Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Какие требования установить для участников электронного аукциона


Допускать к электронному аукциону можно только участников, которые отвечают требованиям Закона № 44-ФЗ – единым и дополнительным. Если нарушите это правило, работник контрактной службы заплатит штраф до 30 000 руб. Требования включите в извещение и документацию о закупке.

Единые требования к участникам аукциона

Единые требования к участникам закупки установите обязательно независимо от того, что закупаете. Чтобы указать требования в извещении и документации, воспользуйтесь справкой.
Внимание: если не пропишете в документации требования к участникам, работник контрактной службы заплатит штраф 3000 руб., а если установите лишнее требование – от 5000 до 30 000 руб. (ч. 4 и 4.2 ст. 7.30 КоАП).

Список единых требований к участнику закупки перечислен в части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Однако при необходимости установите и дополнительные требования к претендентам.
Пример: заказчик установил не все требования к участникам закупки
Администрация поселка объявила аукцион на содержание дорог. Работник контрактной службы в документации указал, что участники должны отвечать требованиям, которые установлены частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Один из претендентов на контракт обжаловал положения документации в Липецкое УФАС, так как заказчик не написал требование: претендент не является офшорной компанией. На заседании комиссии антимонопольной службы представитель администрации заявил, что не нарушил закон, так как в документации есть ссылка на часть 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Комиссия УФАС решила, что заказчик указал не все требования и нарушил часть 3 статьи 64 Закона № 44-ФЗ (решение Липецкого УФАС от 08.11.2016 № 305м/16).

Пример: заказчик незаконно потребовал от участника лицензию
Заказчик через электронный аукцион закупал лекарства. В документации написал, что участники во второй части заявки представляют лицензию на оптовую торговлю лекарствами. Архангельское УФАС решило, что такое требование нарушает часть 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Позицию антимонопольной службы подтвердил арбитражный суд. Лекарство заказчик покупал для больницы, а поскольку медучреждение – конечный потребитель, то лицензия на оптовую торговлю не нужна (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 № 14АП-9652/2015).

Ситуация: нужны ли участнику исключительные права на программы для компьютера, когда заказчик закупает ПО с неисключительной лицензией
Требование, чтобы участник обладал исключительными правами на программы, в документации не устанавливайте. Установите требование, если по контракту приобретаете права на программу или другие результаты интеллектуальной деятельности. Когда закупаете товар с неисключительной лицензией, то права на продукт не приобретаете. Такой вывод следует из пункта 1 части 1 статьи 1236 ГК и письма от 14.10.2016 № ОГ-Д28-12139.

Дополнительные требования к участникам аукциона

Заказчик вправе потребовать, чтобы сведений об участнике не было в реестре недобросовестных поставщиков. Такое право предусмотрено в части 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Если Правительство установило дополнительные требования к участникам закупки, то заказчик обязан прописать их в извещении и документации (ч. 2 и 4 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
Так, Правительство утвердило перечень работ и услуг, при закупке которых нужно установить дополнительные требования:
  • работы по сохранению объектов культурного наследия;
  • работы по реставрации музейных предметов и коллекций из Музейного фонда РФ;
  • работы по реставрации документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов из библиотечных фондов;
  • работы и услуги, во время которых заказчик допускает подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам музея, к системам безопасности музейных предметов и коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;
  • строительные работы по кодам 41.2, 42, 43 ОКПД2 ОК 034-2014, если НМЦК превышает 10 млн руб., исключение – код 43.13;
  • воинские морские и речные перевозки;
  • транспортные услуги или работы, которые связаны с техническим обслуживанием, ремонтным монтажом и ремонтом железнодорожного подвижного состава, если состав находится в оперативном управлении Вооруженных сил и организаций, подведомственных Минобороны.
Дополнительные требования Правительство перечислило в постановлении от 04.02.2015 № 99.

Пример: дополнительные требования к застройщику
Заказчик объявил электронный аукцион на строительство школы. Цена контракта – 57 млн руб. Руководитель контрактной службы указал в извещении и документации дополнительное требование к претендентам:

В доказательство, что отвечает требованию, участник обязан приложить копии:
  • контракта, который исполнил;
  • акта выполненных работ;
  • разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капстроительства.
Участнику достаточно приложить к заявке копию одного контракта. Требование установлено в пункте 2 приложения № 1 к постановлению Правительства от 04.02.2015 № 99. О том, как применять постановление, рассказали Минэкономразвития и ФАС в письме от 28.08.2015 № 23275-ЕЕ/Д28и, № АЦ/45739/15.

Пример: заказчик не установил требования согласно постановлению № 99
Заказчик провел электронный аукцион на строительство учебного корпуса университета. Цена контракта – 55,6 млн руб.
Так как заказчик закупает строительные работы и НМЦК превышает 10 млн руб., заказчик обязан прописать в извещении и документации дополнительные требования из пункта 2 приложения к постановлению Правительства от 04.02.2015 № 99. Однако контрактный управляющий требование не установил.
ФАС предписала отменить протокол рассмотрения заявки единственного участника, исправить документацию и повторно принять заявки. Контрактный управляющий совершил правонарушение по части 4.2 статьи 7.30 КоАП (решение ФАС от 08.09.2016 № К-1450/16).

Правительство вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и консультационных услуг согласно части 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Пока такие требования Правительство не установило.

Если закупаете товар из перечня Минэкономразвития, предоставьте преференции участникам, которые предлагают товар из государств – членов Евразийского экономического союза. В документации напишите, что участник:
  • декларирует страну происхождения товара. Если установите такое требование, а участник не предоставит информацию, преференции не применяйте (письмо Минэкономразвития от 16.02.2016 № Д28и-319);
  • указывает в заявке цены за единицу каждого товара;
  • отвечает за достоверность сведений о стране происхождения товара.
Об этом сказано в пункте 9 приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155.

Обязан ли заказчик устанавливать доптребования к участникам закупки, если проводит аукцион на работу по сохранению объектов культурного наследия ?
Да, обязан. Заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупки, если закупает работы по сохранению объектов культурного наследия электронным аукционом. Об этом сказано в части 2.1 статьи 56 Закона № 44-ФЗ. Однако заказчик обязан установить дополнительные требования, если такие доптребования предусмотрело Правительство. В приложении 1 к постановлению № 99 Правительство установило дополнительные требования, в том числе для участников аукционов. Поэтому заказчик обязан установить доптребования, если проводит аукцион на закупку работ по сохранению объектов культурного наследия. Вывод следует из части 4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтвердили Минэкономразвития и ФАС в письме от 15.03.2017 № 6598-ЕЕ/Д28и, № РП/16119/17.

Можно ли потребовать от участников электронного аукциона указать в первой части заявок предельную зарегистрированную цену на лекарство из перечня жизненно необходимых ?
Нет, нельзя. Заказчик вправе требовать, чтобы участник в аукционной заявке прописал сведения и приложил документы согласно частям 3 и 4 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. Сведений о предельной зарегистрированной цене на лекарство из перечня жизненно необходимых в указанных положениях закона нет. ФАС выразила аналогичную позицию в постановлении от 03.12.2015 № К-1833/14/АК843-15.

Вправе ли заказчик требовать, чтобы участники электронного аукциона предоставили во вторых частях заявок информацию о КПП, ОКВЭД и ОКПО ?
Нет, не вправе. Перечень документов и сведений во второй части заявки установлен в части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. В этой норме нет сведений о КПП, ОКВЭД, ОКПО участника, поэтому требовать эти сведения нельзя (ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).
 

 


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство