Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Какими нормами регулируются услуги по вывозу ТБО?


Услуги по вывозу ТБО представляют собой отдельный вид коммунальных услуг, регулирование которых осуществляется не только законодательными нормативными актами, но и в значительной мере подзаконной документацией, а также санитарными и гигиеническими нормами. Рассмотрим подробнее этот вопрос в статье.

Какими нормами регулируется вывоз мусора в РФ?

В соответствии с абз. 20 ст. 1 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ твердые бытовые отходы представляют собой непригодные для последующего использования остатки жизнедеятельности, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления людьми, а также мусор, остающийся после функционирования предприятий, ИП и схожий по составу с отходами, образующимися в жилищах.

Основным документом, регулирующим правовой порядок обращения с производственными отходами, является названный выше нормативный акт. Кроме него юридическое регулирование процедуры утилизации мусора производится:

  • постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» от 10.02.1997 № 155;
  • постановлением Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 № 354 (гл. XV (1));
  • постановление Правительства РФ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…» от 12.11.2016 № 1156;
  • некоторые другие.

Правовое регулирование имеет целью предотвращение и/или минимизацию негативного воздействия мусора на здоровье человека и окружающую атмосферу, а также дальнейшее использование рассматриваемых отходов в хозобороте в качестве дополнительного источника сырья.

Кто оказывает услуги по вывозу и утилизации ТБО?

Исходя из требований ст. 24.6 закона 89-ФЗ, услуги по переработке мусора предоставляют региональные операторы, которые в своей деятельности руководствуются положениями Правил об обращении с ТБО (утв. постановлением Правительства 1156), с учетом нюансов, предусмотренных ст. 24.2 закона 89-ФЗ.

Региональные исполнители выбираются на конкурсной основе госорганами субъектов РФ (департаментами (министерствами) ЖКХ и энергетики), в соответствии с Правилами отбора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881. Согласно п. 19 Правил, субъект, претендующий на статус регионального оператора, должен в том числе:

  • иметь госрегистрацию в России;
  • не являться субъектом процедур ликвидации, банкротства, конкурсного производства в отношении себя;
  • не иметь задолженностей по уплате налогов, штрафов и иных сборов.

Лицо, претендующее на статус регионального исполнителя, должно иметь соответствующую лицензию (п. 30 ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Лицензирование в этой сфере осуществляет Росприроднадзор.

В настоящее время не все субъекты РФ выбрали региональных операторов, переход к новой системе оборота ТБО продолжается. Статус регионального исполнителя можно получить на период, не превышающий 10 лет, и лишиться его досрочно по основаниям, указанным в гл. IV Правил об обращении с ТБО.

Как осуществляется оказание услуг?

Оказание услуг по вывозу ТБО включает функции:

  • по сбору;
  • перевозке;
  • обработке;
  • утилизации;
  • обезвреживанию;
  • захоронению ТБО.

Порядок обращения с ТБО определен в Правилах (утв. постановлением Правительства 1156) и предусматривает (гл. II) следующие положения:

  1. Складирование мусора потребителями осуществляется самостоятельно, в контейнеры, пакеты и т.д., предоставленные региональным оператором.
  2. Услуга по вывозу ТБО габаритных объемов оказывается региональным оператором по заявкам собственников либо самостоятельно потребителями до мест накопления таких отходов. При этом запрещены к вывозу в рамках рассматриваемых Правил опасные вещества, являющиеся опасными грузами. Не допускается маскировка сбора и вывоза подобных грузов под услугу по вывозу ТБО.
  3. Потребители не должны осуществлять накопление мусора в не предназначенных и не оговоренных для этого местах. Если региональный оператор выявит несанкционированный склад ТБО в объеме более 1 куб. м, в течение 5 будних дней он обязан:
  • известить об этом собственника земли, а также органы местного самоуправления и экологического контроля;
  • оповестить собственника земли о необходимости ликвидации обнаруженной свалки в месячный срок;
  • направить собственнику земли проект договора на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки.

Если собственник земли не осуществил ликвидацию свалки и не заключил договор на оказание таких услуг, то региональный оператор осуществляет очистку территории самостоятельно с последующим судебным взысканием расходов за услуги по вывозу ТБО.

Договор оказания услуг по вывозу ТБО

Ст. 24.7 ФЗ № 89 обязывает собственника коммунального мусора заключить договор с региональным исполнителем по оказанию услуг по вывозу ТБО. Унифицированная форма документа утверждена постановлением 1156 и содержит следующие обязательные условия (ст. 25 постановления 1156):

  • предмет договора;
  • предполагаемый объем и масса вывозимых ТБО и их структура;
  • временная и этапная периодичность вывоза мусора;
  • территория приема и передачи отходов;
  • конечное значение уплотнения отходов;
  • вариант коммерческого учета количества ТБО;
  • регламент оплаты услуг;
  • правомочия контрагентов;
  • процедура контроля региональным оператором деятельности оператора, ведущего сбор и вывоз ТБО;
  • ответственность контрагентов.

Договор на оказание услуг по вывозу отходов является публичным, то есть региональный оператор не может отказать в его заключении лицу, деятельность которого осуществляется на территории ответственности оператора и которое обратилось к оператору для заключения договора.

Оплата услуг

Типовая форма договора содержит следующий порядок оплаты услуг:

  • 35% от стоимости — до 18-го числа оплачиваемого месяца;
  • 50% от стоимости — до истечения оплачиваемого месяца;
  • окончательный расчет — до 10-го числа следующего месяца;
  • переплата засчитывается в счет последующей оплаты.

Между тем такой порядок оплаты не распространяется на потребителей из жилых помещений. В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса оплата услуг по вывозу мусорных отходов включается в плату за коммунальные услуги. Размер оплаты (п. 1 ст. 157 ЖК РФ) рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого исходя из нормативов потребления (постановление Правительства РФ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» от 04.04.2016 № 269).

Однако, в соответствии с законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ, который внес изменения в ФЗ № 89 с 1 января 2015 года, обязательство по оплате услуг по вывозу ТБО наступает при наличии соглашения, заключенного между субъектом РФ и региональным оператором, и утвержденного единого тарифа на услугу, но не позже 01.01.2019 (п. 8 ст. 23). В отношении собственников жилых помещений указано, что оплата услуг по обращению с ТБО исключается из общего пакета оплаты коммунальных услуг с того месяца, когда эти услуги начинает оказывать региональный оператор.

Соответственно, новые формы оплаты услуг по вывозу мусора зависимы от переходной процедуры выбора регионального исполнителя и утверждения новых тарифов.

***

Таким образом, услуги по вывозу бытовых отходов урегулированы большим количеством нормативной документации, которая требует внимательного изучения, так как в период реорганизации порядка оказания такой услуги новые нормы действуют не во всех субъектах РФ.

 



назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство