Право на защиту является элементом – правомочием, входящим в содержание всякого субъективного гражданского права. Поэтому субъективное право на защиту – это юридически закрепленная возмож- ность управомоченного лица использовать меры правоохранительного ха- рактера с целью восстановления нарушенного права и пресечения дейст- вий, нарушающих право1.
Содержание права на защиту определяется комплексом материаль- ных и процессуальных норм, устанавливающих:
а) содержание правоохранительной меры, применяемой для защи- ты права;
б) основания ее применения;
в) круг субъектов, уполномоченных на ее применение;
г) процессуальный и процедурный порядок ее применения;
д) права субъектов, по отношению к которым применяется данная мера.
Гражданско-правовые правоохранительные меры можно опреде- лить как закрепленные либо санкционированные законом способы воздей- ствия на правонарушителя или на его имущество, применяемые органа- ми государства или уполномоченными им органами либо самим управо- моченным лицом в целях:
- пресечения правонарушения;
- устранения последствий правонарушения путем восстановления правового положения, имущественной сферы потерпевшего, суще- ствовавших до его совершения;
- возложения имущественных обременений на правонарушителя;
- понуждения правонарушителя к совершению действия неимущест- венного характера в интересах потерпевшего.
Примерный перечень способов защиты гражданских прав указан в ст. 12 ГК. Защита гражданских прав осуществляется путем:
- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения пра- ва, и пресечения действий, нарушающих право или создающих уг- розу его нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и применения пос- ледствий ее недействительности, применения последствий недейст- вительности ничтожной сделки;
- признания недействительным акта государственного органа или ор- гана местного самоуправления;
- самозащиты права;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа или органа мест- ного самоуправления, противоречащего закону;
- иными способами, предусмотренными законом.
Содержание указанных и иных способов защиты и порядок их при- менения конкретизируются в нормах действующего законодательства, а также в договорных соглашениях в случаях, разрешенных законом.
Способы защиты гражданских прав необходимо подразделять на меры государственно-принудительного порядка, обладающие призна- ками мер гражданско-правовой ответственности, и на меры защиты в уз- ком смысле слова, не обладающие признаками гражданско-правовой ответственности1. Возмещение убытков (вреда), взыскание неустойки, имущественная компенсация морального вреда являются мерами гражданско-правовой ответственности. Другие меры защиты граждан- ских прав именуются мерами защиты гражданских прав в узком смыс- ле слова. Такое разделение строится на следующих предпосылках.
Во-первых, меры гражданско-правовой ответственности реализуют компенсаторно-восстановительную функцию гражданского права. От- ветственность носит ретроспективный характер: она может возлагать- ся только за совершенное гражданское правонарушение. Применение мер гражданско-правовой ответственности либо восстанавливает иму- щественную сферу потерпевшего, либо является имущественной ком- пенсацией за моральный вред. В отличие от мер гражданско-право- вой ответственности меры защиты гражданских прав (в узком смысле) реализуют помимо восстановительной функции превентивные и пресе- кательные функции. Иными словами, меры защиты гражданских прав в узком смысле слова могут применяться для предупреждения и пре- сечения правонарушения. Например, предусмотренный ст. 1065 ГК иск о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, служит как предотвращению деликтов (причинения вре- да) в будущем, так и пресечению неправомерной деятельности, несу- щей угрозу причинения вреда.
Следовательно, меры гражданско-правовой ответственности при- меняются по поводу нарушенного субъективного гражданского пра- ва, а меры защиты права в узком смысле слова применяются в связи с оспариваемым или нарушаемым субъективным гражданским правом. Иначе говоря, применение мер гражданско-правовой ответственности имеет место при свершившемся или длящемся гражданском правона- рушении, а применение мер защиты в узком смысле слова может иметь место при длящемся правонарушении или угрозе нарушения субъек- тивного гражданского права.
Во-вторых, применение мер гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков (ущерба) и(или) выплаты неустойки все- гда означает для правонарушителя претерпевание юридически обяза- тельных обременительных имущественных обязанностей. Такие обя- занности представляют собой гражданско-правовые санкции за пра- вонарушение. Применение мер защиты в узком смысле слова никаких юридически обязательных обременительных обязанностей у субъек- тов, к которым они применяются, не создает. Так, владение вещью беззаконных оснований является длящимся правонарушением. При вин- дикации вещи незаконный владелец теряет вещь, которая, строго го- воря, по закону ему и не принадлежит. Следовательно, при примене- нии мер защиты в узком смысле слова правонарушитель юридически теряет то, что по праву ему не принадлежит, и никаких других юри- дически обязательных обременительных имущественных последст- вий у него не возникает.
В-третьих, меры гражданско-правовой ответственности имеют толь- ко им присущие отраслевые особенности, ибо каждой отрасли права присущи свои меры ответственности. Меры защиты гражданских прав могут носить универсальный межотраслевой характер. Например, та- кая мера, как признание недействительным ненормативного акта го- сударственного органа или органа местного самоуправления, может быть использована лицом не только для защиты гражданских прав, но и для защиты от уголовного преследования. Гражданин, добившись в суде решения о признании недействительным акта налогового ор- гана о якобы имевшихся недоимках, защищает не только свое право собственности, но и свою личную свободу, ибо такое решение суда ли- шает компетентные государственные органы возможности привлечь его к уголовной ответственности.
В дальнейшем в данной главе речь пойдет только о мерах защиты гражданских прав в узком смысле слова (мерам гражданско-правовой ответственности посвящена гл. 11 настоящего тома учебника). Меры защиты гражданских прав в узком смысле слова отличаются друг от друга по юридическому и материальному содержанию, формам и ос- нованиям применения. По этим признакам их можно классифициро- вать на следующие виды:
а) фактические действия управомоченных субъектов, носящие при- знаки самозащиты гражданских прав;
б) меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав; в) меры правоохранительного характера, применяемые к нарушите- лям гражданских прав компетентными органами государства или уполномоченными им органами (государственно-принудитель-
ные меры).
Порядок и пределы применения конкретного способа защиты гражданского права зависят как от содержания защищаемого субъ- ективного права, так и от характера его нарушения. Так, если коммерческая организация незаконно использует чужой товарный знак, то от такого нарушения можно защититься судебным запретом неза- конного использования товарного знака, но отнюдь не фактически- ми действиями потерпевшего по воздействию на правонарушителя. Из этого ясно, что применение мер защиты не может носить харак- тер самоуправства. Они должны применяться при наличии обстоя- тельств, указанных в законе или в условиях договора, санкциониро- ванных законом.
Обстоятельства, с которыми закон или договор связывает возмож- ность применения той или иной меры защиты, именуются основания- ми применения мер защиты. Например, виндикация вещи имеет сво- им основанием нахождение вещи собственника в чужом незаконном владении. Основанием для применения такой меры защиты, как при- знание права авторства, может быть плагиат – опубликование чужого произведения под собственным именем.
Иногда одно основание порождает возможность одновременного применения меры защиты и меры ответственности. Так, в результа- те нарушения должником обязательства по оплате вещи кредитор по- лучает возможность удерживать ее (ст. 359 ГК), а также право на взы- скание неустойки.
При взаимосвязанности оснований, т.е. когда одно основание, ко- торое можно назвать главным, порождает другое – производное, закон допускает возможность субсидиарного применения наряду с главной мерой защиты дополнительной меры защиты. Так, при истребова- нии имущества из чужого незаконного владения собственник впра- ве потребовать от недобросовестного владельца возврата или возме- щения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь за все время владения (п. 1 ст. 303 ГК). В такой ситуации собственник может ставить вопрос о взыскании с недобросовестного владельца неосновательного сбережения, возникшего в результате безвозмезд- ного использования чужого имущества без достаточных оснований ( ст. 1003 ГК). Как видно, главное основание – владение чужой ве- щью – порождает производное – неосновательное обогащение од- ного лица за счет другого.
Каждый способ защиты гражданского права может применяться в определенном процессуальном или процедурном порядке. Этот по- рядок именуется формой защиты гражданского права.
В науке гражданского права различают юрисдикционную и неюрис- дикционную формы защиты прав.
Юрисдикционная форма защиты – это защита гражданских прав го- сударственными или уполномоченными государством органами, об- ладающими правоприменительными полномочиями. Юрисдикцион- ная форма защиты в соответствии с действующим законодательством допускает возможность защиты гражданских прав в судебном или ад- министративном порядке.
Судебная форма защиты гражданских прав наиболее полно соответ- ствует принципу равенства участников гражданских правоотношений. В п. 1 ст. 11 ГК говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбит- ражный суд или третейский суд (третейские суды не включены в судебную систему Российской Федерации и не относятся к числу органов, уполномоченных государством для отправления правосудия).
При судебной форме защиты права лица используют свое право на иск. Под правом на иск следует понимать возможность субъекта реали- зовать свое материально-правовое требование в исковой форме.
Защита гражданских прав в административном порядке возможна только в случаях, предусмотренных законом, и означает:
а) принятие государственным органом, наделенным правопримени- тельными полномочиями, решения о применении определенной меры защиты гражданского права с соблюдением установленной законом и иными правовыми актами процедуры;
б) возможность обжалования действий должностных лиц и актов го- сударственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти или вышестоящему должностному лицу.
Государственные органы, не являющиеся судами, осуществляют правоприменительные функции в ограниченном числе случаев. На- пример, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в случаях нарушения субъектами предпринимательской дея- тельности запретов на злоупотребление доминирующим положением и правил добросовестной конкуренции могут возбудить дело как по заявлению заинтересованных лиц, так и по собственной инициативе. Приняв решение по делу, эти органы направляют нарушителям обяза- тельные для исполнения предписания. Защита интеллектуальных прав в административном порядке предусмотрена п. 2 ст. 1248 ГК.
Решение, касающееся защиты гражданских прав и принятое в административном порядке, в любом случае может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК). При этом не требуется обязательного предварительно- го обращения заинтересованного лица в вышестоящий в порядке под- чиненности орган или к должностному лицу (ст. 247 ГПК).
Неюрисдикционная форма защиты гражданского права – это защита гражданского права самостоятельными действиями управомоченно- го лица без обращения к государственным и иным уполномоченным государством органам. Такая форма защиты имеет место при самоза- щите гражданских прав и при применении управомоченным лицом мер оперативного воздействия к правонарушителю.