Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Налогоплательщик полагает, что решение незаконно и должно быть отменено. Прав ли налогоплательщик?


Акт камеральной налоговой проверки рассмотрен с участием орагнизации-налогоплательщика. Вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. С учетом результатов дополнительных мероприятий, без ознакомления с ними налогоплательщика и извещения его о рассмотрении данных материалов, инспекция вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налогоплательщик полагает, что решение незаконно и должно быть отменено. Прав ли налогоплательщик? 
 

Налогоплательщик имеет право подать жалобу по вынесению решения о налоговом правонарушении, так как процедура вынесения решения была проведена с нарушениями,  также были нарушены права налогоплательщика.
Обоснование.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения налогового правонарушения или отсутствия такового руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (один месяц – по общему правилу, два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п 4.6 ст 83 НК РФ).
В решении обязательно указывается причина, срок и конкретная форма проведения дополнительных мероприятий (например в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст 93 и ст 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы).
 
Налоговый орган обязан на основании п. 2 Ст.101:
1) уведомить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов дела о налоговом правонарушении.
2) обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений п. 6 ст. 100 настоящего Кодекса и п. 6.1 ст. 101 и представить в налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части.
 
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов существенных условий мероприятий налогового контроля при проведении проверок требований НК РФ может служить основанием для отмены вынесенного решения. Об этом прямо говорит п.14 ст. 101 НК РФ. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
До внесения в ст. 101 НК РФ пункта 6.1 (до 02.06.2016) существовало две позиции судов:
  1. Инспекция до принятия окончательного решения должна обеспечить проверяемому лицу возможность представить возражения на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля. Так как в НК РФ прямо не предусмотрен порядок и срок уведомления проверяемого лица, то нужно исходить из закрепленных в ст. 100 НК РФ обязанности налогового органа направить материалы дела и права проверяемого лица представить свои возражения (п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Если решение было вынесено с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля и без извещения плательщика, то оно подлежит обязательной отмене. Такой вывод содержится в  Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.12.2015 N Ф01-5278/2015, Ф01-5293/2015 по делу N А28-8418/2014, в разъяснениях Минфина (Письмо Минфина России от 26.10.2011 N 03-02-08/112,  Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).
 
2) Инспекция не обязана обеспечить проверяемому лицу возможность представить возражения на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля (
Постановление ФАС Поволжского округа от 24.01.2012 по делу N А57-4681/2011)
Данная позиция существовала только до опубликования Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.
Также есть решения судов не в пользу налогоплательщика, если в ходе дополнительных мероприятий не получена новая информация, то решение не подлежит отмене (
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.01.2014 N Ф03-6417/2013 по делу N А51-215/2013, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2014 по делу N А63-7494/2013). 
 
После внесения в ст.101 НК РФ п 6.1 законодательством закреплено право налогоплательщика давать объяснения и возражения по дополнительным мероприятиям в рамках проводимой  налоговой проверки, а значит налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении дела надлежащим образом.
 
Вывод.
Решение налогового органа может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом в связи с тем, что Решение было вынесено с нарушением существенных условий рассмотрения дела о налоговом правонарушении, указанных в НК РФ (п.14 ст.101 НК РФ), в связи с чем происходит прямое ущемление прав налогоплательщика, который не мог в данном случае принимать участие в рассмотрении дела и не имел возможности предоставлять пояснения и возражения (п.6.1 ст.101).


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство