Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Когда предоставлять преференции участникам


Если заказчик закупает товары из перечня Минэкономразвития, он должен поддержать поставщиков, которые предлагают товар из государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Перечень таких товаров утвержден приказом от 25.03.2014 № 155 (далее – Приказ № 155). Также в данном документе Минэкономразвития установило для заказчика правила допуска к закупке заявок с импортными товарами. Порядок допуска зависит от способа закупки, а условия допуска заказчик предусматривает в извещении.

Внимание: в ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.

Ситуация: запрещает ли Приказ № 155 закупать товары иностранного производства
Нет, Приказ № 155 не запрещает закупать товары иностранного производства из перечня. Данный документ определяет условия, на которых заказчик допускает участников к закупке.

Какие условия допуска действуют для конкурса, запроса котировок и запроса предложений

Допустим, участник предложил поставить товар, который произвели в государствах – членах ЕАЭС. Когда комиссия по закупкам рассматривает и оценивает такую заявку, окончательное предложение по критерию «цена контракта», она применяет понижающий 15-процентный коэффициент. Но контракт стороны заключают по цене, которую предложил участник. Такое правило установлено в пунктах 4, 5 Приказа № 155.

Пример о применении преференций

На участие в конкурсе поступило две заявки.
Заявка № 1 – товар иностранного происхождения, цена – 105 000 руб.
Заявка № 2 – товар из России, цена – 120 000 руб.
Комиссия оценила цену контракта, которую предложил второй участник, с учетом понижающего коэффициента (15%), а именно:
– заявка № 1 – цена контракта – 105 000 руб.;
– заявка № 2 – цена контракта – 102 000 руб. (120 000 руб. – 15%).
Победителем признали участника № 2. При этом контракт заключили по цене, которую победитель предложил в заявке, – 120 000 руб.
Предположим, комиссия учла преференции, и оказалось, что несколько участников конкурса готовы исполнить контракт на одинаковых условиях. Тогда заказчик заключает контракт с участником, который имеет право на преференции, то есть предлагает товар из государства ЕАЭС. Такое же правило работает для участников запроса котировок и запроса предложений.
Совет: отражайте информацию о том, что применяете преференции к участникам закупки, в бумажном протоколе рассмотрения и оценки заявок
А именно отразите в протоколе две цены. Первая – предложение участника закупки, вторая – цена, которую вы определили в соответствии с пунктами 4, 5 Приказа № 155. Данный протокол прикладывайте к результатам определения поставщика, когда формируете в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок.

Ситуация: как применять преференции в запросе котировок, когда все участники предложили российский товар
Так как ни в одной из поданных заявок не был предложен иностранный товар, преференции не применяют (п. 4 Приказа № 155).

Какие условия допуска действуют для аукциона

Если победитель предлагает товар из государств ЕАЭС, преференции не применяют. Стороны заключают контракт по цене, которую предложил участник. Но если победитель предлагает товар из иностранных государств, заказчик снижает его цену на 15 процентов.
Совет: укажите эту информацию в документации об аукционе.
Пример о применении преференций
Победитель аукциона предложил к поставке товар из Италии на сумму 1 600 000 руб. При заключении контракта заказчик снижает эту цифру на 15 процентов и заключает контракт по цене 1 360 000 руб. (1 600 000 руб. – 15%).
Допустим, победитель предложил товар из государств ЕАЭС. Тогда цена контракта составит 1 600 000 руб.
Если победитель уклонился от заключения контракта, заказчик подписывает контракт с участником, который занял второе место. При этом, если такой участник предлагает иностранный товар, к нему также применяют преференции, то есть снижают его цену на 15 процентов.

Ситуация: отклонять ли аукционную заявку согласно Приказу № 155, если участник не представил декларацию о стране происхождения товара
Нет, заявку допустите, наименование страны происхождения товара определите на основании сведений в первой части заявки. Такой вывод следует из пункта 9 Приказа № 155.
Чтобы реализовать Приказ № 155, Минэкономразвития рекомендует в документации о закупке установить требование, что участник в заявке на участие в закупке должен продекларировать страну происхождения поставляемого товара. Форму декларирования участник определяет сам. Также Приказ № 155 не обязывает подтверждать страну происхождения товара отдельным документом. Поэтому участник вправе продекларировать страну происхождения товара как в форме отдельного документа, который приложит к заявке, так и в любой другой форме. Вывод подтвердило Минэкономразвития в письме от 27.07.2015 № ОГ-Д28-10063.
Допустим, в документации установили, что страну происхождения товара участник подтверждает сертификатом СТ-1. В таком случае, если участник не предоставил сертификат СТ-1, заявку не отклоняйте, но преференции не предоставляйте. Товар, предложенный участником, приравняйте к иностранному. Об этом сказано в пункте 6 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, письмах Минэкономразвития от 03.06.2015 № Д28и-1500, от 06.02.2015 № ОГ-Д28-2134.

Ситуация: применять ли преференции, если победитель предлагает иностранный товар, а второй участник – зарубежный и российский
Да, применяйте. Если победитель аукциона предложил иностранный товар, а другие участники закупки – товар из стран ЕАЭС, то контракт с победителем заключите по цене, сниженной на 15 процентов. Вывод следует из пункта 7, подпункта «г» пункта 8 Приказа № 155. Позицию подтвердило Минэкономразвития в письме от 23.12.2015 № Д28и-3682.
Допустим, на аукцион подано две заявки. Первая заявка – иностранный товар 100 процентов, вторая – товар из стран ЕАЭС 10 процентов, иностранный товар 90 процентов. Победила заявка с иностранным товаром. Контракт заключите по цене, которую предложил победитель, минус 15 процентов. Основание – участники в заявках предложили товар из стран ЕАЭС. Другая ситуация. Заявка второго участника содержит российский товар. Однако претендент не представил документы, которыми подтвердит страну происхождения товара. В этом случае товар во второй заявке признайте иностранным. Контракт заключите по цене победителя, преференции не применяйте. Вывод следует из пункта 7, подпункта «г» пункта 8 Приказа № 155. Позицию подтвердили Минэкономразвития в письме от 10.11.2016 № Д28и-2997, УФАС по Владимирской области в решении от 28.04.2016 № Г 284-04/2016, Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 31.03.2016 № Ф03-363/2016.

Ситуация: можно ли объединять в одну закупку товары, которые включены и не включены в перечень Приказа № 155
Можно, но тогда предоставлять преференции не нужно. Об этом сказано в подпункте «а» пункта 8 Приказа № 155.
Ситуация: как применить Приказ № 155, если заявка участника аукциона содержит информацию о стране происхождения товара в первой части и не содержит декларацию во второй
Подтвердить страну происхождения товара можно сертификатом СТ-1, декларацией о стране происхождения товара (письмо Минэкономразвития от 27.07.2015 № ОГ-Д28-10063).
Если в документации не установили требование о представлении отдельного документа, то информацию о наименовании страны происхождения товара определите на основании первой части заявки (п. 9, 10 Приказа № 155, решение Вологодского УФАС от 15.07.2016 № 5-2/158-16).
Если в документации установили требование о представлении конкретного документа, то информацию, указанную в первой части заявки, нельзя считать достаточной. Нужна декларация о стране происхождения товара в составе второй части заявки. Заказчик вправе применить к цене победителя электронного аукциона 15-процентный понижающий коэффициент (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.08.2015 № Ф03-3574/2015).

Ситуация: как применять преференции, если в рамках одного аукциона заказчик предоставляет преимущества организациям инвалидов и устанавливает ограничения по Приказу № 155? При этом победитель – организация инвалидов

Возможны две ситуации.
1. Победитель предлагает товар из государств ЕАЭС. Тогда заключите контракт по цене, увеличенной на 15 процентов. Но такая цена не должна превышать НМЦК.
2. Победитель предлагает иностранный товар. Контракт заключается по цене, предложенной победителем. Так как, с одной стороны, нужно заключить контракт по цене, сниженной на 15 процентов (Приказ № 155). С другой стороны, нужно увеличить цену контракта на 15 процентов (постановление № 341).
Ситуация: стороны заключали контракт, и заказчик выяснил, что у участника электронного аукциона нет прав на преференции. Что делать в такой ситуации
Отстраните участника от закупки, контракт с ним не заключайте.
Если заказчик выяснил, что победитель электронного аукциона предоставил недостоверную информацию о стране происхождения товара, комиссия по закупкам обязана отстранить его от участия в закупке. Причем отстранить участника можно на любом этапе аукциона. Основание – часть 6.1 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. Минэкономразвития придерживается аналогичной позиции (письмо от 23.12.2015 № Д28и-3682).

Ситуация: на аукционе боролись только участники с иностранным товаром. Участник, который предложил российский товар, не вышел на аукцион и не подавал ценовых предложений. Нужно ли применять Приказ № 155 и снижать стоимость контракта на 15 процентов
Нет, не нужно. Так как участник с российским товаром не вышел на аукцион и заказчик рассматривает только заявки с иностранным товаром, Приказ № 155 не применяют.
Заказчик не применяет Приказ № 155, если в аукционных заявках нет предложений поставить товары из государств – членов Евразийского экономического союза. Об этом сказано в подпункте «в» пункта 8 Приказа № 155. Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития от 23.12.2015 № Д28и-3682, решении ФАС от 06.05.2015 по делу № К-502/15.

Ситуация: должен ли заказчик применять условия допуска иностранной продукции в закрытых аукционах
Да, должен. Условия допуска иностранной продукции, установленные Минэкономразвития в Приказе № 155, применяют при закупке товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений. Аукционы проводят в двух формах – электронный аукцион и закрытый аукцион. Об этом сказано в пунктах 3 и 4 Приказа № 155, части 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.

Когда не нужно применять преференции

Не применяйте преференции, если:
  • в рамках одной процедуры (лота) закупаете товар, часть которого входит, а другая часть не входит в перечень Приказа № 155;
  • закупку признали несостоявшейся согласно частям 1, 7 статьи 55, частям 1, 3 статьи 79, части 18 статьи 83, частям 1–3.1 статьи 71, части 8 статьи 89, статье 92 Закона № 44-ФЗ;
  • никто из участников не предложил товары из государств ЕАЭС;
  • участник предлагает товары из государств ЕАЭС и иностранные товары. При этом стоимость товаров из государств ЕАЭС составляет:
    – менее половины стоимости всех товаров – если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений;
    – более половины стоимости всех товаров – если проводится аукцион.
В данном случае при исполнении контракта нельзя заменять страну происхождения товара, кроме как на государство ЕАЭС (письмо Минэкономразвития от 16.12.2015 № Д28и-3626).
Ситуация: как применить преференции, если победитель аукциона предложил иностранный товар – более 50 процентов, а второй участник предложил российский товар – более 50 процентов
Заказчик снижает цену контракта, которую предложил победитель, на 15 процентов. Поскольку в его заявке стоимость товаров из государств ЕАЭС составляет менее половины стоимости всех товаров.

Ситуация: на участие в аукционе подана одна заявка, применять ли преференции
Нет. Преференции не применяются, когда подана одна заявка и аукцион признается несостоявшимся (подп. «б» п. 8 Приказа № 155).

Какие требования рекомендует установить в документации Минэкономразвития

Минэкономразвития рекомендует установить в документации о закупке:
  • требование о том, чтобы участник продекларировал страну происхождения товара. Если заказчик установил такое требование, а участник не предоставил информацию, преференции не применяйте (письмо Минэкономразвития от 16.02.2016 № Д28и-319);
  • требование о том, чтобы участник конкурса, запроса котировок, запроса предложений указал в заявке, окончательном предложении цены за единицу каждого товара;
  • положение о том, что участник закупки отвечает за достоверность сведений о стране происхождения товара.
В контракте указывайте страну происхождения товара и данные подтверждающего документа. Информацию возьмите из заявки. Наименование страны происхождения указывайте в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Участник подтверждает, что поставляет товар из государства ЕАЭС, декларацией.

Ситуация: как рассчитать соотношение российских и иностранных товаров в заявке победителя
Если победитель закупки продекларировал долю иностранного и российского товара, применяйте сведения победителя. Допустим, участник закупки не указал в заявке соотношение товаров иностранного и российского происхождения. В этом случае долю рассчитайте по цене за единицу товара, которую получили при расчете НМЦК. Об этом сказано в пункте 11 Приказа № 155, письме Минэкономразвития от 06.02.2017 № Д28и-436.
Например, закупаете оргтехнику: МФУ – 60 000 руб., три принтера – 21 000 руб. каждый. Победитель предложил МФУ – Россия, принтеры – Китай. НМЦК снизил на 0,9 процента. Чтобы рассчитать соотношение российских и иностранных товаров, умножьте коэффициент снижения НМЦК на сумму каждого товара:
60 000,00 × 0,9 = 54 000,00;
21 000,00 × 0,9 × 3 = 56 700,00.
Соотношение долей стоимости товара составили:
Россия – 49 процентов (110 700,00: 54 000,00 × 100);
Китай – 51 процент (110 700,00: 56 700,00 × 100).

Ситуация: заказчик проводит закупку на выполнение работ. При этом поставщик будет использовать товары из перечня. Нужно ли руководствоваться Приказом № 155
Нет, не нужно. Применяйте Приказ № 155, только когда закупаете товары (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: отклонять ли заявку участника электронного аукциона, который указал страну происхождения товара – РФ. Общероссийский классификатор стран мира содержит только наименование Российская Федерация и Россия
Нельзя отклонять заявку – так считают суды. Однако, если заказчик установил в документации о закупке требования к участникам из Приказа № 155, мнения судей расходятся. Рассмотрим обе ситуации.

Ситуация 1. Заказчик не установил в документации требования из Приказа № 155. В заявке участник указал наименование страны происхождения товара, которое не отвечает Общероссийскому классификатору стран мира (ОКСМ), но заказчик может идентифицировать страну. Тогда заявку отклонять нельзя. Основание «непредставление сведений о наименовании страны происхождения товара» не подходит. Ведь Закон № 44-ФЗ не содержит требований указывать в заявке страну происхождения товара в соответствии с ОКСМ. Такой позиции придерживается Минэкономразвития в письме от 03.08.2015 № Д28и-2286, а также Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 22.03.2016 № Ф04-492/2016.

Ситуация 2. В документации о закупке заказчик устанавливает требования по Приказу № 155. Участник должен продекларировать в заявке страну происхождения товара и указать ее по ОКСМ. Таково требование пункта 13 Приказа № 155. Если участник укажет страну и наименование не будет соответствовать ОКСМ, заказчик должен отклонить заявку. Такую позицию Минэкономразвития изложило в письмах от 01.03.2016 № ОГ-Д28-2625, от 07.04.2016 № Д28и-849.
У Минфина позиция другая. Закон № 44-ФЗ и Приказ № 155 не содержат требований к форме декларации. Поэтому, если заказчик проводит закупку и применяет Приказ № 155, действия зависят от способа закупки:
1) участник конкурса, запроса котировок или запроса предложений не продекларировал в заявке страну происхождения товара или продекларировал не по ОКСМ – заявку нужно отклонить;
2) участник электронного аукциона во второй части заявки не продекларировал страну происхождения товара – заказчик должен проверить первую часть заявки. Если в первой части страна происхождения товара указана не по ОКСМ, заказчик должен отклонить вторую часть заявки. Основание – пункт 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ, несоответствие информации требованиям документации о проведении аукциона. Это связано с тем, что заявка на участие в электронном аукционе – это единый документ, который состоит из двух частей, и заказчик рассматривает ее в совокупности.

Данная позиция изложена в письме Минэкономразвития от 07.04.2016 № Д28и-849.
Административная практика по данному вопросу противоречива.
Одни специалисты антимонопольных служб считают, что заказчик обязан отклонить заявку, в которой страна указана не в соответствии с ОКСМ (решения УФАС по Курганской области от 28.04.2016 по жалобе № 05-02/61-16, УФАС по Республике Северная Осетия – Алания от 07.07.2016 по делу № А21-7-07/16).
А Вологодское УФАС сочло, что заказчик неправомерно отклонил заявку участника, который указал страну происхождения товара не по ОКСМ (решение от 13.01.2016 № 5-2/337-15).
Во всех трех решениях из примеров выше есть сходство – заказчики отклоняют первые части заявок. Основание – страна указана не по ОКСМ. Однако часть 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ не содержит условия о том, что в первой части заявки участник должен указать страну по ОКСМ. Вместе с тем, Приказ № 155 требует, чтобы участник продекларировал в заявке страну происхождения товара по ОКСМ. Декларацию представляют во второй части заявки, что следует из пункта 6 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. Это означает, что отклонять заявку по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ из-за того, что в первой части заявки участник указал страну происхождения товара не по ОКСМ, неправомерно.
 


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство