Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Земельный налог - 2019 г. Налоговые консультации юриста


Земельный налог, являясь местным налогом (гл. 31 НК РФ), устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований в соответствии со  ст. 387 НК РФ.
В городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) налог устанавливается законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов. 
При установлении налога должны быть определены:
- налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
- порядок и сроки уплаты налога;
- при необходимости – налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
 

 Налогоплательщики

 
 В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве:
- собственности;
- постоянного (бессрочного) пользования;
- пожизненного наследуемого владения.
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков (п. 2 ст. 388 НК РФ):
- находящихся на праве безвозмездного срочного пользования; 
- переданных им по договору аренды.
 
Пример
 
В январе АО «Призма» передало дочерней организации в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельный участок, числящийся в составе объектов ОС.
Кто в данной ситуации является налогоплательщиком земельного налога?
 
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Одновременно в п. 2 ст. 388 НК РФ установлено, что не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Таким образом, в данном случае после передачи земельного участка в безвозмездное пользование налогоплательщиком земельного налога остается АО «Призма».
 

 Объект налогообложения

 
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Объектом налогообложения не признаются:
- земельные участки, изъятые из оборота;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома – с 1 января 2015 года.

Налоговая база и порядок ее определения

 
 Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Налоговая база определяется на основании ст. 391 НК РФ в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики зачастую обращаются в суды с заявлением об обжаловании кадастровой стоимости земельного участка. По мнению контролирующих органов (письмо ФНС России от 19.07.2013 № БС-4-11/13149 и письмо Минфина России от 16.07.2013 № 03-05-04-02/27809), изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, а также в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, учитывается в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр. Иными словами, ретроспективный пересчет земельного налога не допускается. Данная позиция контролирующих органов основана на постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010.
Однако сделано исключение для случая если кадастровая стоимость земельного участка изменена по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды.
Проблема пересчета кадастровой стоимости теперь решена законодательно.
С 1 января 2015 года в п. 1 ст. 391 НК РФ установлено, что в общем случае изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
Однако законодатель сделал исключение для следующих случаев:
- при исправлении ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость;
- при изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда  сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания;
- при изменении вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
С 1 января 2019 года случаи и порядок учета измененной кадастровой стоимости земельного участка указаны в п. 1.1 ст. 391 НК РФ. Таковыми являются:
- изменение качественных и (или) количественных характеристик земельного участка - учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
- исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, а также  уменьшение кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, - учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
- установление рыночной стоимости земельного участка по решению комиссии или суда - учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
При оспаривании кадастровой стоимости земельного участка следует принимать во внимание позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Вместе с тем в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» муниципальным органам предоставляется право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в частной собственности, если по заявлению собственника кадастровая стоимость участка ранее была значительно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могли быть затронуты законные интересы муниципалитета по поступлению налоговых доходов в местный бюджет.
При образовании земельного участка в течение налогового периода налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату его постановки на кадастровый учет.
При расположении земельного участка не территориях нескольких муниципальных образований налоговая база определяется в разрезе каждого муниципального образования как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная доле земельного участка, приходящегося на территорию каждого муниципального образования.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
До 1 января 2015 года налогоплательщики – индивидуальные предприниматели также определяли налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Налоговая база для налогоплательщиков – физических лиц, а с 1 января 2015 года и являющихся индивидуальными предпринимателями, определяется налоговыми органами.
Пунктом 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено начиная с налогового периода 2017 года уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, в частности, для следующих категорий налогоплательщиков:
- Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
- инвалидов, имеющих I и II группу инвалидности, инвалидов с детства, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
- физических лиц, подвергшихся радиационному воздействию (при наличии определенных условий);
- пенсионеров.
Ранее уменьшение налоговой базы производилось на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика.
Налоговый вычет производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого применяется налоговый вычет. Если уведомление не представлено, налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
Специальное правило введено для налогоплательщиков Крыма. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
 
Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков,
находящихся в общей собственности
 
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях в соответствии со ст. 392 НК РФ.
 

 Налоговый (отчетный) период. Налоговые ставки

 
Налоговым периодом признается календарный год в соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ.
До 1 января 2015 года в п. 2 ст. 393 НК РФ была предусмотрена возможность установления отчетных периодов для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей.
С 1 января 2015 года отчетные периоды – первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года – могут быть установлены только в отношении налогоплательщиков – организаций.
Однако при установлении налога представительные органы муниципального образования вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки в соответствии со ст. 394 НК РФ устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
0,3 % - для земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
1,5 % - в отношении прочих земельных участков.
Кодексом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам 0,3 % или 1,5 % в зависимости от категории земель.
 

 Налоговые льготы

 
Перечень налоговых льгот приведен в ст. 395 НК РФ.
От исчисления и уплаты земельного налога освобождены, в частности:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
- организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- религиозные организации - в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
- общероссийские общественные организации инвалидов и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов – при выполнении ряда условий;
- организации народных художественных промыслов;
- физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
- организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок;
- организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
 

 Порядок исчисления налога (авансовых платежей по налогу)

 
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода (года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы в соответствии со ст. 396 НК РФ.
Налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют сумму налога (авансовых платежей). До 1 января 2015 года налогоплательщики – индивидуальные предприниматели также самостоятельно исчисляли сумму налога (авансовых платежей) в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, а с 1 января 2015 года в том числе являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами и уплачивается на основании налоговых уведомлений.
Налогоплательщики - организации, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по истечении первого, второго и третьего квартала как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка. По итогам налогового периода сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за календарный год и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Для отдельных ситуаций предусмотрены особенности исчисления земельного налога.
Во-первых, в случае возникновения (прекращения) в течение года (квартала) права собственности (бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения) на участок или его долю исчисление налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности (пользовании, владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если возникновение права собственности на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента (п. 7 ст. 396 НК РФ).
С учетом указанного коэффициента также рассчитывается земельный налог или авансовые платежи в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка (с 1 января 2019 года – при изменении количественных и (или) качественных характеристик земельного участка).
Во-вторых, в отношении земельного участка, перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется, начиная со дня открытия наследства – дня смерти наследодателя.
В-третьих, в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального), исчисление суммы налога (авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 в течение 3-х срока строительства, начиная с даты регистрации прав на земельные участки вплоть до регистрации прав на построенный объект. В случае завершения строительства и регистрации прав на объект до истечения 3-хлетнего срока сумма налога, уплаченного сверх суммы, исчисленной с учетом коэффициента 1, подлежит зачету (возврату).
В течение периода, превышающего 3-хлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект исчисление налога (авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 4 (п. 15 ст. 396 НК РФ).
В-четвертых, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 16 ст. 396 НК РФ).
 
Пример
 
Организация имеет на праве собственности земельный участок. Его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2018 составляет 6 000 000 руб. Налоговая ставка земельного налога в муниципальном образовании, в котором находится земельный участок, установлена в размере 1,5 %.
Определите авансовый платеж по земельному налогу за I квартал 2018 года.
 
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).
 
Таким образом, по итогам I квартала 2018 года сумма авансового платежа по земельному налогу составит: 6 000 000 руб. х 1,5% х ¼ = 22 500 руб.
 

 Порядок и сроки уплаты налога (авансовых платежей по налогу)

 
Налог и авансовые платежи подлежат уплате по месту нахождения земельных участков в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но не ранее срока подачи налоговой декларации – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данное правило установлено ст. 397 НК РФ.
В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами (с 1 января 2015 года в том числе и индивидуальные предприниматели), уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц установлен единый - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ.
 
 

 Налоговая декларация

 
 В соответствии со ст. 398 НК РФ налогоплательщики - организации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Срок ее представления – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Напомним, что в отношении налоговых периодов до 2015 года такая обязанность по подаче налоговой декларации была и у индивидуальных предпринимателей.
С 1 января 2011 года отменено представление налогоплательщиками расчетов по авансовым платежам по земельному налогу.
Крупнейшие налогоплательщики представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство