Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуВ соответствии с абз. 20 ст. 1 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ твердые бытовые отходы представляют собой непригодные для последующего использования остатки жизнедеятельности, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления людьми, а также мусор, остающийся после функционирования предприятий, ИП и схожий по составу с отходами, образующимися в жилищах.
Основным документом, регулирующим правовой порядок обращения с производственными отходами, является названный выше нормативный акт. Кроме него юридическое регулирование процедуры утилизации мусора производится:
Правовое регулирование имеет целью предотвращение и/или минимизацию негативного воздействия мусора на здоровье человека и окружающую атмосферу, а также дальнейшее использование рассматриваемых отходов в хозобороте в качестве дополнительного источника сырья.
Исходя из требований ст. 24.6 закона 89-ФЗ, услуги по переработке мусора предоставляют региональные операторы, которые в своей деятельности руководствуются положениями Правил об обращении с ТБО (утв. постановлением Правительства 1156), с учетом нюансов, предусмотренных ст. 24.2 закона 89-ФЗ.
Региональные исполнители выбираются на конкурсной основе госорганами субъектов РФ (департаментами (министерствами) ЖКХ и энергетики), в соответствии с Правилами отбора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881. Согласно п. 19 Правил, субъект, претендующий на статус регионального оператора, должен в том числе:
Лицо, претендующее на статус регионального исполнителя, должно иметь соответствующую лицензию (п. 30 ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Лицензирование в этой сфере осуществляет Росприроднадзор.
В настоящее время не все субъекты РФ выбрали региональных операторов, переход к новой системе оборота ТБО продолжается. Статус регионального исполнителя можно получить на период, не превышающий 10 лет, и лишиться его досрочно по основаниям, указанным в гл. IV Правил об обращении с ТБО.
Оказание услуг по вывозу ТБО включает функции:
Порядок обращения с ТБО определен в Правилах (утв. постановлением Правительства 1156) и предусматривает (гл. II) следующие положения:
Если собственник земли не осуществил ликвидацию свалки и не заключил договор на оказание таких услуг, то региональный оператор осуществляет очистку территории самостоятельно с последующим судебным взысканием расходов за услуги по вывозу ТБО.
Ст. 24.7 ФЗ № 89 обязывает собственника коммунального мусора заключить договор с региональным исполнителем по оказанию услуг по вывозу ТБО. Унифицированная форма документа утверждена постановлением 1156 и содержит следующие обязательные условия (ст. 25 постановления 1156):
Договор на оказание услуг по вывозу отходов является публичным, то есть региональный оператор не может отказать в его заключении лицу, деятельность которого осуществляется на территории ответственности оператора и которое обратилось к оператору для заключения договора.
Типовая форма договора содержит следующий порядок оплаты услуг:
Между тем такой порядок оплаты не распространяется на потребителей из жилых помещений. В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса оплата услуг по вывозу мусорных отходов включается в плату за коммунальные услуги. Размер оплаты (п. 1 ст. 157 ЖК РФ) рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого исходя из нормативов потребления (постановление Правительства РФ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» от 04.04.2016 № 269).
Однако, в соответствии с законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ, который внес изменения в ФЗ № 89 с 1 января 2015 года, обязательство по оплате услуг по вывозу ТБО наступает при наличии соглашения, заключенного между субъектом РФ и региональным оператором, и утвержденного единого тарифа на услугу, но не позже 01.01.2019 (п. 8 ст. 23). В отношении собственников жилых помещений указано, что оплата услуг по обращению с ТБО исключается из общего пакета оплаты коммунальных услуг с того месяца, когда эти услуги начинает оказывать региональный оператор.
Соответственно, новые формы оплаты услуг по вывозу мусора зависимы от переходной процедуры выбора регионального исполнителя и утверждения новых тарифов.
Таким образом, услуги по вывозу бытовых отходов урегулированы большим количеством нормативной документации, которая требует внимательного изучения, так как в период реорганизации порядка оказания такой услуги новые нормы действуют не во всех субъектах РФ.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста