Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуТермин «контрафакт» представляет собой комбинацию приставки «контра» (от лат. contra — против) и слова «факт» — действительное, реальное явление или событие, переводится с французского языка дословно как «подделка».
На законодательном уровне контрафакт упоминается в ГК РФ дважды, а именно в п. 1 ст. 1515 ГК РФ и п. 4 ст. 1252 ГК РФ. Указанные правовые нормы дополняют друг друга и позволяют выделить следующие признаки контрафактной продукции:
Анализ гражданско-правовых норм позволяет сделать вывод, что законодатель под контрафактной продукцией понимает создание и реализацию схожих с оригиналами товаров. Это может достигаться за счет нанесения узнаваемых знаков и обозначений, использования созвучных наименований брендов и т. п. Кроме того, контрафакт предполагает использование в коммерческих целях результатов интеллектуальной деятельности правообладателя при отсутствии законных оснований. В качестве примера можно привести ставшую массовой в 90-е годы подделку продукции компании «Адидас».
Необходимо отметить, что контрафактом является также неиспользование предусмотренных законом для конкретного вида продукции акцизов и иных обязательных маркировок. В частности, контрафактной является алкогольная или табачная продукция без акцизов.
Отметим, что ГК РФ не закрепляет определения фальсификатной продукции. Анализ же законодательства позволяет выделить следующие источники, в которых упоминается термин «фальсификат»:
Так, согласно п. 37 ст. 4 закона № 61-ФЗ, фальсифицированным признается лекарственное средство, описание к которому содержит информацию, не соответствующую действительности, в том числе в отношении состава или производителя. Реализация подобных лекарственных средств является незаконной и запрещена на территории РФ.
Пищевые продукты могут быть признаны фальсифицированными в случае соответствия их условиям, сформулированным в ст. 1 закона № 29-ФЗ. В частности, фальсифицированными признаются пищевые продукты, материалы и изделия, которые были умышленно изменены, т. е. подделаны. Фальсифицированными являются и товары, которые имеют скрытые качества и свойства. К этой категории относятся, к примеру, продукты, информация о которых является неполной или недостоверной.
К увеличению доли контрафактной продукции и фальсификата привело не только развитие рыночных отношений, но и совокупность определенных факторов, основными из которых являются:
Граждане с низким уровнем дохода целенаправленно выбирают контрафактную и фальсификатную продукцию. Это связано не только с экономией, но и с ошибочным предположением, что оригинальные товары просто существенно выше в цене, в том числе за счет узнаваемого бренда.
На практике встречаются и случаи, когда добросовестные приобретатели не предполагают, что приобретают неоригинальную продукцию. Многие продавцы умышленно вводят в заблуждение покупателей с целью сбыть продукцию, контрафактную природу которой установить без специальных познаний невозможно.
Проведенный анализ терминов «фальсификат» и «контрафакт» позволяет выделить основные их различия. Особенностью контрафакта является нарушение интеллектуальных прав создателя (владельца исключительных прав) продукта или товара, (автора, изобретателя и пр.). Кроме того, контрафактной признается продукция без маркировки, предусмотренной законом. При этом признание товара контрафактным не всегда свидетельствует о его качестве. Для признания же продукции фальсифицированной необходимо установить факт нарушения процесса ее изготовления, в том числе использование иных (не указанных в составе) компонентов.
Таким образом, фальсификат не всегда является контрафактом. Во многих случаях изготовитель товара с целью снижения расходов по изготовлению просто использует более дешевые компоненты. Результатом таких действий является изменение свойств и качества готовой продукции.
УК РФ предусматривает ответственность как за контрафакт, так и за фальсификат:
***
Таким образом, контрафакт и фальсификат необходимо отличать друг от друга. Контрафакт предполагает, что продукция копируется либо подделывается, при этом за основу чаще всего берется известный бренд. Фальсифицированная же продукция предполагает нарушение технологии производства и/или неиспользование акцизов, когда это обязательно. Целью фальсификации, как правило, является обман потребителя, заключающийся в неверном указании или сокрытии свойств товара.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста