Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуСущество поставки как разновидности купли-продажи, исходя из смысла ст. 454 и 506 ГК РФ, предполагает, что поставщик обязуется передать товар, а покупатель — оплатить его. Оплата товара представляет собой главную обязанность покупателя по договору поставки. Факт ее отсутствия в срок является для кредитора основанием для предъявления требований о надлежащем исполнении обязательства. Предъявление претензии и (в случае ее неудовлетворения) обращение в суд — это самый эффективный способ получения денег с недобросовестных покупателей.
При этом обязанности направлять ее контрагенту гражданским законодательством прямо не предусмотрено, т. е. претензионный порядок для договоров поставки как таковых обязательным не является. Однако п. 5 ст. 4 АПК РФ запрещает сторонам спора обращаться в арбитражный суд ранее истечения 30 календарных дней с момента подачи претензии. Таким образом, фактически получается, что ее направление по договору поставки все-таки обязательно.
Нарушение условий об оплате имеет несколько проявлений, каждое из которых само по себе будет являться основанием для направления претензии. Наиболее часто на практике встречаются такие ситуации, как:
Претензия по оплате задолженности по договору поставки может быть направлена в любом из перечисленных случаев. Требования в каждом из них различаются незначительно, поэтому все документы такого рода составляются по единым правилам.
Направление претензии поставщиком целесообразно лишь тогда, когда сроки для внесения оплаты за поставленные товары или предварительной оплаты за товары, поставляемые в будущем, установленные договором, истекли.
Срок оплаты за поставленный товар может быть различным:
Претензия составляется в письменном виде. Обязательно требуется зафиксировать факт вручения документа контрагенту. Для этого необходимо направить его по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении либо вручить нарочно, под расписку.
Далее подробно разберем, каким образом составить претензию.
Требования к содержанию, порядку составления и направления претензий по договорам поставки не закреплены гражданским законодательством. Однако, несмотря на то что документ составляется в свободной форме, в подавляющем большинстве случаев прослеживается общая структура.
В частности, требования к претензии можно разделить на три основных группы:
Добиться результата в претензионном урегулировании спора можно только при грамотном составлении и направлении документа с учетом требований каждой группы.
Претензии по договору поставки за неоплату товара, его части или аванса имеют одинаковую структуру. Соблюдение порядка изложения позволяет грамотно изложить фабулу дела и требования.
В деловом обороте принято использовать такую структуру документа:
Претензия по договору поставки по неоплате товара должна быть обоснованной. Составляя такой документ, поставщику следует понимать, что его может рассматривать не только покупатель, но и суд, поэтому необходимо предоставлять исчерпывающую информацию о спорном правоотношении.
Грамотно составленная претензия содержит следующие сведения:
Скачать образец претензии на оплату задолженности по договору поставки
Порядок направления требований сторон, как правило, излагается в специальных разделах договоров поставки. Чтобы покупатель считался надлежащим образом уведомленным, претензия должна быть отправлена способом, определенным сторонами в соглашении.
В ситуациях, когда договор поставки прямо не предусматривает такого порядка, разумно направлять претензию в простой письменной форме. Самым надежным способом является передача документа лично покупателю или его представителю под расписку о принятии. Однако наиболее часто в сфере делового оборота прибегают к направлению претензии по почте на адрес, указанный в ЕГРЮЛ. Рекомендуется направлять ценное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении, чтобы повысить вероятность доставки его адресату и обеспечить себе доказательства отправки документа.
В случае если претензия направляется по почте, следует учитывать, что средний срок пересылки писем Почтой России составляет от 2 до 5 календарных дней, в зависимости от места нахождения адресата.
Направление претензии по задолженности по договору поставки — компромиссный способ урегулирования отношений, выгодный как поставщику, так и покупателю. Стороны при этом не несут судебных издержек, исполнение обязательства не требует выдачи исполнительных листов.
Соблюдение претензионного порядка по договору поставки обязательно в силу требований АПК РФ. Чтобы доказать отправку претензии, к иску прикладываются копии чека и уведомления о вручении, т. к. без доказательств суд вернет иск без рассмотрения.
Если документ был отправлен по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, но не получен должником, претензионный порядок все равно будет считаться соблюденным спустя 30 дней с момента отправки (абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК).
Претензия помогает поставщику эффективно защитить свои интересы в суде. Направление ее указывает на добросовестность заявителя и подтверждает его попытки урегулировать спор во внесудебном порядке. Главное, забывать, что документы такого рода оцениваются только в совокупности с иными доказательствами по делу.
***
Итак, претензия на оплату товара по договору поставки позволяет напомнить покупателю о необходимости исполнить просроченное или «забытое» обязательство. Ее использование нередко помогает взыскать денежные средства без обращения в суд. Кроме того, в случае когда дело доходит до судебного разбирательства, претензия является одним из наиболее значимых доказательств добросовестности поставщика.
***
Еще больше материалов по теме в рубрике «Договор».
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста