Под мерами оперативного воздействия понимаются такие юридиче- ские средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно упра- вомоченным лицом как стороной в гражданском относительном правоотношении без обращения за защитой права к компетентным государ- ственным органам.
Выделение мер оперативного воздействия в качестве самостоятель- ной классификационной группы мер защиты гражданских прав опира- ется на особые юридические свойства и признаки, присущие им. Ме- ры оперативного воздействия, как и меры самозащиты, реализуются односторонними действиями самих управомоченных лиц. Однако они существенно различаются.
Во-первых, меры самозащиты направлены на защиту определенной группы абсолютных имущественных прав и на защиту таких нематери- альных благ, как жизнь, здоровье, личная неприкосновенность и свобо- да передвижения. Меры оперативного воздействия используются только для защиты относительных имущественных гражданских прав.
Во-вторых, фактические действия по самозащите гражданских прав не преследуют юридических целей, т.е. не являются сделками. Они могут породить, как было показано выше, при соответствующих об- стоятельствах только обязательства из причинения вреда. В отличие от фактических действий по самозащите гражданских прав действия по применению мер оперативного воздействия всегда являются од- носторонними сделками. Их применение в обязательном порядке вле- чет соответствующее изменение прав и обязанностей в относитель- ных гражданских правоотношениях, участниками которых являются субъекты, применяющие меры оперативного воздействия, и субъек- ты, по отношению к которым они применяются.
Основные особенности мер оперативного воздействия следующие. Во-первых, названные меры являются мерами правоохранительны- ми. Правоохранительный характер этих мер находит свое выражение в том, что они применяются управомоченным лицом лишь тогда, ко- гда обязанная сторона допустила те или иные нарушения, например: не выполнила обязательства в установленный срок, уклоняется от вы- полнения тех или иных действий, систематически задерживает плате- жи и т.п. Иначе говоря, меры оперативного характера применяются управомоченным лицом только при наличии основания, предусмот-
ренного законом или договором.
Поэтому односторонние действия управомоченных субъектов, не связанные с нарушением обязанностей его контрагентов по относи- тельному правоотношению, нельзя относить к мерам оперативного воздействия, несмотря на их большое внешнее сходство. Например, в силу этого нельзя признать мерой оперативного воздействия преду- смотренное ст. 717 ГК право заказчика отказаться в любое время без объяснения причин от исполнения договора до сдачи ему результата работы с уплатой подрядчику части установленной цены пропорцио- нально части работы, выполненной до получения извещения об отка- зе заказчика от исполнения договора.
Во-вторых, меры оперативного воздействия призваны осуществ- лять пресекательные и превентивные функции. Применение их упра- вомоченным субъектом устраняет возможность возникновения у него убытков в будущем. Так, например, отказ от договора поставки товара в случае систематической просрочки поставки предотвращает убытки, которые могли бы возникнуть у покупателя в связи с утратой рынком интереса к этому товару.
В-третьих, особенность мер оперативного воздействия состоит в том, что их применение носит односторонний характер. Они применяются к правонарушителю непосредственно самим управомоченным субъек- том без обращения к государственным юрисдикционным органам. По- этому они и именуются мерами оперативного характера. Во всех случаях меры оперативного воздействия применяются управомоченным субъ- ектом в качестве стороны относительного правоотношения.
В-четвертых, односторонний характер мер оперативного воздействия определяет и особый характер гарантий их правильного применения. Это предполагает в первую очередь точное описание в законе или в до- говоре содержания каждой меры оперативного воздействия и условий их применения. Также требуется точное описание прав субъектов, по отношению к которым применяются меры оперативного характера.
В-пятых, главная функция рассматриваемых мер состоит в обеспе- чении, стимулировании надлежащего исполнения обязанностей участ- никами гражданского оборота. Любая мера оперативного воздействия, оставаясь средством защиты интересов управомоченного субъекта, по своей сути выступает в качестве иного способа обеспечения надлежаще- го исполнения обязательств, помимо тех, которые указаны в ст. 329 ГК. Например, право продавца товара на приостановку передачи товаров, предусмотренное п. 5 ст. 486 ГК, имеет своей целью обеспечение ис- полнения обязательства покупателя по полной оплате всех ранее пе- реданных товаров.
В-шестых, применение мер оперативного воздействия не может вы- звать появление на стороне правонарушителя юридически обязатель- ных обременительных имущественных последствий; оно может вы- звать лишь юридически необязательные имущественные потери. Так, в результате отказа покупателя от договора поставки по причине не- доброкачественности купленного товара у поставщика могут возник- нуть большие убытки, связанные с возвратом оплаты за товар, с не- обходимостью дополнительных складских и транспортных расходов и т.п. Но эти убытки не носят для правонарушителя характер юриди- чески обязательных и не вытекают из содержания такой меры опера- тивного воздействия, как отказ от договора.
Меры оперативного воздействия разнообразны и подразделяются на три вида.
Первый вид – это меры оперативного воздействия, связанные с ис- полнением обязательств за счет должника. Общая норма, касающаяся данного вида мер оперативного воздействия, установлена в ст. 397 ГК. Согласно ей, если должник не исполняет обязательства по изготовле- нию и передаче вещи в собственность, либо по передаче вещи в поль- зование кредитору, либо по выполнению для него определенной ра- боты или по оказанию ему услуги, кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами и потребовать от должника возме- щения понесенных необходимых расходов и других убытков.
В нормах, касающихся отдельных видов обязательств, содержание и условия применения указанных мер оперативного воздействия кон- кретизируются. Так, если во время выполнения работы станет очевид- ным, что она будет выполнена ненадлежащим образом, заказчик впра- ве назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков. При неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требова- ния заказчик вправе поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика (п. 3 ст. 715 ГК).
Второй вид – это меры оперативного воздействия, связанные с обес- печением встречного удовлетворения. Целью данных мер является либо понуждение неисправного контрагента к предоставлению встречно- го удовлетворения, либо обеспечение возможности кредитора полу- чить удовлетворение за счет имущества должника, находящегося во владении кредитора. Функционирование указанной группы мер опе- ративного воздействия опирается на два принципиальных предписа- ния действующего законодательства.
Первое из них гласит, что в случае непредставления обязанной сторо- ной обусловленного договором исполнения либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет про- изведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное ис- полнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства. Сторо- на, на которой лежит встречное исполнение, также вправе приостановить исполнение своего обязательства, если обусловленное договором испол- нение обязательства произведено не в полном объеме (п. 2 ст. 328 ГК). Данное общее положение конкретизируется в многочисленных нормах, регламентирующих отдельные виды обязательства. Так, в случаях, когда продавец по договору купли-продажи обязан передать покупателю не только товары, которые покупателем не оплачены, но и другие товары, продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной опла- ты всех ранее переданных товаров, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором (п. 5 ст. 486 ГК).
Второе принципиальное положение сформулировано в ст. 359 ГК. В соответствии с ним кредитор, у которого находится вещь, подлежа- щая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательст- во не будет исполнено. Это положение тоже конкретизируется в мно- гочисленных нормах. Так, подрядчику предоставляется право на удер- жание результата работ (ст. 712 ГК); комиссионер вправе удерживать находящиеся у него вещи, подлежащие передаче комитенту. Данные права направлены на обеспечение прав подрядчика и комиссионера по их денежным требованиям к контрагентам по обязательствам.
Третий вид – это меры оперативного воздействия, связанные с отказом от совершения определенных действий в интересах неисправного контрагента (меры отказного характера). К ним относятся:
а) отказ от договора;
б) отказ от принятия ненадлежащего исполнения; в) отказ во встречном удовлетворении.
Отказ от договора как мера оперативного воздействия направлен на прекращение обязательства между управомоченным субъектом и его не- исправным контрагентом и приравнивается законом к одностороннему отказу от исполнения договора (п. 3 ст. 450 ГК). Так, если продавец от- казывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи (п. 1 ст. 463 ГК).
Отказ от принятия ненадлежащего исполнения и отказ во встреч- ном удовлетворении по причине ненадлежащего исполнения обязательства существенно отличаются от отказа от договора. Их применение не влечет прекращения относительного правоотношения между управомоченным субъектом и лицом, по отношению к которому они применяются. Они возможны, например, в случае передачи продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору. Если это произойдет, покупатель впра- ве отказаться от их принятия и оплаты (п. 1 ст. 468 ГК).