Камеральная налоговая проверка – неизбежная и самая распространенная форма налогового контроля.
Финансовые потери фирмы при этом напрямую зависят от того, насколько юридически грамотно Вы взаимодействуете с налоговиками.
Сопровождение налоговой проверки и представление грамотно составленной квалифицированным налоговым юристом пояснительной записки зачастую поможет избежать вынесения решения о привлечении к ответственности.
Отсутствие при проведении налоговых проверок сопровождения со стороны налогового юриста очень часто влечет неоправданные расходы.
Юристы Регионального центра правовой безопасности окажут Вам необходимую правовую помощь в сопровождении налоговых проверок:
- представительство в комиссиях (по НДС и проч.) и в ситуационных центрах;
- представительство при проведении выездной и камеральной проверок;
- снижение налоговых рисков;
- обжалование результатов камеральной налоговой проверки;
- определение необходимости, объема и вида предоставляемой по требованию налогового органа информации;
- снижение и/или избегание мер ответственности;
- формирование необходимого пакета документов для применения льгот и возмещения;
- определение поведенческой модели при камеральной проверке;
- подготовка пояснений на запросы налогового органа;
- анализ действующего законодательства применительно к ситуации;
- проверка законности действий налогового органа и проч.
Следует отметить, что налоговые органы не вправе превышать предоставленные налоговым законодательством полномочия и нарушать процедуру проверки.
Разберемся в наиболее распространенных ошибках, чтобы избежать неблагоприятных последствий проверки.
1. Сроки проведения налоговой проверки
Сроки проведения камеральной налоговой проверки, установленные законодательством - три месяца со дня представления декларации. При этом период приостановления проверки не включается в этот срок.
Точное определение дат начала и окончания налоговой проверки очень важно, так как:
- доказательства, полученные налоговым органом вне рамок проверки, не могут использоваться при вынесении решения;
- срок взыскания Инспекцией налоговой санкции может быть пропущен;
- если Инспекция нарушила сроки вынесения решения, на сумму несвоевременно возмещенного налога начисляются проценты. Ведь проверка принятой инспекцией налоговой декларации является ее обязанностью, а не правом (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 г. № 10349/09).
2. Ошибки в показателях декларации
Цель камеральной проверки - выявление ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 2 ст.88 НК РФ).
О таких фактах сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п.3 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, только при отсутствии пояснений или их несоответствия налоговый орган вправе привлечь к ответственности.
Для снижения риска совершения таких ошибок в налоговой декларации на сайте ФНС опубликованы контрольные соотношения налоговых деклараций, соответствие которых налогоплательщик может проверить самостоятельно.
3. Представление документов
ФНС признала, что дополнительные документы инспектор вправе требовать только в установленных случаях (Письмо ФНС от 13.09.12 № АС-4-2/15309):
- при выявлении указанных ранее ошибках. В данном случае налоговики вправе требовать представления и первичных документов (Постановление Президиума ВАС от 15.03.12 № 14951/11);
- документы, подтверждающие право на заявленные налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
- документы, подтверждающие налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ);
- документы по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
При этом инспектор вправе истребовать только документы, которые служат основанием для исчисления (удержания) и уплаты налогов или подтверждают правильность их исчисления и своевременность уплаты (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
В частности, незаконно требовать представление инвентаризационных описей, оборотно-сальдовых ведомостей, авансовых отчетов, перечня объектов основных средств (ФАС МО от 29.02.12 № А40-54137/11-116-156), регистров бухгалтерского учета (ФАС Северо-Кавказского от 07.10.11 № А53-23465/2010).
Документы Инспекция вправе истребовать только один раз, перечень документов должен быть конкретным и исчерпывающим.
При этом следует понимать, что налогоплательщик должен представлять только выгодные для его позиции документы.
Несмотря на определенность в указанных вопросах, административный ресурс позволяет фискальным органам изобретать новые способы налогового обременения.
Так, инспекция посчитала, что освобождение от налогообложения некоторых операций по ст. 149 НК РФ и непризнание ряда сделок объектом обложения НДС по п. 2 ст. 146 НК РФ являются налоговыми льготами, а значит представление документов для их подтверждения необходимо.
Только ВАС РФ разъяснил, что направленное налогоплательщику требование представить документы, подтверждающие правомерность отражения в декларации операций, не являющихся объектом обложения НДС, противоречит нормам ст. 88 НК РФ. И привлечение организации к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ неправомерно. (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 4517/12).
Необоснованная налоговая выгода
Если придраться не к чему, а доначислить налоги все-таки требуется, инспектор всегда может сослаться на отсутствие реальности хозяйственной операции и получение необоснованной налоговой выгоды. Поэтому лучше обратиться к юристу по сопровождению налоговых проверок, который разбирается в вопросах правоприменительной практики.
Следует отметить, что представление уточненной налоговой декларации - довольно распространенное явление. Вместе с тем, использовать этот инструмент следует осторожно, поскольку налоговые последствия не всегда очевидны даже отвечающим за это бухгалтерам.
Например, судом признано, что частичная отмена решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке возможна только по результатам камеральной проверки декларации (Определение ВАС РФ от 11.12.2012 г. № ВАС-13311/12). В данном деле ВАС РФ поднял вопросы, которые не рассматривались при сдаче деклараций, и отправил дело на новое рассмотрение.
Сопровождение юриста Регионального центра правовой безопасности при проведении камеральных налоговых проверок поможет избежать излишних расходов и других неблагоприятных последствий.
Наименование услуги |
Цена |
Подготовка возражений по Акту проверки (камеральной, выездной) |
от 24 000 руб. |
Подготовка апелляционной жалобы в УФНС |
от 24 000 руб. |
Подготовка искового заявления в Арбитражные суды |
от 20 000 руб. |
Представление интересов клиента на всех стадиях судопроизводства |
от 30 000 руб. |
Полное сопровождение клиента от начала проведения проверки (при камеральной проверке) |
от 30 000 руб. |
Представление интересов клиента на всех стадиях судопроизводства (при выездной проверке) |
от 60 000 руб. |
Представление интересов клиента при рассмотрении Акта и материалов проверки в налоговом органе |
от 16 000 руб. |