Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Прекращение права собственности

2018-08-18

 

Основания и способы прекращения права собственности

Право собственности является не только наиболее широким по содержанию, но и наиболее устойчивым вещным правом, составляя основную юридическую предпосылку и результат нормального иму- щественного оборота. Поэтому закон специально регулирует не толь- ко основания приобретения права собственности, но и основания его прекращения (правопрекращающие юридические факты). Эти по- следние подлежат особо тщательной регламентации, с тем чтобы со- хранить и поддержать «прочность» права собственности в соответст- вии с провозглашенным в п. 1 ст. 1 ГК принципом неприкосновенно- сти собственности.

Поэтому гражданско-правовая регламентация оснований прекра- щения права собственности в основном направлена на обеспечение неприкосновенности частной собственности граждан и юридических лиц. Ведь многие основания прекращения права собственности, по су- ти, устанавливают возможности перехода имущества лишь из частной в публичную собственность, но не наоборот. Прежде всего это отно- сится к возможностям принудительного прекращения права собствен- ности (помимо воли собственника).

Универсальный характер, касающийся всех собственников, имеют основания прекращения права собственности по воле самого собствен- ника (в добровольном порядке) либо в связи с гибелью или уничтоже- нием вещи, а также прекращение этого права при обращении кредито- рами взыскания на имущество собственника по его обязательствам.

Прекращение права собственности происходит лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Прежде всего это случаи прекраще- ния данного права по воле собственника. Такие случаи охватывают две группы ситуаций: отчуждение собственником своего имущества дру- гим лицам и добровольный отказ собственника от своего права.

В первой ситуации речь идет о различных сделках по отчуждению своего имущества, совершаемых его собственником (купля-продажа во всех ее разновидностях, мена, дарение, внесение вещи в уставный капи- тал юридического лица и т.д.). Порядок прекращения права собствен- ности отчуждателя (и возникновения права собственности у приобрета- теля) регулируется главным образом нормами о сделках и договорах.

Отказ от права собственности (ст. 236 ГК, ст. 53 ЗК) формально представляет собой новое для нашего законодательства основание 
прекращения этого права, хотя по существу оно и ранее могло ис- пользоваться в имущественных отношениях. В соответствии с этим правилом допускается добровольный отказ собственника от принад- лежащего ему права (а по сути – его отказ от конкретной вещи или вещей) путем либо публичного объявления об этом (в том числе имея в виду внесение записи об этом в государственный реестр прав на не- движимость), либо совершения реальных действий, бесспорно свиде- тельствующих об этом его намерении (например, выбрасывание став- ших ненужными вещей).

Важно иметь в виду, что до приобретения права собственности на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом пра- ва и обязанности первоначального собственника не прекращаются. Это означает не только возможность «возврата» данной вещи прежне- му собственнику (поскольку он и так не утратил на нее своего права), но и возможность возложения на него ответственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредоносными свойствами, как, напри- мер, старый телевизионный кинескоп).

Особый случай прекращения права собственности представляет собой приватизация государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК). Она распространяется только на имущество, находящее- ся в государственной и муниципальной собственности, т.е. мыслима лишь для публичных, а не частных собственников, и уже в силу этого не может рассматриваться в качестве общего основания прекращения права собственности. Вместе с тем она всегда становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц). Приватизация проводится по решению самого публичного собст- венника и предполагает получение им определенной платы за прива- тизированное имущество. Ее объектом является имущество, в основ- ном недвижимое, прямо указанное в этом качестве в законе. Наконец, она может проводиться только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским законодательством.

Право собственности на вещь прекращается также с ее гибелью или уничтожением, поскольку при этом исчезает сам объект данного пра- ва. Иное дело – причины, по которым это произошло. В случае ги- бели вещи подразумевается, что это произошло при отсутствии чьей- либо вины, в силу случайных причин или действия непреодолимой силы, за результаты которых никто, как правило, не отвечает. Тогда риск утраты имущества по общему правилу лежит на самом собствен- нике (ст. 211 ГК). Если же вещь уничтожена по вине иных (третьих) 
лиц, они несут перед собственником имущественную ответственность за причинение вреда.

Принудительное изъятие имущества у частного собственника на возмездных основаниях

Принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему иму- щества допустимо только в случаях, прямо перечисленных в п. 2 ст. 235 ГК. Перечень таких случаев сформулирован исчерпывающим образом, не допускающим его расширения даже иным законом. В этом состоит одна из важных гарантий прав собственника. Конкретные основания изъятия имущества у собственника помимо его воли и в этих случаях должны быть прямо предусмотрены законом.
Изъятие имущества у собственника по общему правилу произво- дится на возмездных основаниях, т.е. с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей). Оно допускается:
  1. при отчуждении имущества, которое не может принадлежать дан- ному лицу в силу запрета, имеющегося в законе (вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте);
  2. при отчуждении недвижимости (зданий, строений и т.п.) в связи с изъ- ятием земельного участка;
  3. при выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;
  4. при выкупе домашних животных в случаях ненадлежащего обра- щения с ними;
  5. при реквизиции имущества;
  6. при выплате компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества при ее несоразмерно- сти выделяемой доле;
  7. при приобретении права собственности на недвижимость по реше- нию суда в случаях невозможности сноса здания или сооружения, находящихся на чужом земельном участке;
  8. при выкупе земельного участка для государственных или муници- пальных нужд в соответствии с решением суда;
  9. при изъятии у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением предписаний законодательства;
  10. при продаже с публичных торгов по решению суда бесхозяйствен- но содержимого жилого помещения;
  11. при национализации имущества собственников в порядке, преду- смотренном специальным законом.
Следует подчеркнуть, что лишь в одном из перечисленных случаев речь может идти об изъятии имущества из собственности государства или иного публично-правового образования (выплата компенсации участнику долевой собственности). Все остальные ситуации касают- ся возможности принудительного прекращения права частной собст- венности граждан или юридических лиц. Поэтому речь здесь практи- чески всегда идет о возможностях изъятия имущества у частных соб- ственников.

Прекращение права собственности на имущество, которое не мо- жет принадлежать данному лицу в силу закона (ст. 238 ГК), имеет в ви- ду прежде всего защиту публично-правовых интересов. Речь идет о тех видах имущества, которые по прямому указанию закона либо изъяты из оборота, т.е. могут находиться исключительно в государственной собственности, либо ограничены в обороте, в частности подлежат при- обретению лишь по специальному разрешению государственных ор- ганов. Если такого рода имущество (например, оружие, сильнодейст- вующие яды и наркотики и т.д.) оказалось у владельца незаконно, то, разумеется, никаких вещно-правовых последствий, тем более права собственности, это обстоятельство не порождает. Но если данные ве- щи оказались у частного собственника на законном основании (на- пример, оружие перешло от одного гражданина к другому в порядке наследования), однако само это лицо по закону лишено возможности обладать ими на праве собственности, эти вещи подлежат принуди- тельному отчуждению. Особым случаем применения данного прин- ципа является правило ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (да- лее – Закон об обороте земель сельхозназначения)1, предусматриваю- щее принудительное отчуждение у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, если такие участки оказа- лись в собственности иностранных лиц либо их размер и(или) место- положение не соответствуют требованиям закона (ст. 3 и 4 Закона об обороте земель сельхозназначения).

Владелец такого имущества вправе сам произвести его отчуждение любым допускаемым законом способом (разумеется, только управомо- ченному на приобретение в собственность лицу) в течение года, если специальным законом не предусмотрен иной, как правило, более ко- роткий срок. Если этого не произошло, суд может принять решение либо о принудительной продаже такого имущества, либо о его переда- че в государственную или муниципальную собственность. Содержание такого решения определяется прежде всего характером и назначени
ем соответствующей вещи. Очевидна, например, нецелесообразность принудительной продажи с публичных торгов оружия или сильнодей- ствующих ядов при отсутствии у их владельца специального разреше- ния на их хранение или использование. Такие объекты в данной си- туации просто перейдут в публичную собственность. Однако в обоих случаях бывший собственник вправе требовать компенсации за утра- ченное имущество (либо в виде вырученной от продажи суммы за вы- четом необходимых расходов по реализации вещи, либо в виде опре- деленной судом компенсации).

Особый случай принудительного изъятия недвижимого имущества предусмотрен ст. 239 ГК и ст. 55 ЗК. Речь здесь идет о ситуациях, когда земельный участок (либо участок недр) изымается у частного собствен- ника в публично-правовых интересах, например, для прокладки маги- страли, строительства каких-либо объектов и т.п. Если на таком уча- стке находятся здания, сооружения или иное недвижимое имущество, собственник этих объектов (который вовсе не обязательно совпадает в одном лице с собственником земельного участка) вправе получить за них соответствующую компенсацию1. Для такого частного собствен- ника закон предусматривает следующие гарантии:
  • во-первых, выкуп такого недвижимого имущества либо его продажа с публичных торгов без согласия собственника возможны только по решению суда, но не в административном порядке (п. 2 ст. 55 ЗК);
  • во-вторых, обязательным условием изъятия является доказанность в суде невозможности использования изымаемого участка без прекра- щения прав собственника находящейся на участке недвижимости.
Принудительный выкуп у частного собственника бесхозяйствен- но содержимых культурных ценностей допускается при наличии сле- дующих условий (ст. 240 ГК). Прежде всего дело должно касаться не любых, а только особо охраняемых государством культурных ценно- стей2. Далее, в судебном порядке требуется установить не только факт бесхозяйственного содержания этих ценностей, но и реальную угрозу утраты ими своего значения в результате соответствующего бездейст- вия или действий их собственника. Это касается только частных соб- ственников, ибо бесхозяйственное содержание особо охраняемых го- сударством культурных ценностей не может стать основанием для их изъятия у публичного собственника и передачи собственнику част- ному (например, какой-либо общественной организации), посколь- ку речь тогда шла бы об их приватизации, не предусмотренной зако- ном. Наконец, и при наличии указанных выше обстоятельств, под- твержденных в судебном порядке, собственник изымаемых культурных ценностей все равно получает за них компенсацию – либо в виде вы- рученной от их продажи суммы, либо в виде иной компенсации, ус- тановленной по соглашению с выкупающим их органом государства или решением суда.

Реквизиция, т.е. предусмотренное законом принудительное изъятие у частного собственника его имущества по решению государственных орга- нов в неотложных общественных интересах и с обязательной компенса- цией, представляет собой традиционное для всякого правопорядка ос- нование прекращения частной собственности граждан и юридических лиц. Реквизиция допустима только в обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и т.п.), и может производиться исключительно в интересах общества. Такое изъятие допустимо по решению государственных, но не муни- ципальных органов и не требует обязательного судебного решения.

Порядок и условия изъятия имущества путем реквизиции должны определяться специальным законом. В качестве дополнительных гарантий защиты интересов собственника реквизированного имущества п. 2 и 3 ст. 242 ГК предусматривают, во-первых, возможность судебного оспаривания размера компенсации, выплаченной за реквизированное имущество; во-вторых, возможность истребования по суду сохранив- шегося реквизированного имущества при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его реквизиции (ср. п. 3–6 ст. 51 ЗК).

Действующий закон не исключает возможности национализации. Под национализацией понимается обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК). Она может осу
ществляться лишь на основании специального федерального закона и с возмещением собственнику не только стоимости вещи (имущества), но и всех причиненных ею убытков. Национализация отличается от реквизиции тем, что осуществляется не только в чрезвычайных об- стоятельствах и касается прежде всего определенных сфер экономи- ки, а не всех вообще собственников конкретного имущества (напри- мер, автомобилей и радиоприемников, как это имело место во время Великой Отечественной войны).

Безвозмездное принудительное изъятие имущества у собственника

Лишь в двух случаях закон допускает безвозмездное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества помимо его воли:
  • во-первых, это обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (поскольку ст. 24, 56 и 126 ГК допускают об- ращение взыскания кредиторов на имущество собственников-долж- ников);
  • во-вторых, конфискация имущества собственника в соответствии со ст. 243 ГК.
Обращение взыскания на имущество собственника по его долгам по общему правилу допустимо только на основании судебного реше- ния. Но законом могут быть предусмотрены случаи такого рода взы- сканий и во внесудебном порядке, в том числе по договору, напри- мер, при обращении залогодержателем взыскания на заложенное иму- щество по нотариально удостоверенному соглашению с залогодателем (абз. 2 п. 1 ст. 349 ГК).

Имущество публичных собственников как участников гражданского оборота тоже может стать объектом взыскания со стороны их креди- торов, в том числе в порядке исполнения судебного решения. Внесу- дебный порядок погашения долгов публичными собственниками мо- жет быть связан и с принятием их органами властных (нормативных) актов, как это, например, имело место при погашении обязательств по различным государственным займам.

Другим основанием принудительного изъятия имущества у собст- венника без компенсации является его конфискация. Она представ- ляет собой санкцию, примененную к частному собственнику в уста- новленном законом порядке за совершение им правонарушения (п. 1 ст. 243 ГК). Конфискация в гражданском законодательстве допускает- ся законом при умышленном совершении сделки с целью, противной 
основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК), и при изъятии в доход РФ оборудования, устройств и материалов, используемых или предназначенных для нарушения исключительных прав на результа- ты интеллектуальной деятельности (п. 5 ст. 1252 ГК)1. Конфискация может производиться в административном порядке, но изъятие вещи может быть оспорено в суде (п. 2 ст. 243 ГК). По общему правилу кон- фискация осуществляется по решению суда.


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство