их требований (п. 2 и 3 ст. 142 Закона о банкротстве). Требо- вания кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности иму- щества должника, а также не признанные конкурсным управляю- щим или признанные необоснованными арбитражным судом, счи- таются погашенными.
Действия конкурсного управляющего контролируются кредитора- ми и арбитражным судом (ст.143 Закона о банкротстве). По заверше- нии расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра требований кредиторов (с указани- ем размера погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. После рас- смотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является осно- ванием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица – должника. С момен- та внесения такой записи в указанный реестр (т.е. государственной ре- гистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юри- дическое лицо – ликвидированным.
Банкротство отдельных видов юридических лиц обладает неко- торыми особенностями, предусмотренными законодательством. Так, при банкротстве градообразующих организаций допускается введе- ние внешнего управления под поручительство публично-правового образования по обязательствам должника (ст. 171 Закона о банкрот- стве); определенные особенности имеются при банкротстве банков, страховых компаний и иных финансовых организаций (ст. 180–189 Закона о банкротстве)1, стратегических предприятий и организаций (ст. 190–196 Закона о банкротстве), субъектов естественных монопо- лий (ст. 197–201 Закона о банкротстве).
По упрощенной процедуре осуществляется банкротство отсутствующих должников – юридических лиц, фактически прекратив- ших свою деятельность, руководители (органы) которых отсутству- ют и установить место их нахождения не представляется возможным (ст. 227–228 Закона о банкротстве)2.