Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Юридическая личность некоммерческих организаций

2018-06-11

Юридическая личность некоммерческих организаций

Некоммерческие организации как юридические лица

Некоммерческой организацией является юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятель- ности и не распределяет полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК; п. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

В отличие от коммерческих организаций некоммерческие организа- ции не являются профессиональными участниками имущественных от- ношений. Поэтому для некоммерческих юридических лиц законодатель устанавливает специальную (целевую) правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК) и разрешает использовать имеющееся у них имущество лишь для дости
жения целей, указанных в их учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК). В связи с этим основной целью деятельности некоммер- ческой организации не может служить извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК; п. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях). Выступление не- коммерческих юридических лиц в гражданском обороте обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельно- сти, которая не должна являться предпринимательской. Несмотря на то что всем некоммерческим организациям разрешено, хотя и с огра- ничениями, заниматься предпринимательством, такую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку это служит дости- жению целей, ради которых они были созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК). Например, образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не пре- дусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Платная обра- зовательная деятельность негосударственного образовательного учре- ждения не рассматривается как предпринимательская, если получае- мый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспече- ние образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (ст. 45–47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании»1, далее – Закон об образовании).

Вместе с тем по общему правилу учредители (участники) неком- мерческой организации не вправе распределять между собой прибыль (доход), полученную от ее деятельности (п. 1 ст. 50 ГК). При ликвида- ции некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и(или) на благотворительные цели, если иное не предусмот- рено законом. Некоммерческие юридические лица, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций, мо- гут признаваться несостоятельными (банкротами).

Организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц отличаются гораздо большим разнообразием по сравнению с ком- мерческими. В рамках одного вида могут существовать несколько раз- новидностей некоммерческих организаций, статус которых регламен- тируется не только ГК, но также федеральными законами и другими правовыми актами РФ.
Большинство некоммерческих организаций, подобно коммерче- ским, являются корпорациями, т.е. построены на началах фиксирован- ного членства. Однако встречаются некоммерческие юридические ли- ца, не являющиеся корпорациями (учреждения, фонды, автономные некоммерческие организации и др.).

Среди некоммерческих организаций обнаруживаются и смешан- ные формы. Благотворительные либо религиозные организации мо- гут быть названы учреждениями с корпоративным устройством, так как по форме они являются корпорациями, а фактически представляют собой учреждения (ст. 6, 7, 10, 15 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотвори- тельных организациях»1, далее – Закон о благотворительной деятель- ности; ст. 8, 10 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ
«О свободе совести и о религиозных объединениях»2, далее – Закон о свободе совести). Существенным отличием названных организаций от классических корпораций является то обстоятельство, что, даже если благотворительная или религиозная организация основаны на членстве, далеко не каждый из ее членов может участвовать в управ- лении организацией и ее имуществом. Высшим органом управления благотворительной организации выступает ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом этой организа- ции (ст. 10 Закона о благотворительной деятельности).
Гражданским кодексом предусмотрены следующие организацион- но-правовые формы некоммерческих организаций:
  1. потребительский кооператив;
  2. общественная или религиозная организация (объединение);
  3. объединение юридических лиц (ассоциация или союз);
  4. фонд;
  5. учреждение (бюджетное или автономное).
Иные федеральные законы существенно расширяют этот пере- чень, допуская возможность создания некоммерческих юридических лиц также в формах:
  1. некоммерческого товарищества, в том числе товарищества собст- венников жилья; садоводческого, огороднического или дачного то- варищества;
  2. некоммерческого партнерства;
  3. автономной некоммерческой организации;
  4. товарной биржи;
  5. торгово-промышленной палаты;
  6. объединения работодателей;
  7. государственной корпорации и других.
Во многих случаях различие организационно-правовых форм не- коммерческих организаций не вызывается реальной необходимостью, а становится лишь результатом принятия очередного отдельного за- кона об их статусе (например, общины малочисленных народов как юридические лица по сути являются потребительскими кооперати- вами). В развитых европейских правопорядках для отражения осо- бенностей их статуса обычно используется не более 3–4 организационно-правовых форм (объединение или союз, фонд, учреждение). Поэтому в перспективе число разновидностей некоммерческих орга- низаций, признаваемых юридическими лицами, должно быть значи- тельно уменьшено.

Потребительский кооператив

Потребительским кооперативом признается основанная на началах членства организация, созданная для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имуществен- ных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК).

Потребительскими являются жилищные, жилищно-строительные, дачные, гаражные, садоводческие, огороднические, кредитные и то- му подобные кооперативы. В отличие от производственных коопе- ративов потребительские кооперативы создаются не для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде их участ- ников, а для удовлетворения материальных и иных потребностей сво- их членов. Поэтому члены потребительского кооператива не обязаны лично участвовать в его делах, но должны вносить вклады в имущество кооператива. С этой точки зрения потребительские кооперативы мож- но сравнить с объединениями капиталов, тогда как производствен- ные кооперативы ближе к объединениям лиц. Вследствие этого гра- ждане или юридические лица могут одновременно участвовать в нес- кольких потребительских кооперативах, в том числе однородных по характеру деятельности.

Потребительский кооператив создается по решению его учредите- лей (членов), которыми могут выступать как граждане, так и юриди- ческие лица (коммерческие или некоммерческие), если иное не пре- дусмотрено федеральным законом. Потребительские кооперативы 
должны учреждаться не менее чем тремя лицами, если иное количест- во учредителей не определено федеральным законом. Учредительным документом потребительского кооператива является устав, принятый на общем собрании учредителей (членов) кооператива.

Потребительский кооператив обязан иметь паевой (уставный) фонд, являющийся минимальной гарантией удовлетворения требований его кредиторов. Законом и уставом кооператива может быть предусмот- рено образование иных имущественных фондов, формируемых за счет взносов его членов. Не исключена возможность осуществления по- требительским кооперативом некоторых видов предпринимательской деятельности, например сдача в аренду неиспользуемого имущества. По решению общего собрания членов кооператива доходы, получен- ные от такой деятельности, подлежат расходованию на общие нуж- ды. Норма п. 5 ст. 116 ГК допускает распределение этих доходов меж- ду членами кооператива, что противоречит природе потребительско- го кооператива как некоммерческой организации.

По общему правилу высшим (волеобразующим) органом потре- бительского кооператива является общее собрание его членов. Общее собрание правомочно принять к своему рассмотрению любой вопрос, касающийся деятельности кооператива, и обладает исключительной компетенцией при рассмотрении целого ряда вопросов, определенных уставом кооператива. Общее собрание формирует единоличные и кол- легиальные исполнительные (волеизъявляющие) органы кооператива, которые вправе решать все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания. В качестве постоянно действующего коллегиального исполнительного органа в потребительском коопе- ративе обычно создается пpaвлeниe. Единoличным иcпoлнитeльным opгaном является пpeдceдaтeль. Исполнительные органы потребитель- ского кооператива формируются из числа его членов и не могут быть наемными. Деятельность коллегиальных и единоличных исполнитель- ных органов контролируется ревизором либо ревизионной комисси- ей, которые не являются органами кооператива.

Каждый член потребительского кооператива вправе принимать уча- стие в управлении делами кооператива, в том числе путем голосования на общем собрании. Независимо от размера паевого взноса каждый член кооператива обладает лишь одним голосом. Члены кооператива также имеют право: избирать и быть избранными в состав исполни- тельных органов; получать в пользование часть кооперативного иму- щества, пропорциональную размеру своего пая и предназначенную для удовлетворения определенных потребностей – жилищных и т.д.
 

Член потребительского кооператива вправе в любое время выйти из его состава, получив стоимость своего пая, а в случаях, предусмот- ренных законом и уставом кооператива, также иные выплаты. Соглас- но правилам, изложенным в законах и уставах большинства потреби- тельских кооперативов, каждый его член вправе продать, передать по наследству (в порядке правопреемства) или иным образом произве- сти отчуждение своего пая и тем самым выйти из состава кооператива. Пай может быть разделен между несколькими лицами, например на- следниками умершего члена, лишь в случаях, которые прямо преду- смотрены законом и уставом кооператива и не противоречат сущест- ву отношений, касающихся пользования кооперативным имуществом. В частности, нельзя разделить пай, связанный с пользованием одно- комнатной квартирой, неделимым земельным участком (п. 2 ст. 6 ЗК). В таких случаях отчуждение части пая не допускается.

Член потребительского кооператива несет обязанности по уплате вступительного, паевого и иных (целевых, дополнительных) взносов. Уставом кооператива или решениями общего собрания часто преду- сматриваются иные обязанности членов потребительского коопера- тива, например по отработке определенного времени при создании объектов кооперативной собственности. За невыполнение этих обя- занностей пайщик может быть исключен из кооператива по решению общего собрания его членов, которое может быть обжаловано в су- дебном порядке.

По общему правилу потребительский кооператив не получает до- ходов от своей деятельности. Поэтому одной из важнейших обязан- ностей членов кооператива является необходимость компенсировать убытки, возникшие в результате деятельности кооператива, за счет дополнительных взносов. В случае отказа от внесения или неполного внесения дополнительного взноса виновный член кооператива мо- жет быть привлечен к солидарной с кооперативом ответственности по его долгам своим личным имуществом, хотя и в размере неупла- ченных сумм и только при недостатке имущества кооператива (п. 4 ст. 116 ГК). Дополнительные взносы представляют собой форму ограниченной субсидиарной ответственности члена потребительского коо- ператива по долгам кооператива.

Определенную специфику правового статуса имеют разновидности потребительских кооперативов:
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы, которые созда- ются гражданами и(или) юридическими лицами на основе членства для удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме (п. 1 ст. 110 ЖК);
  • создаваемые гражданами садоводческие, огороднические или дач- ные потребительские кооперативы (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»1, далее – Закон о садоводческих объединениях);
  • кредитные потребительские кооперативы граждан, добровольно объ- единившихся для удовлетворения потребностей в финансовой взаи- мопомощи по признаку общности места жительства, трудовой дея- тельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан (ст. 4 Федерального закона от 7 августа 2001 г.
№ 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»2, далее – Закон о кредитных потребительских кооперативах); жи- лищные накопительные кооперативы – потребительские коопера- тивы, созданные как добровольные объединения граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения паевых взносов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»3, далее – Закон о жилищных накопи- тельных кооперативах);
  • общества взаимного страхования, осуществляющие страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов (п. 2, 3 ст. 968 ГК);
  • общины малочисленных народов, фактически являющиеся раз- новидностью потребительского кооператива (Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации об- щин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальне- го Востока Российской Федерации»4, далее – Закон о коренных ма- лочисленных народах).

Некоммерческое товарищество

Специфической разновидностью некоммерческих организаций являются некоммерческие товарищества. Высшим (волеобразующим) органом некоммерческого товарищества является общее собрание его участников (собрание уполномоченных), правомочное решать любой вопрос, отнесенный к компетенции коллегиального исполнительно- го органа. Ряд вопросов деятельности некоммерческого товарищест- ва составляют исключительную компетенцию общего собрания. Испол- нительными (волеизъявляющими) органами товарищества являются правление (коллегиальный орган) и его председатель (единоличный орган). Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью испол- нительных органов товарищества (председателя, правления) осуще- ствляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов товарищества. Ревизионная комиссия (ревизор) не является органом товарищества. В отличие от кооператива члены некоммерческого то- варищества не отвечают по его обязательствам. Однако они могут быть обязаны к внесению дополнительных взносов, которые фактически ста- новятся формой их ограниченной субсидиарной ответственности по долгам некоммерческого товарищества.

Законодательству известны две основные разновидности этих ор- ганизаций: товарищества собственников жилья, а также садоводче- ские, огороднические или дачные товарищества.
Товариществом собственников жилья признается добровольное объ- единение собственников помещений в многоквартирном доме, созданное ими для совместного управления комплексом недвижимого имущества  в таком доме, обеспечения его надлежащей эксплуатации и использова- ния (ст. 291 ГК; п. 1 ст. 135 ЖК).

Товарищество собственников жилья организуется не менее чем двумя домовладельцами, в качестве которых могут выступать не толь- ко граждане, но и другие собственники жилых помещений – юриди- ческие лица и публично-правовые образования (по решению послед- них членами товарищества могут стать их унитарные предприятия или учреждения). Учредительным документом товарищества является его устав. Товарищества собственников жилья могут возникать на основе жилищных и жилищно-строительных кооперативов, члены которых полностью выплатили свои паевые взносы.

Товарищество собственников жилья признается собственником принадлежащего ему имущества (которое не следует смешивать с об- щим имуществом жилого дома), а участники не приобретают на это 
имущество каких-либо прав, не могут требовать от товарищества ни- каких выплат или выдач в случае выхода из него, не отвечают по обя- зательствам товарищества. Хозяйственная (предпринимательская) деятельность товарищества строго ограничена рамками эксплуатации и ремонта общих помещений и оборудования, а полученный от нее до- ход идет на общие нужды и не распределяется между участниками.

Участники товарищества собственников жилья обладают правом голоса в управлении его делами пропорционально доле принадлежащих им жилых помещений, если иное прямо не предусмотрено уставом товарищества. Членство в товариществе обусловлено правом собст- венности на соответствующее жилое помещение. Поэтому с утратой данного права по любым основаниям членство в товариществе пре- кращается. Участник не может быть исключен из товарищества. При нарушении обязанности по уплате взносов в имущество товарищества он должен возместить товариществу причиненные этим убытки.

Товарищество собственников жилья нельзя признать разновидно- стью потребительского кооператива1. В отличие от потребительского кооператива в товариществе собственников жилья нет паевых отно- шений. Участники товарищества не обладают равным количеством голосов в управлении его общими делами, не вправе претендовать на получение какого-либо его имущества. Они не могут быть исключе- ны из товарищества собственников жилья и не несут никакой ответст- венности по его долгам.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество – некоммерческая организация, учрежденная гражданами на доб- ровольных началах для содействия ее членам в решении общих социаль- но-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (п. 1, 2 ст. 4 Закона о садоводческих объединениях). Оно соз- дается не менее чем тремя совершеннолетними гражданами, имеющи- ми земельные участки в границах такого товарищества. Учредительный документ – устав, утвержденный общим собранием учредителей.
В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом то- вариществе имущество общего пользования, приобретенное или соз- данное таким товариществом за счет целевых взносов, является общей собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобре-

 
тенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого товарищества, является собственностью товарищества как юридического лица. Специальный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, иные поступления, которые рас- ходуются на цели, соответствующие задачам, предусмотренным уста- вом товарищества.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммер- ческого товарищества, в частности, имеют право при отчуждении садового, огородного, дачного земельного участка одновременно отчу- ждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого товари- щества в размере целевых взносов и имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в специальный неделимый фонд товарищества. При ликвидации това- рищества его члены могут получать причитающуюся им долю иму- щества общего пользования. Они вправе добровольно выходить из его состава с одновременным заключением с товариществом дого- вора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, до- рог и другого имущества общего пользования.

Важнейшими обязанностями членов товарищества являются: ис- пользование земельного участка в соответствии с его целевым назна- чением, в том числе его освоение в течение трех лет, если иной срок не установлен земельным законодательством; соблюдение установлен- ных режимов, ограничений, обременений и сервитутов; выполнение агротехнических, строительных, экологических, санитарно-гигиени- ческих, противопожарных и иных требований и пр.

Некоммерческое партнерство

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юриди- ческими лицами для содействия своим членам в достижении некоммер- ческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности (п. 1, 2 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).
Партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятель- ность, соответствующую его уставным целям, может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. В форме некоммерче- ского партнерства, в частности, могут быть созданы:
  • фондовые биржи (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г.
№ 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»1, далее – Закон о рынке ценных бумаг);
  • коллегии адвокатов (ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г.
№ 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»2, далее – Закон об адвокатуре);
  • садоводческие (огороднические, дачные) некоммерческие партнер- ства (п. 1 ст. 4 Закона о садоводческих объединениях).
Некоммерческое партнерство создается по решению его учреди- телей, число которых не ограничивается, но не может быть меньше двух. Учредители утверждают устав партнерства и по желанию могут заключить учредительный договор, который в этом случае становится его вторым учредительным документом (п. 1 ст. 14 Закона о неком- мерческих организациях).
Высшим (волеобразующим) органом некоммерческого партнер- ства является общее собрание его участников, имеющее исключитель- ную компетенцию. Возможно также создание в нем постоянно дейст- вующего коллегиального органа типа наблюдательного совета. В парт- нерстве обязателен единоличный исполнительный (волеизъявляющий) орган, образуемый его высшим органом. В случаях, предусмотренных уставом, возможно создание коллегиального исполнительного орга- на (правления, директората и т.п.).

Участники партнерства не отвечают по его обязательствам. Они име- ют право участвовать в управлении его делами, получать информацию о его деятельности, могут обладать иными правами, предусмотренны- ми его уставом, а главное – вправе свободно выйти из него, получив при этом часть его имущества или его стоимость (в пределах стоимости имущества, первоначально переданного участниками некоммерческо- го партнерства в его собственность), за исключением членских взносов, если иное не установлено законом или учредительными документами партнерства (п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). часть остатка имущества или его стоимости пропорционально своим взносам они также могут получить при ликвидации партнерства (п. 2 ст. 20 За- кона о некоммерческих организациях). По смыслу этих норм партне- рам надлежит вносить вклады в имущество партнерства, в соответствии с которыми они получают право на участие в управлении его делами. Таким образом, основная особенность партнерства состоит в наделении его участников правом получить при выходе из него или при его ликви
дации часть имущества партнерства, т.е. иметь прямые имущественные выгоды от участия в некоммерческой организации, что противоречит статусу партнерства как некоммерческой организации.

Участники партнерства несут предусмотренные его учредительны- ми документами обязанности, в том числе по внесению вкладов в его имущество. За нарушение этих обязанностей они могут быть исклю- чены из партнерства по решению остающихся членов. Исключенный участник сохраняет право на получение соответствующей части иму- щества некоммерческого партнерства (п. 4 ст. 8 Закона о некоммер- ческих организациях).

Объединения юридических лиц

Нормами ст. 121 ГК, ст. 11 Закона о некоммерческих организаци- ях и рядом иных федеральных законов предусмотрено объединение юридических лиц в форме ассоциаций или союзов.
Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельно- сти, а также представления и защиты их интересов (п. 1 и 2 ст. 121 ГК; п. 1 и 2 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

В отличие от неправосубъектных объединений холдингового типа, включающих «материнские» и «дочерние» компании, объединения раз- личных юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах, во-первых, являются самостоятельными юридическими лица- ми; во-вторых, преследуют некоммерческие цели, будучи созданными для координации деятельности участников, представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов. Они возникают исклю- чительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении своих участников, которые пол- ностью сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица (п. 3 ст. 121 ГК; п. 3 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях); мо- гут одновременно являться членами нескольких объединений, даже одно- родных по характеру деятельности. Ассоциации и союзы не вправе само- стоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Учредительными документами объединения юридических лиц слу- жат учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК; п. 1 ст. 14 Закона о не- коммерческих организациях). В договоре определяются цели создания объединения и условия членства в нем, в уставе – статус самого объе- динения. Поскольку данная некоммерческая организация создается на 
корпоративных началах, ее высшим (волеобразующим) органом являет- ся общее собрание участников (их представителей), компетенцию и по- рядок работы которого в соответствии с законом должен определять ус- тав объединения (п. 1–3 ст. 29 Закона о некоммерческих организаци- ях). Исполнительные (волеизъявляющие) органы ассоциации (союза) образуются высшим органом объединения из числа физических лиц – органов (должностных лиц) или представителей участников.

Имущество ассоциации или союза первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников, а также их доброволь- ных пожертвований и становится объектом права собственности са- мого объединения, предназначенным исключительно для достижения целей, определенных его учредительными документами. Объединение не вправе распределять между участниками доходы от своей деятель- ности, а должно использовать их только на нужды объединения.

Участники ассоциации (союза) имеют право безвозмездно пользо- ваться услугами объединения (п. 1 ст. 123 ГК; п. 1 ст. 12 Закона о не- коммерческих организациях), могут обладать правом корпоративно- го пользования его имуществом. Каждый член объединения наравне с другими может участвовать в управлении его делами; вправе беспре- пятственно выйти из его состава, поскольку его выход не влечет для ассоциации или союза обязанностей по осуществлению каких-либо выплат или выдач. Участник объединения несет корпоративные обя- занности, в том числе по уплате членских или иных взносов, за неис- полнение которых он может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников (абз. 2 п. 2 ст. 123 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях).

При недостатке имущества объединения для удовлетворения тре- бований его кредиторов участники ассоциации или союза несут суб- сидиарную ответственность своим имуществом в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами объединения (п. 4 ст. 121 ГК; п. 4 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях; п. 4 ст. 14 Закона о благотворительной деятельности). Дополнитель- ная ответственность по долгам объединения в размере, пропорцио- нальном взносу участника в ее имущество, сохраняется в течение двух лет с момента его выхода из состава ассоциации (союза). Новые чле- ны принимаются в объединение по единогласному решению его уча- стников. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено возложением на него субсидиарной ответственности лич- ным имуществом по долгам объединения, возникшим до момента его принятия в объединение (п. 3 ст. 123 ГК; п. 3 ст. 12 Закона о неком
мерческих организациях). Все это составляет принципиальную осо- бенность их гражданско-правового статуса.

К этому же виду некоммерческих организаций относятся террито- риальные и межрегиональные объединения профсоюзов, а также обще- российское объединение (ассоциация) профсоюзов (п. 5 ст. 2 Феде- рального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1, далее – Закон о про- фессиональных союзах) и некоторые другие.

Объединения юридических и(или) физических лиц

К числу объединений юридических лиц, не исключающих членства физических лиц, относятся торгово-промышленные палаты, мно- гие саморегулируемые организации предпринимателей, объединения работодателей, товарные биржи. Несмотря на определенное сходст- во, гражданско-правовой статус каждого из этих видов объединений имеет свою специфику
Торгово-промышленная палата является добровольным объедине- нием на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданным с целью содействия развитию предприни- мательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 3 Закона о торгово-промышленных палатах).
Торгово-промышленные палаты образуются по территориальному принципу, причем на одной и той же территории (в регионе) может су- ществовать только одна такая палата. Торгово-промышленная палата (ТПП) создается по инициативе не менее 15 учредителей. В отличие от обычного объединения юридических лиц единственным учредительным документом ТПП служит устав. Членами ТПП являются исключительно российские коммерческие организации и индивидуальные предприни- матели, а также их объединения (союзы и ассоциации). Главной особен- ностью ТПП по сравнению с другими разновидностями объединений юридических лиц является отсутствие дополнительной ответственности участников по долгам палаты. В остальном правовое положение ТПП аналогично статусу обычной ассоциации (союза).

Специфической разновидностью ассоциаций можно признать саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующих на основании лицензии на осуще- ствление деятельности в качестве саморегулируемых организаций(ст. 48–50 Закона о рынке ценных бумаг)1. Создание схожих по стату- су саморегулируемых организаций арбитражных управляющих преду- смотрено ст. 21, 22 Закона о банкротстве.

Некоторыми особенностями обладают объединения работодателей – юридических и(или) физических лиц. Учредительным документом объе- динения работодателей является устав, который помимо общеобязатель- ных сведений должен включать условие о порядке наделения представи- теля и(или) представителей объединения работодателей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и из- менению соглашений, а также на участие в примирительных процеду- рах при возникновении коллективных трудовых споров (п. 10 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»2, далее – Закон об объединениях работодателей).
Члены объединения работодателей обязаны соблюдать условия за- ключенных объединением соглашений и выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями. В отличие от участников ас- социаций и союзов при выходе из состава объединения работодате- лей его члены могут получить имущество, переданное ими в собствен- ность объединения, в том числе членские и иные взносы, если такое право предусмотрено уставом объединения.

Своеобразием обладает статус товарных бирж, которыми признаются объединения предпринимателей, созданные ими с целью организации и регулирования биржевой торговли3 (Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле», далее – Закон о то- варных биржах). С их помощью предприниматели заключают и испол- няют прибыльные коммерческие сделки, в то время как сама деятель- ность биржи дохода не приносит, а потому требует финансирования со стороны ее участников. Биржа не вправе самостоятельно осуществлять торговую, посредническую или иную предпринимательскую деятель- ность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торгов- ли, а также не может создавать хозяйственные общества и товарищества, не ставящие целью организацию и регулирование биржевой торговли, либо участвовать в них. Биржевая деятельность лицензируется.

Учредительным документом биржи является ее устав, в котором должны содержаться сведения: о видах товаров, с которыми осуще
ствляются сделки на данной бирже; о составе и компетенции ее орга- нов и порядке принятия ими решений; о максимальном числе членов биржи; об условиях и порядке приобретения, приостановления и пре- кращения членства на бирже; о правах и обязанностях членов биржи и их категориях; о размере уставного капитала; об иных фондах биржи. Будучи разновидностью корпорации, товарная биржа имеет высший орган в лице общего собрания членов биржи. Доля каждого участника (учредителя) биржи в ее уставном капитале (следовательно, количест- во его голосов на общем собрании) не может превышать 10%.

В соответствии с правилами, действующими на бирже, все члены биржи могут участвовать в биржевой торговле, в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей. Члены биржи вправе получать дивиденды, если это предусмотрено учредительными документами биржи, могут об- ладать иными правами. Среди участников биржи различаются пол- ные и неполные члены. Полные члены имеют право на участие в бир- жевых торгах во всех секциях или отделах биржи и соответствующее количество голосов на общих собраниях как биржи в целом, так и всех ее секций (отделов). Неполные члены вправе участвовать в биржевых торгах лишь в некоторых секциях (отделах) или секции биржи и имеют определенное количество голосов на общем собрании биржи и на соб- рании ее соответствующей секции (отдела). Учредителям биржи в те- чение трех лет с момента ее государственной регистрации разрешено иметь особые (дополнительные) права, предусмотренные уставом и не связанные со сферой биржевой торговли. Члены биржи могут усту- пить право на участие в биржевой торговле путем передачи своей до- ли в уставном капитале биржи другому лицу и даже сдать это право в «аренду» (п. 6 и 7 ст. 14 Закона о товарных биржах). Вместе с тем члены биржи обязаны вносить в ее имущество членские и иные це- левые взносы, предусмотренные ее уставом. За невыполнение пре- дусмотренных уставом обязанностей член биржи может быть исклю- чен из ее состава по решению общего собрания, которое обжалуется в судебном порядке.

Общественные объединения

Общественные объединения представляют собой корпоративные (ос- нованные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совме- стного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духов- ных, потребностей.

К числу общественных объединений относятся разного рода творче- ские союзы, добровольные общества, политические партии, другие ана- логичные объединения граждан по интересам и пр. Юридическая лич- ность названных организаций, которая дает им возможность участво- вать в гражданском обороте, составляет лишь одну, далеко не главную, сторону их правового статуса. Не случайно действующее законодатель- ство допускает существование общественных объединений, например общественного движения или органа общественной самодеятельности, без государственной регистрации и без прав юридического лица (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объ- единениях»1, далее – Закон об общественных объединениях; абз. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессио- нальных союзах, их правах и гарантиях деятельности»2).

Общественные объединения вправе осуществлять предпринима- тельскую деятельность только для достижения своих уставных целей и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК; п. 2 ст. 24 Зако- на о некоммерческих организациях). Вместе с тем они могут выступать учредителями (участниками) коммерческих организаций, на которые указанные ограничения не распространяются. Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, ука- занных в его уставе, и не могут распределяться между его участниками или работниками (п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). Общественные объединения должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный дос- туп к таким сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях), т.е. обязаны к публичному ведению своих имущественных дел.

Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Так, религиозные орга- низации должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юри- дические лица, но лишь созданные в форме общественных объедине- ний (ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).

Учредительным документом общественного объединения являет- ся его устав. Помимо данных, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содер- жать сведения о целях его деятельности; о порядке принятия и выхода 
членов из его состава; о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления; об источниках образования имущества, а также иные сведения, предусмотренные законами об отдельных видах об- щественных объединений.

Высшим (волеобразующим) органом общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание членов, кото- рые избирают его исполнительные (волеизъявляющие) органы и об- ладают исключительной компетенцией, определенной законом и уста- вом объединения. Из числа своих членов общественные объединения в обязательном порядке избирают коллегиальный исполнительный ор- ган (совет, президиум, правление и пр.), руководитель которого яв- ляется единоличным исполнительным органом данного юридического лица. В компетенцию исполнительных органов общественного объ- единения входит решение всех вопросов, не составляющих исключи- тельную компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о неком- мерческих организациях).

Все члены общественных объединений имеют равные права, пре- дусмотренные их уставами, обладая одним голосом при решении во- просов его деятельности. Уставом общественного объединения для его членов может быть предусмотрено корпоративное право пользо- вания имуществом объединения. Это означает, что в процессе осу- ществления деятельности объединения все его члены вправе безвоз- мездно пользоваться его имуществом в порядке и на условиях, опре- деленных уставом объединения. Члены общественного объединения несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов. В соответствии с уставом объединения за нарушение своих обязанно- стей его члены могут быть исключены из состава объединения. Выход участника из состава объединения не влечет для него никаких иму- щественных последствий, а потому осуществляется беспрепятствен- но. Никакой взаимной имущественной ответственности объединения и отдельных его членов не существует (п. 2 ст. 117 ГК).
Основными разновидностями общественных объединений яв- ляются:
  1. общественная организация, т.е. основанное на началах членства объ- единение граждан, созданное ими на базе общности нематериаль- ных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуще- ствления и защиты некоторых своих прав и интересов (ст. 117 ГК; ст. 6 Закона о некоммерческих организациях; ст. 8 Закона об обще- ственных объединениях);
  1. религиозная организация, каковой признается добровольное объеди- нение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в уста- новленном порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (п. 1 ст. 8 Закона о свободе совести);
  2. благотворительная организация – неправительственная (негосударст- венная и немуниципальная) некоммерческая организация, создан- ная для социальной поддержки и защиты граждан, охраны окружаю- щей среды и сохранения культурных ценностей, реализации иных предусмотренных законом целей путем осуществления благотвори- тельной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (ст. 6 Закона о благотворительной деятельности);
  3. профессиональный союз, т.е. добровольное общественное объедине- ние граждан, связанных общими производственными, профессио- нальными интересами по роду их деятельности, создаваемое в це- лях представительства и защиты их социально-трудовых прав и ин- тересов (п. 1 ст. 2 Закона о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности);
  4. политическая партия, представляющая собой общественное объеди- нение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправле- ния (ст. 122 Закона об общественных объединениях; Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»1, далее – Закон о политических партиях);
  5. общественное движение, которым признается состоящее из участни- ков и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно по- лезные цели (ст. 9 Закона об общественных объединениях);
Например, юридическим лицом может являться как в целом профсоюз, так и его первичные (профсоюзные) организации. Однако в этом качестве не вправе выступать советы, правления и иные руко- водящие органы таких объединений. Так, согласно закону юридиче- ским лицом является не профсоюзный комитет (профком), а проф- союзная организация в целом.территориальные звенья, так и его отдельные, как правило, объ- единение в целом– не имеющее членства об- щественное объединение, целью которого является совместное ре- шение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворе- ние потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связа- ны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 За- кона об общественных объединениях).В крупных общественных объединениях юридическими лица- ми в соответствии с законом и уставами могут признаваться как орган общественной самодеятельности

Следует отметить, что Закон об общественных объединениях рас- сматривает в качестве разновидностей общественных объединений «об- щественные фонды» и «общественные учреждения», что не вполне со- ответствует нормам ГК, признающего фонды и учреждения самостоя- тельными организационно-правовыми формами юридических лиц.

Фонд

Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных обществен- но полезных (некоммерческих) целях (п. 1 ст. 118 ГК; п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).
Правовое положение юридических лиц, именуемых в законода- тельстве «фондами», отличается большим своеобразием. Классиче- скими разновидностями фонда как организационно-правовой формы некоммерческой организации следует признать благотворительный фонд (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности) и обществен- ный фонд (ст. 10 Закона об общественных объединениях).

В то же время «фондами» называют некоторые, по сути, коммер- ческие организации1. Так, негосударственные пенсионные фонды, соз- данные в соответствии с федеральными законами для осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению уча- стников фондов в соответствии с заключенными между ними догово- рами, а также деятельности в качестве страховщика по обязательному и профессиональному пенсионному страхованию, признаются зако- ном особой организационно-правовой формой некоммерческих ор- ганизаций социального обеспечения (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», далее – Закон о негосударственных пенсионных фондах). Напротив вопреки названию Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обя- зательного медицинского страхования являются не фондами, а госу- дарственными учреждениями (п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации1; п. 3, 4 Устава Федерального фонда обязатель- ного медицинского страхования2).
Как и общественное объединение, фонд преследует в своей деятель- ности исключительно общественно полезные цели. Поэтому он обязан законом к публичному ведению своих имущественных дел (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях; п. 5 ст. 19 Закона о благотворительной деятельности). Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в формах, разрешенных об- щественным объединениям. Эта деятельность должна непосредствен- но служить достижению целей фонда и полностью им соответствовать. На тех же условиях фондам разрешено создавать хозяйственные обще- ства или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества в качестве «компаний одного лица», будучи их единственными учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 Закона о бла- готворительной деятельности). Для достижения своих уставных целей фонды могут создавать другие некоммерческие организации.

Фонд создается по решению его учредителей, которыми могут быть физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие ор- ганизации), а также публично-правовые образования, если иное не за- прещено законом. Например, органы государственной власти (местного самоуправления), а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия и учреждения не могут выступать учредителями благотво- рительного фонда, ибо иное означало бы нецелевое использование пуб- личного имущества (ст. 8 Закона о благотворительной деятельности). Не исключено создание фонда единственным учредителем.

Учредители фонда не обязаны участвовать в его деятельности. Од- нако важнейшей обязанностью учредителей является передача имущественного взноса в уставный капитал фонда. Поэтому в роли учреди- телей фонда не могут выступать лица, которые только организуют его деятельность, но не внесли вклад в имущество фонда. К сожалению, при создании благотворительных фондов такие лица иногда становятся их руководителями, получая возможность фактически бесконтрольно распоряжаться имуществом, полученным от благотворителей 
Единственным учредительным документом фонда служит устав, утвержденный его учредителями. Помимо обычных сведений в уста- ве фонда должны содержаться данные:
  • о целях деятельности;
  • об органах фонда, их компетенции, о порядке назначения и освобо- ждения должностных лиц фонда (например, с согласия или после утверждения попечительского совета);
  • о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Закон ограничивает возможность внесения изменений в устав фон- да его исполнительными органами, что затрудняет изменение стату- са фонда вопреки воле его учредителей. Подобные изменения могут быть самостоятельно внесены органами фонда лишь в случаях, когда это прямо разрешено уставом, утвержденным учредителями фонда, а при отсутствии таких указаний – только по решению суда при нали- чии предусмотренных законом условий (п. 1 ст. 119 ГК).

Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное им имущество между своими учредителями или работниками. Уч- редители вправе и должны контролировать соблюдение целевого ха- рактера использования имущества фонда. С этой целью в фонде из числа его учредителей или их представителей, а также иных автори- тетных лиц создается попечительский совет (п. 4 ст. 118 ГК; п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). Будучи волеобразующим органом фонда, попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда, работой его исполнительных органов и долж- ностных лиц. В фонде также образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) испол- нительные (волеизъявляющие) органы, обычно назначаемые или ут- верждаемые учредителями либо попечительским советом. При на- личии заинтересованности руководителя или иного должностного лица фонда в совершении сделки от имени фонда такая сделка под- лежит предварительному одобрению попечительского совета под страхом признания ее недействительной (ст. 27 Закона о некоммер- ческих организациях).

Фонды могут реорганизовываться на основании решения их учре- дителей и(или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Однако они не могут пре- образовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусмат- ривает особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании имущества фондов, особенно при их самоликвидации, перечень оснований ликвидации 
фондов определяется законом, а не уставом конкретного фонда, при- чем ликвидация допускается только по решению суда, но не в добро- вольном порядке (п. 2 ст. 119 ГК; п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества фонда направляется на цели, пре- дусмотренные его уставом, или на благотворительные цели, а при не- возможности его использования для этих целей обращается в доход го- сударства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Фонд может быть объявлен банкротом.

Автономная некоммерческая организация

Автономная некоммерческая организация создается на основе иму- щественных взносов учредителей для оказания различных услуг неком- мерческого характера: образовательных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, медицинских, научно-исследователь- ских, консультационных и пр. В этой форме могут функционировать частные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спор- та (ст. 10 Закона о некоммерческих организациях), адвокатские бюро (ст. 23 Закона об адвокатуре).
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учре- дителей для оказания различных услуг, в том числе некоммерческого ха- рактера, и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 За- кона о некоммерческих организациях.

Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако в отличие от учреждений дан- ная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителя- ми. При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не отвечают пo ее обязательствам. Однако в порядке, определенном учредительными документами, они обязаны осуществлять надзор за тем, чтобы деятельность организации соответствовала ее уставным за- дачам. Учредители вправе пользоваться услугами, предоставляемыми созданной ими организацией, только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях)
Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица, производящие взно- сы в ее имущество. Не исключено создание автономной некоммерче- ской организации единственным учредителем.

Учредительным документом данной организации является устав, а при наличии нескольких учредителей возможно также заключение между ними учредительного договора, который в этом случае выполняет роль второго учредительного документа (п. 1 ст. 14 Закона о не- коммерческих организациях). В автономной некоммерческой органи- зации создается высший коллегиальный (волеобразующий) opгaн (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключи- тельную компетенцию. В его состав входят как учредители (их пред- ставители), так и наемные работники этой организации, которые, впрочем, не могут составлять более одной трети от общего числа чле- нов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом. Уставом организации также может быть предусмотрено образование коллеги- ального исполнительного органа.

Учреждение

Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК; п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).
Учреждения создаются по решению собственника. частное учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом, госу- дарственное или муниципальное учреждение – Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием. От имени публичных собственников решение о создании учреждения принимается уполномоченным органом государственной власти (мест- ного самоуправления)1. Государственное или муниципальное учрежде- ние может быть бюджетным либо автономным учреждением (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК; ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации2 (далее – БК); Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее – Закон об автономных учреждениях).
Учреждениями являются органы государственной и муниципаль- ной власти и управления, а также государственные (муниципальные) 
и частные организации образования, просвещения и науки, здраво- охранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институ- ты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.), особенности правового по- ложения которых во многих случаях устанавливаются специальным законодательством.

Правоспособность учреждений носит узкоспециальный характер, в рамках которого законом и учредительными документами учреж- дению может быть разрешено осуществление некоторых видов пред- принимательской (либо иной приносящей доходы) деятельности. Обыч- но речь идет о сдаче в аренду имущества учреждения, о предоставле- нии платных услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения в сфере образования, воспитания, медицины, спорта, ор- ганизации досуга, проведения научных исследований и пр. Если иное не предусмотрено законом и(или) учредительными документами, уч- реждение не вправе самостоятельно создавать другие юридические лица, ибо это означало бы распоряжение имуществом собственника без его согласия.
Это единственная разновидность некоммерческих организаций, ко- торой имущество принадлежит не на праве собственности, а на праве оперативного управления (ст. 296, 298 ГК). Учреждения полностью или частично финансируются их учредителями – собственниками, в силу чего обладают весьма ограниченными возможностями распоряжения своим имуществом. Права учреждения на закрепленное за ним иму- щество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом. Любые доходы учреждения, а также при- обретенное за их счет имущество остаются собственностью учредите- ля и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, но не в собст- венность учреждения (п. 2 ст. 298 ГК).

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собствен- ником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выде- ленных ему собственником на приобретение такого имущества (абз. 1 п. 1 ст. 298 ГК). Автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом и особо ценным дви- жимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приоб- ретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закре- пленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоря- жаться самостоятельно, если иное не установлено законом (абз. 2 п. 1 ст. 298 ГК; ч. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

Как правило, учредительным документом данного юридического лица является устав или положение, которое утверждается учредите- лями. Учреждение может действовать на основании общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида, например, воинская часть внутренних войск МВД России может действовать на основании Общего положения о соединении и воинской части внут- ренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (утвержден приказом МВД России от 15 ноября 2003 г. № 8841).
Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в каче- стве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреж- дений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы). Так, в соответствии с учредительными доку- ментами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данно- го учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может опре- делять содержание деятельности общественного учреждения, иметь пра- во совещательного голоса при учредителях, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено уч- редителями (ст. 11 Закона об общественных объединениях). частные и бюджетные учреждения полностью или частично финан- сируются собственником их имущества по смете, в которой строго фик- сируются направления расходования и размер сумм, выделяемых ему собственником. Кроме того, учреждение может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (п. 1 ст. 43 Закона об образовании). Если в соответствии с учредительными документами учреждению предос- тавлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то до- ходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учре- ждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК).

В отличие от других видов юридических лиц частные и бюджетные учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим иму- ществом, а только имеющимися у них денежными средствами. При не- достаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств наступает неограниченная субсидиарная ответственность их учредителей-собственников (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК; абз. 2 п. 4 ст. 19 За- кона о некоммерческих организациях)2. Поэтому учреждения не мо- гут быть объявлены банкротами.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем за- крепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого иму- щества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ав- тономным учреждением собственником этого имущества или при- обретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения, автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника его имущества (абз. 5 п. 2 ст. 120 ГК; п. 5, 6 ст. 2 Закона об автоном- ных учреждениях)1.

Государственная корпорация

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на ос- нове имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 71 Закона о некоммерческих организациях).
Несмотря на это законодательное определение, почти полностью соответствующее определению учреждения, в действительности го- сударственные корпорации не являются таковыми, ибо в большин- стве случаев предназначены для осуществления предпринимательской деятельности, имеющей важное публичное значение (корпорации
«Олимпстрой», «Роснанотех», «Ростехнологии», «Внешэкономбанк» и др.)2. Они не относятся к числу корпораций, ибо не имеют членст-
ва, и являются частными собственниками имущества, безвозмездно или на особо льготных условиях полученного от федерального госу- дарства. Главная особенность их правового статуса состоит в том, что он каждый раз полностью определяется специальным федеральным законом, всегда содержащим существенные изъятия из общих правил законодательства о юридических лицах (отсутствие учредительных документов, особый порядок реорганизации и ликвидации, изъятия из сферы финансового и налогового контроля и т.п.).
Обладая таким исключительным статусом, они вместе с тем не со- ставляют единой по правовой природе разновидности юридических лиц, ибо среди них находятся как коммерческие (Внешэкономбанк), так и некоммерческие (Фонд содействия реформе ЖКХ) организации, некоторые из которых обладают к тому же публично-правовыми функ- циями (Росатом, Олимпстрой). Поэтому госкорпорации следует счи- тать не самостоятельной организационно-правовой формой юридиче- ского лица, а специальным способом создания государством особых, уникальных по своему правовому статусу субъектов права, предназна- ченных для решения особо важных государственных задач.


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство