Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуПретензионный порядок решения проблем в жилищно-коммунальной сфере предусмотрен Гражданским кодексом РФ и законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — Закон № 2300-1). По смыслу гражданского законодательства в управляющую организацию с требованиями вправе обратиться собственник квартиры (как сторона договора управления многоквартирным домом) и лицо, которому по вине коммунальщиков причинен физический, имущественный либо моральный вред. По Закону № 2300-1 претензия в управляющую компанию подается потребителем, недовольным качеством оказанных ему жилищно-коммунальных услуг.
Получается, предъявить претензионные требования можно к управляющей домом фирме, которая:
Основные обязанности управляющих организаций описаны в статье на эту тему.
Помимо описанного варианта законодатель допускает возможность направить в организацию, управляющую жилым домом:
При этом перечисленные обращения люди часто путают, т. к. все они содержат требования к коммунальщикам совершить какие-то действия. Однако каждое из них имеет и отличительные черты.
Так, жалоба руководству управляющей организации может быть подана не только на нарушения закона самой фирмой, но и на неправомерные действия отдельных ее сотрудников или даже жильцов дома. В виде запроса оформляется требование о раскрытии информации. В заявлении же гражданин чаще всего просит коммунальную контору помочь реализовать его законное право (например, установить индивидуальные приборы учета).
Образцы писем в управляющую компанию, в силу требований подп. «в» п. 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее — Правила осуществления деятельности), должны размещаться на информационных стендах (стойках) в ее офисе.
Претензия в управляющую компанию в отношении качества коммунальных услуг должна содержать требования:
Положительный ответ наиболее вероятен, если был правильно составлен акт о предоставлении некачественной коммунальной услуги. Процедура его оформления четко прописана в разделе X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления). В случае отсутствия ответа на претензию придется обращаться за судебной защитой.
Требования к качеству коммунальных услуг и оформлению акта его проверки подробно описаны в соответствующей статье. Образец претензии в управляющую компанию можно скачать на нашем сайте.
Скачать образец
До сих пор сотрудники фирм жилищно-коммунальной отрасли ошибаются насчет сроков ответа заявителям. Большинство обращений рассматривается в 30-дневный срок, предусмотренный для государственных и муниципальных органов законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Однако этот закон не распространяется на управляющие компании, подзаконные акты в сфере ЖКХ предусматривают свои сроки для обращений по каждому вопросу.
Согласно подп. «к» п. 31 Правил предоставления ответ на жалобу о низком качестве коммунальных услуг дается не позднее 3 рабочих дней с момента ее получения.
В такой же срок в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по письменному запросу предоставляются копии актов:
Требование о перерасчете платы за услугу ЖКХ по смыслу ст. 31 Закона № 2300-1 должно рассматриваться не дольше 10 дней с момента его предъявления потребителем. Обращения же граждан, не проживающих в обслуживаемом доме, могут рассматриваться коммунальными конторами, в соответствии с п. 37 Правил осуществления деятельности, в течение 30 суток с момента регистрации. Причем законодательство позволяет по уважительным причинам продлить этот срок еще на 30 дней при условии, что заявителю направили соответствующее уведомление.
Претензионный порядок, согласно действующему законодательству, в спорах с коммунальщиками не является обязательным. При этом судебная практика свидетельствует, что им лучше не пренебрегать.
Так, письмо в управляющую организацию поспособствовало дальнейшему разрешению дела № 33-13760 Ростовским областным судом в пользу гражданина. После того как ливнем 01.06.2016 залило квартиру Л. Ю., тот обратился с исковым заявлением в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону. В иске он указал, что вопрос о компенсации вреда и ремонте кровли ставил в претензии к предприятию ЖКХ, однако управляющие компании меняются постоянно, крышу не ремонтируют, акты о затоплении не составляют.
В ходе разбирательства выяснилось, что дом до 09.08.2016 находился под управлением ООО № 1, с 24.10.2016 по результатам муниципального конкурса — ООО № 2. Районный суд решением от 18.09.2017 удовлетворил исковые требования к ООО № 2, но суд апелляционной инстанции по жалобе ответчика это решение отменил и в удовлетворении иска отказал.
Ростовский областной суд, рассмотрев кассационную жалобу истца, указал, что надлежащим ответчиком является ООО № 1, так как именно эта компания управляла домом на момент причинения ущерба, и направил дело на новое рассмотрение в апелляционной инстанции. Апелляционным определением от 15.08.2018 требования Л. Ю. к ООО № 1 были удовлетворены. Таким образом, письмо Л. Ю. в управляющую организацию помогло ему в конечном итоге выиграть дело.
***
Итак, хоть досудебный порядок разрешения споров в сфере ЖКХ и не обязателен, правом на него стоит воспользоваться. В лучшем случае коммунальщики добровольно исполнят свои обязательства. Если же нет, письменное обращение может сыграть решающую роль при рассмотрении дела судом.
***
Уверены, вам будет интересно ознакомиться и с другими материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста