Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуКуда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать очень долго, и подчас виной тому их неэффективная деятельность. Об особенностях взаимоотношений с приставами расскажем сегодня.
Деятельности судебных приставов напрямую посвящены 2 нормативных акта:
Закон «О приставах» направлен на правовую конкретизацию личности этого госслужащего и его должностных обязанностей. В частности, закон устанавливает:
Закон «Об исполнительном производстве» регулирует саму процедуру по приведению в жизнь актов суда. В документе подробно расписаны:
Все, что нужно знать об исполнительном производстве, сосредоточено в путеводителе КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Задачами судебных приставов законодательство определяет:
В обязанности приставов среди прочего вменяются:
Большинство граждан сталкивались со службой судебных приставов в случае необходимости получить свои деньги с должника, который добровольно не хочет исполнять принятое судом решение. Теоретически процедура исполнения воли суда выглядит очень просто:
На деле же все оказывается не так просто, и процедура получения уже присужденных судьей денег может затягиваться на неопределенное время. Между тем законодательство предусмотрело вполне внятные сроки для проведения исполнительных мероприятий.
На совершение исполнительных действий закон 229-ФЗ отводит приставу общий срок 2 месяца со дня возбуждения исполнительного производства. Кроме этого, предусмотрено следующее:
В указанные сроки не засчитывается время:
Отложить исполнительные действия возможно не более чем на 10 дней – в связи с заявлением взыскателя или по инициативе пристава, а также на основании судебного акта. Приостановить исполнение по документу возможно на неопределенное время, пока не исчезнут обстоятельства, послужившие причиной приостановления взыскания (например, розыск должника).
Чтобы исполнительное производство прошло успешно и заняло как можно меньше времени, с приставом, ведущим исполнительное производство, нужно регулярно общаться. Причем общение это должно быть преимущественно письменным – в виде официальных документов, передаваемых взыскателем на имя пристава через почту или канцелярию подразделения приставов и получаемых взыскателем официально по почте на адрес регистрации.
Если должник скрывает свои доходы или скрывается сам, то нужно сообщить приставу как можно больше известной информации о нахождении самого должника или его имуществе, месте работы, источниках получения средств существования.
Стороны исполнительного производства правомочны знакомиться с материалами дела. В связи с этим получателю долга полезно периодически направлять в адрес пристава запрос с просьбой ознакомить его с ходом исполнительного производства. На письменное обращение пристав-исполнитель обязан ответить также письменно. Если от раза к разу на запросы о ходе исполнительного производства будут приходить формальные отписки, то можно обратиться к приставу лично в часы приема и сделать собственноручные выписки и копии из дела.
Таким образом, пристав должен ощущать заинтересованность взыскателя в получении причитающегося по исполнительному листу и чувствовать контроль с его стороны.
Скачать форму заявления |
Процедуре оспаривания действий или, чаще всего, бездействий пристава посвящена 18 глава закона «Об исполнительном производстве». Из нее становится ясно, что для подачи жалобы на госслужащего отводится 10 дней с момента обнаружения нарушений закона действиями (бездействиями) пристава или принятым им документом. Однако из практики видно, что срок этот весьма условен и строго применяется в основном в отношении обжалования какого-то конкретного документа. В отношении же действий и, главное, бездействий пристава определить момент нарушения закона очень сложно, ведь события эти длящиеся, и чаще всего речь может идти о факте обнаружения затягивания исполнительного производства.
Куда жаловаться на судебных приставов? Ответ на этот вопрос содержится в законе № 229-ФЗ. Организации и должностные лица представлены в порядке возрастания их полномочий.
Направить свою жалобу можно как по почте заказным письмом с уведомлением, так и отнести лично в канцелярию службы. Также можно оставить обращение на сайте организации по адресу: www.fssprus.ru. Поданная в порядке подчиненности жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней с момента ее получения.
Кроме указанных должностных лиц обратиться с жалобой на нарушение закона приставом можно:
О форме жалобы на пристава рассказывает статья 124 закона 229-ФЗ. Согласно ее нормам, жалоба должна быть письменной, подписанной заинтересованным лицом или его поверенным (в этом случае с приложением доверенности).
Основные претензии описываются в свободной форме, но обязательно должны содержать указания на:
Несмотря на то что закон допускает обращение с жалобой без приложения документов, подтверждающих нарушение закона приставом, их отсутствие либо увеличит срок рассмотрения жалобы (необходимые доказательства будут запрашиваться дополнительно), либо может исказить картину происходящего и повлиять отрицательно на итоговое решение по обращению. Поэтому к жалобе желательно приложить ответы на запросы о ходе исполнительного производства, которые приходили от пристава, особенно если они имеют вид формальных отписок.
Источники:
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста