Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


«Ктуба» — традиция и юридическая основа брачного союза

2017-11-15

  Традиции и обычаи, бережно хранимые евреями со времен Моисея – достаточно интересная и увлекательная тема, и слишком значительный и поучительный опыт для современного мира, чтобы оставить его без внимания. Тем более важным представляется изучение этого опыта новыми гражданами Израиля (даже абсолютно неверующими), для которых он может иметь и практическое применение.

В силу исторических причин, традиции иудейских общин, оставаясь недоступными для чужих, обросли в сознании обывателя массой весьма популярных в кругу разного рода общественных и политических маргиналов мифов, легенд и надуманных подробностей, не имеющих ничего общего с реальной жизнью.
В данной статье мы постараемся осветить, хотя бы вкратце, понятие еврейского брачного контракта «ктуба».

Священный союз
Без преувеличения можно сказать, что брак и семья – священная основа и смысл земного существования еврея, причем нарушение правил и норм брачного союза считается прямым преступлением против Творца.
Создание семьи и рождение детей это далеко не метафора и не красивый речевой оборот, а священная обязанность иудея, поскольку традиция иудаизма подразумевает, что человек, не вступивший в брак — не совсем еще и человек. Он не сотворен окончательно, в том смысле, что не реализовал заложенный в нем Творцом потенциал.

Безбрачие в иудаизме, за редким исключением, не поощряется, и, хоть и не влечет физического наказания, с моральной точки зрения находится на одной с чаше весов с нарушением заповеди «Пру у-рву!», что означает «Плодитесь и размножайтесь!» (Берейшит, 1:28). Даже тот, кто уже исполнил заповедь плодиться и размножаться, но овдовел или развелся, обязан снова жениться. Если он не стар, то обязан жениться на женщине, которая еще может рожать; если он стар, то должен взять в жены женщину, подходящую ему по возрасту.

Итак, иудейский брак, как священный союз, подразумевает две основных функции – причем на первом месте стоит рождение детей, и лишь на втором – установление взаимоотношений между партнерами.
В наше гуманистическое время трудно удивить мир любовью к детям, а вот на заре европейской цивилизации иудаизму немало попеняли за отношение к ребенку как равноправному и полноценному человеку такие авторитеты как Тацит. Римский историк всерьез называл предрассудком иудейское правило не убивать детей, и посмеивался над тем, что «убийство любого ребенка считается преступлением». Однако факт остается фактом – даже в позднейшие времена детская смертность в еврейских общинах была значительно ниже, чем у представителей прочих конфессий.

Выстраивание взаимоотношений между супругами по принципу практически полного равноправия – еще одна отличительная черта иудаизма. В священных текстах евреев нет указаний о толщине палки, которой можно наказать супругу-мусульманку , нет и пресловутого «женщина – сосуд греха» западного христианства. Определение женщины в иудаизме «эзер кенегдо» — «помощник, который стоит напротив него». Причем, по мнению толкователей Торы, «против него» женщина становится в то момент, когда мужчина начинает устраняться от духовного развития и терять необходимый уровень.

«Человек должен оставить своих отца и мать и прилепиться к жене», — говорится в Торе – священном тексте, более известном широкой аудитории как Ветхий Завет. К созданию семьи еврейский мальчик – а именно он обязан найти вторую половину и раскрыть духовные силы женщины, теоретически может приступить в возрасте тринадцати лет, получив статус «бар мицва». (Девочка, кстати, признается взрослой в двенадцать лет). На практике, разумеется, этот обычай не соблюдается, и в лучшем случается ограничивается чем-то вроде привычной нам помолвки.
В то, что браки заключаются на небесах, религиозные иудеи просто обязаны верить. В одном из священных текстов сказано, что: «За 40 дней до рождения ребенка голос с небес (Бат Коль) объявляет: «Дочь такого-то создана для такого-то».

Брачный договор
Для выходцев из бывшего СССР такая практика семейного законодательства, как заключение брачного контракта, является новшеством. Для англичан, естественно, ничего нового в этом нет, но, к примеру, принц Уильям и Кейт Миддлтон не горели желанием подписывать брачный договор (уступить их вынудили старшие члены королевской семьи, состояние которой оценивается в полмиллиарда долларов).

Обсуждая данную практику, и сторонники и противники договорных отношений в семье приводят множество «за» и «против», но и те и другие совершают одну и ту же ошибку, причисляя письменное согласование семейных обязанностей и имущества к веяниям нового времени. Однако, в иудаизме практика подписания «ктубы» существует с незапамятных времен, и является одной из основ брачного союза иудеев.

Реальный брак начинается с подарка. Эта стадия называется «ирусин» – обручение – а потому подарком, как правило, становится кольцо. Если девушка принимает подарок – первая стадия заключения семейного союза свершилась, а избранница считается замужней женщиной, со всем вытекающими отсюда последствиями. Следующий этап – прочтение над молодоженами свадебных молитв и зачтение «ктубы» — того самого брачного контракта, с которого мы и начали разговор.
«Ктуба» (также ктубба и ксу́бо, от ивр. «документ»; мн.ч. ктубот) — не совсем обычный договор. Вернее сказать – это священный документ, изменить который супруги уже не вправе, даже и по обоюдному согласию. Помимо супружеских обязанностей, перечисленных в Торе, ктуба содержит те обязательства, которые берет на себя супруг.

Этот документ будущий муж составляет при свидетелях, и, скрепленный подписями, договор торжественно передается жене, как своего рода гарантия, содержащая, в частности, такую формулировку: «Будь моей женой в соответствии с законом Моше и Израиля. Я буду работать для тебя, я буду уважать тебя. Я обеспечу тебя всем необходимым, как это положено мужьям из народа Израиля, которые работают для своих жен, уважают их, снабжают всем необходимым и живут с ними в правде».
Далее в тексте оговаривается размер выплат жене в случае смерти мужа или развода, а заканчивается ктуба своеобразным поручительством: «Все мое имущество, даже одежда на моих плечах, считается гарантией выплаты этой суммы».

Таким образом, основной целью подписания ктубы является защита интересов жены на случай потери кормильца (в результате смерти или развода). Система договорных отношений, закрепленная в ктубе предшествовала возникновению института алиментных обязательств в отношении бывшего супруга в современном праве. Еще одна (частично устаревшая) функция, выполняемая ктубой – создание сдерживающего фактора для мужа, намеревающегося развестись с женой: для этого ему необходимо обладать соответствующей денежной суммой.



назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство