Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Упрощенная система налогообложения - 2019 год. Консультация профессиональных юристов по налогам


Упрощенная система налогообложения (УСН) является одним из пяти специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 НК РФ). Данный специальный режим ориентирован на малый бизнес, и целью его введения является упрощение расчета и уплаты налогов при ведении предпринимательской деятельности. Порядок применения УСН регулируется нормами гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
 

 Налогоплательщики. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

 
На упрощенную систему налогообложения могут добровольно перейти организации и индивидуальные предприниматели. Организации вправе воспользоваться данным специальным режимом, если  по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн руб. (без учета НДС), а с 1 января 2017 года – 112,5 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
До 2017 года величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежала индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.
На 2015 год коэффициент-дефлятор был установлен в размере 1, 147 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685). Соответственно, размер доходов, позволяющий перейти на применение УСН, на 2015 год составлял 51 615 тыс. руб.
 На 2016 год коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,329 (приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772). Соответственно, размер доходов, позволяющий перейти на УСН с 2017 года, не должен был превышать 59,805 млн руб.
В связи с увеличением предельного размера дохода для перехода на УСН с 1 января 2017 года до 112,5 млн руб. индексация доходов приостановлена до 1 января 2020 года.
Вместе с тем некоторые организации или индивидуальные предприниматели не вправе применять упрощенную систему налогообложения. К таковым, в частности, относятся:
- организации, имеющие филиалы. При этом ведение деятельности через обособленное подразделение не является препятствием для применения УСН, если подразделению не придан статус филиала (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018);
- банки;
- страховщики;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
- организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, превышает 100 человек;
- организации, у которых остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учета превышает 150 млн руб. (до 1 января 2017 года – 100 млн руб.);
- казенные и бюджетные учреждения;
- иностранные организации;
- организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на УСН в установленные сроки.
Полный перечень таких организаций и индивидуальных предпринимателей приведен в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели при желании совмещать УСН и ЕНВД должны соблюдать ограничения по численности работников и стоимости основных средств исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности. А предельная величина доходов в этом случае определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.
Применение упрощенной системы налогообложения освобождает от уплаты следующих налогов (п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ):
1) организации - НДС (за исключением НДС при ввозе товаров в Россию и уплачиваемого в соответствии со ст. 161 и 174.1 НК РФ), налога на имущество организаций, налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 статьи 284 НК РФ). С 1 января 2015 года в части налога на имущество организаций сделано исключение: при наличии объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, организации должны исчислять и уплачивать налог на имущество;
2)  индивидуальные предприниматели - НДС (за исключением НДС при ввозе товаров в Россию и уплачиваемого в соответствии со ст. 161 и 174.1 НК РФ), налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц (за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ). С 1 января 2015 года освобождение в части налога на имущество физических лиц не распространяется на объекты обложения, включенные в перечень, который определяется в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом предусмотренных в абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ особенностей. То есть по административно-деловым и торговым центрам (комплексам), а также нежилым помещениям, предназначенным либо фактически используемым для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, перечень которых устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, налог на имущество физических лиц уплачивается исходя из их кадастровой стоимости.
Остальные налоги, сборы и страховые взносы налогоплательщики, применяющие УСН, уплачивают в общеустановленном порядке. Не освобождаются они и от исполнения обязанностей налогового агента.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, применяют кассовый метод налогового учета доходов и расходов. Учет доходов и расходов ведется в книге учета доходов и расходов.
Налогоплательщики, применявшие упрощенную систему, до 1 января 2013 года были освобождены от ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», утратил силу). При этом для них сохранялся порядок бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов, а также порядок соблюдения кассовой дисциплины.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который не освобождает организации, применяющие УСН, от ведения бухгалтерского учета. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете индивидуальные предприниматели вправе не вести бухгалтерский учет, если в соответствии с налоговым законодательством они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 346.13 НК РФ перейти на упрощенную систему можно только с 1 января нового года.  Для этого организации и индивидуальные предприниматели уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Вновь созданные (зарегистрированные) организации и индивидуальные предприниматели могут уведомить налоговый орган о применении упрощенной системы налогообложения в 30-дневный срок с момента постановки на учет в налоговом органе. В этом случае можно применять упрощенную систему с момента регистрации.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. В этом случае налогоплательщик уведомляет налоговый орган о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.
Однако при несоблюдении отдельных условий они могут утратить право на ее применение. Таковыми условиями являются:
- превышение доходов налогоплательщика за отчетный (налоговый период) – 150 млн руб. (с 1 января 2017 года). Ранее с учетом коэффициента-дефлятора эта сумма составляла: в 2015 году – 68,82 млн руб., в 2016 году – 79,74 млн руб.;
- превышение установленного ограничения по численности работников и стоимости основных средств;
- ведение деятельности, при которой не допускается применение УСН или ограничен выбор объекта налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 3 ст. 346.14 НК РФ).
При одновременном применении УСН и патентной системы налогообложения с целью определения величины доходов от реализации учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
С момента утраты права применения УСН и перехода на общий режим налогообложения налогоплательщик должен рассчитать и уплатить налоги по общему режиму налогообложения в порядке, который предусмотрен для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей). Пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором налогоплательщик перешел на общий режим налогообложения, не взимаются (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Вернуться вновь к применению упрощенной системы налогообложения налогоплательщик вправе не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
При прекращении налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить налоговый орган о ее прекращении (с указанием даты прекращения такой деятельности) в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
 

Объекты налогообложения. Доходы и расходы, учитываемые при УСН

 
Объектами налогообложения при упрощенной системе признаются в соответствии со ст. 346.14 НК РФ:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на расходы.
При этом налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать объект налогообложения. Объект налогообложения может изменяться ежегодно. Для этого необходимо уведомить налоговый орган в срок до 31 декабря года, предшествующего году изменения объекта налогообложения. Выбор объекта налогообложения, сделанный в уведомлении о применении УСН, является обязательным для налогоплательщика и не может быть изменен после начала налогового периода (п. 7 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).
Исключением являются налогоплательщики, работающие в рамках договора о совместной деятельности или договора доверительного управления имуществом, которые применяют в качестве объекта налогообложения только доходы, уменьшенные на величину расходов.
 
Доходы, учитываемые при упрощенной системе налогообложения
 
Статьями 346.15 и 346.17 НК РФ установлен следующий порядок определения и признания доходов.
В составе доходов учитываются доходы, определяемые в соответствии с п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Все доходы учитываются кассовым методом, то есть в момент получения денежных средств.
 
Пример
 
В I квартале 2018 г. ООО «Планета», применяющее УСН, оказало услуги на сумму 800 000 руб. 31 марта 2018 г. поступила частичная оплата за оказанные услуги в размере 600 000 руб.
 
Таким образом, в состав доходов в I квартале 2018 г. организация включит только 600 000 руб.
 
Пример
 
 В I квартале 2018 г. ООО «Планета» оказало услуги на сумму 800 000 руб. 31 марта 2018 г. поступила частичная оплата за оказанные услуги в размере 600 000 руб. Кроме того, от другого покупателя  15 марта 2018 г. был получен аванс в размере 200 000 руб.
 
Таким образом, в состав доходов в I квартале 2018 г. будет включено: 600 000 руб. + 200 000 руб. = 800 000 руб.
 
Если в качестве оплаты получено другое имущество, то датой получения дохода считается дата получения этого имущества.
При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.
 
Расходы, учитываемые при упрощенной системе налогообложения
 
Порядок определения и признания расходов при применении упрощенной системы налогообложения установлен ст. 346.16 и 346.17 НК РФ.
Если объектом налогообложения у налогоплательщика являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то при расчете единого налога к расходам можно отнести только оплаченные расходы. Расходы должны быть документально подтверждены и связаны с получением дохода, т.е. должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Полный перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы, приведен в ст. 346.16 НК РФ. В их числе:
- расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
- арендные и лизинговые платежи;
- материальные расходы (полный перечень расходов приведен в ст. 254 НК РФ);
- расходы на оплату труда (полный перечень расходов приведен в ст. 255 НК РФ);
- расходы на обязательное страхование работников и имущества (полный перечень расходов приведен в ст. 263 НК РФ);
- НДС по приобретенным товарам (работам, услугам);
- проценты по заемным средствам;
- расходы на оплату банковских услуг;
- расходы на пожарную безопасность и охрану имущества;
- расходы на содержание служебного транспорта и выплату компенсаций работникам, использующим личные автомобили (в пределах норм);
- командировочные расходы;
- нотариальные и аудиторские расходы, расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;
- канцелярские, почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные расходы;
- расходы на приобретение права пользования компьютерными программами и их обновление;
- расходы на рекламу;
- расходы на подготовку и освоение новых производств;
- расходы по оплате товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (включить стоимость товаров в расходы можно только после их продажи);
- расходы на приобретение нематериальных активов;
- расходы на приобретение основных средств.
Перечень расходов при применении УСН носит закрытый характер, и расходы, прямо не названные в ст. 346.16 НК РФ, не могут быть приняты при исчислении единого налога. Этот же вывод сделан в п. 13 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018. Суд указал, что возможность уменьшения доходов от передачи имущественных прав на расходы, связанные с их приобретением, п. 1 ст. 346.16 НК РФ не предусматривает.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по определению при исчислении налоговой базы не вправе уменьшить полученные доходы на какие-либо расходы. 
В соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы налогоплательщиков признаются после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.
При этом материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц.
Расходы по приобретению товаров учитываются в составе расходов по мере реализации.
Налогоплательщик вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров:
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- по средней стоимости;
- по стоимости единицы товара.
В отношении отдельных видов расходов применяется особый порядок их признания. В частности, это касается учета расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов.
Расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке (п. 3 ст. 346.16 НК РФ):
1) в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, - в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, их остаточная стоимость включается в расходы в зависимости от срока полезного использования, установленного при вводе в эксплуатацию:
- в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
- в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго года - 30 процентов стоимости и третьего года - 20 процентов стоимости;
- в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.
При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.
В аналогичном порядке принимаются в целях исчисления единого налога и расходы по приобретению (созданию) нематериальных активов.
В случае же если приобретенные в период применения упрощенной системы налогообложения объекты основных средств не относятся к амортизируемому имуществу (их первоначальная стоимость не превышает 100 000 руб., а до 1 января 2016 года – 40 000 руб.), то учитывая требование п. 2 ст. 346.16 НК РФ, расходы по их приобретению учитываются в составе материальных расходов.
В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
 
Особенности налогового учета отдельных расходов
 
Расходы на ремонт основных средств
 
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на предусмотренные подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы на ремонт основных средств (в т.ч. арендованных). При этом данные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, после фактической оплаты.
При отнесении расходов на ремонт арендованных основных средств необходимо учитывать нормы ст. 616 ГК РФ, в соответствии с которой расходы арендатора на ремонт основных средств признаются в случае, если обязанность по его проведению возложена на арендатора законом (иными правовыми актами) или договором аренды.
При отсутствии соответствующего условия в указанных документах необходимо учитывать следующие особенности:
- капитальный ремонт имущества, переданного в аренду, должен производить арендодатель (п. 1 ст. 616 ГК РФ);
- обязанность по проведению текущего ремонта и поддержанию арендованного имущества в исправном состоянии в соответствии с п. 2 ст. 616 ГК РФ возложена на арендатора.   
 
Учет расходов в виде арендных платежей
 
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ доходы могут быть уменьшены на расходы на арендные (в т.ч. лизинговые) платежи за арендуемое (в т.ч. принятое в лизинг) имущество. В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).
Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока должен быть заключен в письменной форме.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (ст. 609 ГК РФ).
Размер арендных платежей и порядок их перечисления устанавливаются договором, заключенным в соответствии с нормами гражданского законодательства. Документы, подтверждающие внесение арендной платы, а также договор на аренду и счет на оплату являются оправдательными документами, служащими основанием для уменьшения в целях налогообложения единым налогом полученных налогоплательщиком доходов.
При этом следует иметь в виду, что датой отражения в книге учета доходов и расходов данных расходов будет являться в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ и п. 2 ст. 346.17 НК РФ дата оплаты арендной платы и фактического предоставления услуг по аренде имущества. Иными словами, в случае предоплаты арендных платежей на какой-либо срок списать данные затраты на расходы, уменьшающие в целях налогообложения полученные доходы, можно будет только в части, приходящейся на очередной прошедший месяц или отчетный период (зависит от условий договора), а не всю сумму предоплаты в целом в момент ее оплаты.
В соответствии с п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
В частности, п. 3 ст. 161 НК РФ установлено, что при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом НДС. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Применительно к упрощенной системе налогообложения в части учета расходов, связанных с арендой государственного имущества, необходимо иметь в виду, что после фактической оплаты и предоставления арендодателем в аренду арендатору указанного имущества в состав расходов налогоплательщика-арендатора, учитываемых для целей налогообложения единым налогом, включается как собственно сумма арендных платежей за арендуемое имущество, перечисленная арендодателю, так и сумма НДС, удержанная арендатором и перечисленная в бюджет за арендодателя государственного имущества.
 
 
Учет расходов на оплату труда
 
Расходы на оплату труда в целях исчисления единого налога при применении УСН применяются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 255 НК РФ.
В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Фактически каждая организация, предусмотрев в трудовом договоре или коллективном договоре особые условия оплаты труда, какие-либо специальные выплаты, имеет возможность уменьшить в целях налогообложения единым налогом полученные доходы.
Вместе с тем необходимо учитывать два существенных момента.
Во-первых, выплаты должны быть четко зафиксированы трудовым договором и (или) коллективным договором. Во-вторых, ст. 255 НК РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст. 270 НК РФ, в которой часть выплат в пользу работников организаций в силу прямого указания не включаются в расходную часть для целей исчисления налога на прибыль организаций, а, следовательно, и для целей исчисления единого налога.
Расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.
Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, оговоренных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.
Следовательно, при применении кассового метода определения доходов и расходов необходимо учитывать дату выплаты из кассы налогоплательщика и (или) дату перечисления на указанный работником счет в банке заработной платы, включая авансы.
Однако следует иметь в виду, что в случае выплаты физическим лицам, не состоящим в штате организации-налогоплательщика, по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда) аванса, указанная сумма не может быть включена в расходы налогоплательщика в размере выплаченного аванса сразу в момент его выплаты, так как для отнесения на расходы понесенных налогоплательщиком затрат одного этого факта недостаточно. Важны также предусмотренные указанными договорами условия выполнения работы и порядок проведения окончательных расчетов, например, по мере окончания работ либо за фактически отработанное время и т.д., и факт выполнения предусмотренных договорами условий.
Необходимо помнить, что согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ. При учете расходов на оплату труда необходимо также учитывать требование ст. 226 НК РФ, в соответствии с которой, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
То есть суммы исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц являются для налогоплательщиков-работодателей составной частью начисленного физическим лицам дохода в виде заработной платы за отчетный (налоговый) период. Поэтому указанные суммы НДФЛ налогоплательщики-работодатели, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, включают в расходы на оплату труда в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения в расходы налогоплательщика включаются как соответствующие денежные суммы, выплаченные работникам из кассы, либо перечисленные со счета организации на счета работников в банках, либо суммы, выплаченные работникам в натуральной форме, так и перечисленные в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, удержанные организацией из доходов работников. При этом датой признания расходов является дата фактической выплаты указанных сумм и дата перечисления НДФЛ.
Важно также отметить еще одну особенность, связанную с учетом расходов на оплату труда. Она касается переходного периода с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения.
При применении общего режима налогообложения с использованием для целей признания доходов и расходов метода начисления расходы на оплату труда признаются в качестве расходов ежемесячно исходя из фактически начисленных сумм в соответствии со ст. 255 НК РФ.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 346.25 НК РФ определено, что не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату расходов налогоплательщика, если до перехода на упрощенную систему налогообложения такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
Следовательно, затраты налогоплательщика на выплату работникам заработной платы за период, когда налогоплательщиком применялся общий режим налогообложения, не уменьшают налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
 
Учет НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам)
 
Подпунктом 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ установлено, что расходы в виде суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам) уменьшают налоговою базу при исчислении единого налога. Данные расходы принимаются после фактической уплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ) при наличии платежных документов, счета-фактуры поставщика, акта приемки-передачи выполненных работ, акта об оказании услуг и т.д.
Налогоплательщик может списать налог на добавленную стоимость в расходы только по тем товарам (работам, услугам), расходы по которым включены в установленный ст. 346.16 НК РФ закрытый перечень расходов. При этом налог на добавленную стоимость, по мнению Минфина России, списывается в расходы текущего отчетного (налогового) периода в той части, в какой в этом периоде в целях исчисления единого налога признан сам расход (письмо Минфина России от 24.09.2012 № 03-11-06/2/128). Однако такой подход является не единственно возможным, поскольку в подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ не указан период списания НДС. Эта норма называет товары «подлежащими включению в расходы», а не «включенными в состав расходов». Кроме того, по общему правилу расходы учитываются сразу после их фактической оплаты, а в отношении НДС особого порядка не установлено (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Следует обратить внимание, что НДС, предъявленный при приобретении основных средств и нематериальных активов учитывается в их первоначальной стоимости и списывается в порядке, определенном в п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
    
Учет процентов по заемным средствам
 
Проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), могут признаваться расходом при исчислении единого налога (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы в виде процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Данный вид расходов признается с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ, на дату уплаты процентов при наличии документов, подтверждающих оплату понесенных расходов, а также договора займа или кредитного договора.
 
Учет расходов на содержание служебного транспорта
 
Налогоплательщик, применяющий УСН и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе признать расходы на содержание служебного транспорта, а также на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
По данной статье расходов можно относить, в частности, расходы по оплате стоянки служебного автомобиля. Однако, учитывая установленные п. 1 ст. 252 НК РФ критерии в части обоснованности и экономической оправданности указанных затрат, налогоплательщику следует надлежащим образом в письменной форме оформить договор с организацией, содержащей автостоянку.
Трудовое законодательство не устанавливает нормы компенсационных выплат при использовании работником личного имущества. Порядок и размер таких компенсационных выплат организация вправе определить самостоятельно. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 Трудового кодекса РФ).
Вместе с тем для целей налогообложения такие выплаты нормируются. Нормы установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 и составляют (рублей в месяц):
- легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно – 1200;
- свыше 2000 куб. см – 1500;
- мотоциклы - 600.
Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ датой признания указанных расходов будет являться дата оплаты понесенных налогоплательщиком расходов и выплаты компенсации. При этом указанные расходы должны быть подтверждены соответствующими документами, подтверждающими оказание и оплату услуг (выполнение и оплату работ) и выплату компенсаций, включая акты выполнения работ и (или) оказания услуг, платежные документы, в том числе расходно-кассовые ордера, приказы руководителя о выплатах компенсаций, копии технических паспортов транспортных средств.
При проверке правомерности отнесения индивидуальными предпринимателями на расходы, учитываемые для целей налогообложения единым налогом, затрат на содержание служебного транспорта, включая выплаты компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, необходимо учитывать следующие особенности:
- индивидуальный предприниматель не может сам себе выплачивать компенсацию за использование личного транспорта, так как в соответствии со ст. 188 ТК РФ выплата указанной компенсации производится исключительно работнику с согласия или ведома работодателя;
- в случае если нанятый индивидуальным предпринимателем работник использует с ведома и согласия последнего принадлежащий работнику личный транспорт, то затраты в виде компенсации работнику за использование принадлежащего ему на праве собственности транспорта, используемого для служебных поездок, после фактической выплаты включаются в расходы индивидуального предпринимателя, учитываемые для целей налогообложения.
 
Учет расходов на командировки
 
В соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ к расходам на командировки, в частности, относятся расходы на:
- проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
- наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
- суточные или полевое довольствие;
- оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
- консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
 При учете расходов, связанных с командировками, следует учесть, что подобные расходы принимаются в целях налогообложения только при наличии подтверждений о производственном характере поездки (командировки).
Статьей 166 ТК РФ определено, что служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или носит разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Датой признания расходов на командировки будет последняя из следующих дат: дата выплаты суточных (компенсации расходов) или дата утверждения авансового отчета командированного работника.
Документами, подтверждающими обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов, будут являться следующие документы:
- приказ (распоряжение) о направлении работника (работников) в командировку по форме № Т-9 (Т-9а);
- расходный кассовый ордер;
- авансовый отчет командированного работника с приложением соответствующих оправдательных документов, подтверждающих фактическое осуществление им расходов на проезд, проживание и т.п., утвержденный руководителем.
С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. В Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 указано, что обязательными к применению продолжают оставаться только формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
 
Учет расходов на рекламу
 
При исчислении единого налога налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ и п. 2 ст. 346.17 НК РФ указанные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ  и п. 4 ст. 264 НК РФ.
Расходы на рекламу принимаются при наличии документов, подтверждающих оплату понесенных расходов, а также (в зависимости от формы, в которой осуществляется реклама) при наличии: акта об оказании услуг; акта приемки-передачи выполненных работ; накладной на передачу товаров (иных материальных ценностей) для использования в рекламных целях.
При этом датой признания расходов будет являться:
- при оказании рекламных услуг (выполнении работ) сторонними организациями - дата оплаты фактически оказанных рекламных услуг (выполненных работ);
- при передаче товаров или иных материальных ценностей на рекламные цели - дата их оплаты.
 
Учет расходов по оплате стоимости товаров
 
Налогоплательщики, реализующие товары, вправе полученные доходы уменьшить на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров. 
Долгое время Минфин России настаивал, что под реализацией следует понимать поступление оплаты от покупателя за реализованные товары. В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров организацией или предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары на безвозмездной основе. При этом согласно п. 2 ст. 39 НК РФ место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ. 
Исходя из этого, финансисты полагали, что реализация при применении УСН возникает в момент оплаты. Однако позиция финансового ведомства изменилась (письмо Минфина России от 02.12.10 № 03-11-06/2/182). И причиной этому явилось постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.10 № 808/10, в котором судьи указали, что в момент оплаты возникает факт получения дохода, а реализация и при применении УСН возникает при передаче права собственности. 
Момент признания стоимости товаров в налоговых расходах прямо зависит от момента реализации этих товаров. И если товар был реализован в периоде, когда единый налог уплачивался с разницы между доходами и расходами, то и стоимость этого товара в налоговых расходах должна быть учтена именно в этом периоде. Конечно, при условии, что товар оплачен. 
При реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров:
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- по средней стоимости;
- по стоимости единицы товара.
 

 Налоговая база

 
Порядок определения налоговой базы зависит от объекта налогообложения, выбранного налогоплательщиком (ст. 346.18 НК РФ).
В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Такой перенос убытка осуществляется в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Каких-либо ограничений в отношении суммы переносимого убытка не установлено. Однако убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении УСН, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.
Наряду с убытком налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть при формировании налоговой базы сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке.
Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом такие доходы и расходы пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.
При совмещении налоговых режимов УСН и ЕНВД, ПСН налогоплательщик обязан обеспечить раздельное ведение учета доходов и расходов. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме полученных доходов при применении указанных специальных налоговых режимов.
 
 

Налоговый и отчетные периоды. Налоговые ставки

 
В соответствии со ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении УСН признается календарный год, а отчетными периодами – квартал, первое полугодие, 9 месяцев.
Если объектом налогообложения являются доходы, то в соответствии с п. 1  ст. 346.20 НК РФ ставка единого налога составляет 6 %. С 1 января 2016 года субъектам РФ предоставлены полномочия по снижению налоговой ставки в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и установлению ее в пределах от 1 до 6 %, а в отдельных случаях может быть установлена нулевая ставка – например, для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.
Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то применяется ставка единого налога в размере 15 %. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Преференции в части установления пониженных налоговых ставок предоставлены органам законодательной власти Республики Крым и города федерального назначения Севастополя.
Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков:
- в отношении периодов 2015 - 2016 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 0 процентов;
- в отношении периодов 2017 - 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 3 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
С 1 января 2015 года субъектам РФ предоставлено право введения «налоговых каникул» для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрировавшихся и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг (п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Такие налогоплательщики смогут применять нулевую ставку в течение двух налоговых периодов и не уплачивать минимальный налог. Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0%, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0%, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.
Налоговая ставка 0%, предусмотренная для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, распространяется в том числе на граждан, ранее прекративших статус индивидуального предпринимателя и окончивших ведение предпринимательской деятельности, но решивших (ее) возобновить (п. 14 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)  .
 

 Порядок исчисления  и уплаты налога. Налоговая декларация

 
Порядок исчисления налога и уплаты единого налога установлен в ст. 346.21 НК РФ.
Если налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, то налог рассчитывается путем умножения фактически полученных доходов на налоговую ставку 6%. При этом начисленную сумму единого налога можно уменьшить:
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:
1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, обязательное медицинское страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя. Пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые работникам при наступлении несчастного случая на производстве или в связи с профзаболеванием, единый налог не уменьшают;
 3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими соответствующие лицензии за дни, оплачиваемые работодателем, при условии, что:
- договоры заключены в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний);
- сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности за дни, оплачиваемые работодателем.
При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.
Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере (без ограничения). При этом под фиксированным размером обязательных страховых взносов понимается, в том числе, и часть страховых взносов, уплаченная в размере 1 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).
С введением торгового сбора налогоплательщики с объектом налогообложения доходы смогут сумму исчисленного налога (авансового платежа) на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).
 
Пример
 
Организация, применяющая УСН (объект налогообложения - «доходы»), владеет салоном красоты и магазином в Западном административном округе г. Москвы. Страховые взносы, начисленные и уплаченные за I квартал 2018 года, составили 195 тыс. руб. Доходы салона красоты за I квартал — 1 млн руб., доходы магазина — 3 млн руб. Организация, являющаяся плательщиком торгового сбора, уплатила торговый сбор в сумме 65 тыс. руб.
Определите налоговые последствия по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (величину авансового платежа) за I квартал 2018 года.
 
Торговый сбор уплачивается в отношении торговли. Согласно определению, данному в Налоговом кодексе РФ, торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Оказание бытовых услуг (которые оказываются в салоне красоты) не облагается торговым сбором.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в дополнение к суммам, установленным п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, вправе уменьшить сумму авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода (I квартала 2018 года), на сумму торгового сбора, уплаченного в течение данного отчетного периода. При этом должны быть соблюдены следующие условия (п. 8 ст. 346.21 НК РФ):
- налогоплательщик осуществляет вид предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор;
- налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного по итогам отчетного периода авансового платежа, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор;
- налогоплательщик представил уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор.
В письме Минфина России от 23.07.2015 № 03-11-09/42494 разъяснено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и осуществляющие несколько видов предпринимательской деятельности, на сумму торгового сбора вправе уменьшить сумму налога, исчисленного с объекта налогообложения только по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор.
Налог с доходов салона красоты — 60 000 руб. (1 000 000 руб. × 6%), налог с доходов магазина — 180 000 руб. (3 000 000 руб. × 6%).
Общая сумма единого налога составляет 240 000 руб. (60 000 + 180 000).
Уменьшить налог можно на страховые взносы в сумме, не превышающей 120 000 руб. (240 000 руб. × 50%).
Оставшуюся сумму надо распределить по видам деятельности.
Единый налог, приходящийся на торговлю, равен 90 000 руб. (120 000 × 180 000 : 240 000). Торговый сбор не превышает сумму половины единого налога, приходящейся на торговлю (90 000 > 65 000).
Поэтому уменьшить налог можно на всю сумму торгового сбора — 65 000 руб. Организация должна уплатить авансовый платеж по единому налогу в сумме 55 000 руб. (120 000 – 65 000).
 
Если налогоплательщик определяет объект налогообложения в виде разницы между доходами и расходами, то полученная разница умножается на налоговую ставку 15% (или иную налоговую ставку, установленную законом субъекта РФ). По итогам налогового периода налогоплательщик должен определить сумму минимального налога в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. В случае если минимальный налог превысит сумму исчисленного в общем порядке налога, то уплачивается минимальный налог.
 
 
Пример
 
Организация, применяющая УСН и выбравшая в качестве объекта налогообложения «доходы – расходы», за налоговый период получила доходы в сумме 2 500 000 руб. Признаваемые для целей налогообложения расходы составили 2 400 000 руб.
 
Рассчитаем сумму единого налога: (2 500 000 – 2 400 000) х 15% = 15 000 руб.
Рассчитаем минимальный налог: 2 500 000 х 1% = 25 000 руб.
 
Поскольку исчисленная сумма минимального налога превышает сумму налога, исчисленного в общем порядке, то по итогам налогового периода подлежит уплате минимальный налог в сумме 25 000 руб.
 
Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.
Налогоплательщики самостоятельно рассчитывают суммы налога и авансовых платежей.
Налогоплательщики должны уплачивать авансовые платежи по единому налогу. Авансовые платежи должны быть перечислены не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, т. е. 25 апреля, 25 июля, 25 октября. Суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
По итогам налогового периода налог подлежит уплате организациями не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, или индивидуальными предпринимателями – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Единый налог уплачивается по месту нахождения организации или по месту жительства предпринимателя.
В соответствии со ст. 346.23 НК РФ налоговая декларация за налоговый период предоставляется в налоговый орган организациями  до 31 марта  года, следующего за истекшим налоговым периодом, для  индивидуальных предпринимателей этот срок -  не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Специальные сроки представления налоговой декларации установлены для налогоплательщиков, прекративших свою деятельность или утративших право на применение упрощенной системы налогообложения:
- не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 346.13 НК РФ, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения;
- не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право применения упрощенной системы налогообложения.


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство