При изучении норм, связанных с контрактами жизненного цикла, возникает ряд вопросов
Первое, что бросается в глаза, – это императивность ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе: в случаях, предусмотренных Правительством РФ, заключается контракт жизненного цикла. То есть возможность выбора у заказчика отсутствует.
Второй вопрос касается корреляции нормы Закона о контрактной системе и Постановления № 1087 . Частью 16 ст. 34 Закона о контрактной системе предусмотрено включение в контракт таких видов работ, как последующее обслуживание, эксплуатация в течение срока службы, ремонт, утилизация поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта, однако в Постановлении № 1087 рассматриваются исключительно проектирование и строительство.
Третий момент – это подп. "г" ч. 1 Постановления № 1087, в котором говорится, что контракты жизненного цикла заключаются на выполнение работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов.
Вместе с тем в п. 24 ст. 1 ГрК РФ дано следующее определение: "система коммунальной инфраструктуры – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов".
Внимание:
Соответственно, остается непонятным мотив законодателя в несколько ином толковании системы коммунальной инфраструктуры, нежели чем предусмотрено в ГрК РФ.
Четвертый момент – оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критериев этой оценки (ст. 34 Закона о контрактной системе). Необходимо также отметить, что в соответствии с Законом о контрактной системе разработаны Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085 .
Частью 3 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что в случаях, предусмотренных в соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе, а также в иных установленных
Правительством РФ случаях для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вместо критериев, указанных в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Данная норма уже носит диспозитивный характер и предоставляет заказчику право решить – применять или нет критерий стоимости жизненного цикла при оценке заявок (вместо предусмотренных ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериев: цены контракта, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и др.).
Внимание:
Таким образом, ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе сформулирована так, что критерий стоимости жизненного цикла может применяться не только для контрактов жизненного цикла.