Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Транспортный налог - 2019 год. Консультация юриста по налоговым вопросам


Транспортный налог (глава 28 НК РФ), являясь региональным налогом, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ). То есть до издания такого закона транспортный налог на территории того или иного субъекта считается не установленным.
При введении налога законодательные органы субъекта РФ устанавливают:
- ставку налога (в пределах, установленных НК РФ);
- порядок и сроки уплаты налога;
- налоговые льготы и основания для их использования. 
 

 Налогоплательщики

 
 В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения, то есть как юридические, так и физические лица.
В статье 357 НК РФ установлены особенности по определению налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими третьим лицам на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ, т. е. до 30 июля 2002 года. В этом случае налогоплательщиком признается лицо, указанное в доверенности.  При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
До 1 января 2017 года не признавались налогоплательщиками в отношении транспортных средств, принадлежащих на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта:
- лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона № 310-ФЗ.
С 1 января 2014 года не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, а также конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, связанных с проведением чемпионата мира по футболу в России в 2018 году.
 

Объект налогообложения

 
Объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
В пункте 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
 

 Налоговая база

 
Налоговая база определяется в зависимости от вида транспортного средства (ст. 359 НК РФ):
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
- в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
- в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
- в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ как единица транспортного средства.
Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
 

Налоговый (отчетный) период. Налоговые ставки

 
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
Для организаций могут быть установлены отчетные периоды: первый квартал, второй квартал, третий квартал (п. 2 ст. 360 НК РФ). При этом отчетные периоды должны быть определены в законе субъекта РФ при установлении налога. Однако установление отчетных периодов это является правом, а не обязанностью законодательного (представительного) органа субъекта РФ.
 
В пункте 1 ст. 361 НК РФ определены базовые налоговые ставки для каждого вида транспортного средства. Налоговые ставки установлены в рублях и дифференцированы в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. То есть для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут снижать налоговые ставки вплоть до нуля.
Так же допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, то налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в Налоговом кодексе РФ.
 

Порядок исчисления суммы налога

(авансовых платежей по налогу)
 
Порядок исчисления налога и суммы авансовых платежей по налогу установлен в ст. 362 НК РФ и различен для организаций и физических лиц.
Налогоплательщики - организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога определяется по итогам налогового периода (календарного года) и представляет собой произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Если организация по итогам каждого отчетного периода (квартала) исчисляет авансовые платежи, то сумма аванса представляет собой одну четвертую произведения налоговой базы и налоговой ставки. По окончании года определяется сумма налога к уплате – это разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей за прошедшие три отчетных периода. 
В отношении дорогостоящих автомобилей применяются повышающие коэффициенты, применяемые при исчислении транспортного налога. Повышающий коэффициент зависит от средней стоимости автомобиля и срока, прошедшего с года его выпуска. Приведем их в таблице:
 
До 1 января 2018 года
 
Количество лет с года выпуска автомобиля Средняя стоимость автомобиля, млн руб.
3 – 5 5 – 10 10 - 15 Свыше 15
не более 1 года 1,5      
1 – 2 года 1,3      
2 – 3 года 1,1      
не более 5 лет   2    
не более 10 лет     3  
не более 20 лет       3
 
 
С 1 января 2018 года
 
Количество лет с года выпуска автомобиля Средняя стоимость автомобиля, млн руб.
3 – 5 5 – 10 10 - 15 Свыше 15
не более 3 лет 1,1      
не более 5 лет   2    
не более 10 лет     3  
не более 20 лет       3
 
 
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определен приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316.
Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://minpromtorg.gov.ru/.
В некоторых случаях описание модели (версии) легкового автомобиля в Перечне представлено в сокращенном варианте и не совпадает полностью со сведениями об указанном автомобиле в ПТС или полученными из органов ГИБДД. Например, модель (версия) «Bentley GT» из Перечня на 2014 г. в ПТС и сведениях из ГИБДД называется «Bentley Continental GT», в Перечне на 2015 г. указана модель «Ferrari California», а в ПТС – «Ferrari F 149 California». Как разъяснило Министерство финансов РФ в письме от 12.07.2017 № 03-05-04-04/44504, в рассматриваемых случаях при расчете транспортного налога должен применяться повышающий коэффициент. Иными словами, транспортный налог на дорогостоящие легковые автомобили с учетом повышающего коэффициента начисляется независимо от того, совпадают ли полностью написание модели (версии) автомобиля в Перечне Минпромторга России и в документах на такой автомобиль.
Как указано в п. 2 ст. 362 НК РФ, исчисление сроков начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Обратите внимание, что авансовые платежи по транспортному налогу, равно как и сам налог, исчисляются также с учетом повышающего коэффициента
С 3 июля 2016 года для организаций введен вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы - автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (п. 2 ст. 362 НК РФ). Вычеты применяются в налоговых периодах 2016 - 2018 годов.
Если из-за вычета сумма налога принимает отрицательное значение, то налог считается равным нулю.
До 2016 года если транспортное средство регистрировалось или снималось с учета в течение года, то порядок расчета налоговой базы был следующий. Сумма налога (авансового платежа по налогу) исчислялась с учетом специального коэффициента, который равен отношению числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом и месяц регистрации, и месяц снятия с регистрации принимался за полный месяц. Если регистрация и снятие с регистрации производилось в течение одного календарного месяца, то этот месяц принимался как один полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).
 
Пример
 
Автомобиль снят с регистрации продавцом - физическим лицом и зарегистрирован покупателем - физическим лицом в октябре.
 
Для продавца коэффициент при расчете налога составит 10/12, для покупателя коэффициент - 3/12. Таким образом, и в расчете продавца, и в расчете покупателя октябрь будет учтен как отдельный месяц.   
 
Пример
 
По данным на 01.01.2015 г. за организацией зарегистрирован легковой автомобиль с мощностью двигателя 150 л. с.
10 июня 2015 г. автомобиль был продан и снят с учета. Ставка транспортного налога, установленная в субъекте РФ, превышает в два раза ставку, установленную Налоговым кодексом РФ.
Рассчитайте транспортный налог.
 
Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы (мощности двигателя автотранспортного средства) и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ если в течение налогового периода транспортное средство, в отношении которого исчисляется сумма транспортного налога, подлежащая уплате за налоговый период, ставилось на регистрационный учет или снималось с этого учета, то исчисление суммы указанного налога производится с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Таким образом, фактором, влияющим на исчисление транспортного налога, является количество полных месяцев в этом календарном году, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано за налогоплательщиком.
Рассчитаем транспортный налог за 2015 год:
- количество лошадиных сил - 150 л. с.;
- ставка налога в соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ - 3,5 руб.;
- ставка налога, установленная в субъекте РФ – 7 руб. (3,5 руб. х 2);
- количество полных месяцев - 6 мес. (январь - июнь);
- коэффициент - 0,5 (6 мес. / 12 мес.);
- налог за 2015 год составляет: 150 л. с. х 7 руб. х 0,5 = 525 руб.
 
Начиная с налогового периода 2016 года, изменен порядок определения корректирующего коэффициента при исчислении транспортного налога или авансового платежа по налогу при постановке на учет или снятии с учета транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации или снятия с неё.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации или снятия с неё транспортного средства не учитывается при определении рассматриваемого коэффициента.
 
Пример
 
По данным на 01.01.2018 г. за организацией зарегистрирован легковой автомобиль с мощностью двигателя 150 л. с.
10 июня 2018 г. автомобиль был продан и снят с учета. Ставка транспортного налога, установленная в субъекте РФ, превышает в два раза ставку, установленную Налоговым кодексом РФ.
Рассчитайте транспортный налог.
 
Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы (мощности двигателя автотранспортного средства) и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если снятие транспортного средства с регистрации произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц снятия с регистрации транспортного средства не учитывается при определении коэффициента нахождения транспортного средства у организации.
Таким образом, фактором, влияющим на исчисление транспортного налога, является количество полных месяцев в этом календарном году, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано за налогоплательщиком.
Рассчитаем транспортный налог за 2018 год:
- количество лошадиных сил - 150 л. с.;
- ставка налога в соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ - 3,5 руб.;
- ставка налога, установленная в субъекте РФ – 7 руб. (3,5 руб. х 2);
- количество полных месяцев - 5 мес. (январь - май);
- налог за 2018 год составляет: 150 л. с. х 7 руб. х 5 мес. : 12 мес. = 438 руб.
 
В отличие от организаций налогоплательщики – физические лица не исчисляют налог самостоятельно: за них это делают налоговые органы на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В отношении налогоплательщиков – физических лиц установлена льгота по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы (система «Платон»). Данная льгота предоставляется в размере платы за год (начиная с 2015 г.) в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам, если данная плата составляет не менее суммы исчисленного за этот год транспортного налога. Если же сумма налога превышает размер указанной платы, льгота предоставляется путем уменьшения суммы налога на размер платы (ст. 361.1 НК РФ). Применение указанной льготы ограничено 31 декабря 2018 года.
Для получения льготы налогоплательщики - физические лица представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе (но не обязаны!) представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения. При этом на налоговый орган возложена обязанность по информированию налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.
 

 Порядок и сроки уплаты налога (авансовых платежей по налогу)

 
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения транспортных средств в сроки, которые установлены законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога.
Налогоплательщики-организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают. Такое право было предоставлено до 1 января 2019 года.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Для налогоплательщиков – физических лиц установлен единый срок уплаты налога - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Например, за 2017 год транспортный налог физические лица должны будут уплатить до 1 декабря 2018 года.
 Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ.
 

Налоговая декларация

 
 В соответствии со ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики – организации по истечении налогового периода не позднее 1 февраля следующего года представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию.
С 1 января 2011 года отменено представление расчетов по авансовым платежам по итогам отчетных периодов. При этом уплата авансовых платежей организациями обязательна, если отчетные периоды в отношении транспортного налога установлены законом субъекта РФ.
Крупнейшие налогоплательщики представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство