Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Торговый сбор - 2019 год. Налоговое консультирование в Екатеринбурге


Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ Налоговый кодекс РФ с 1 января 2015 года дополнен главой 33 «Торговый сбор».
Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого не только является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений или лицензий, но и обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Торговый сбор относится к местным налогам и сборам и устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и будет обязателен к уплате на территориях этих образований, а в городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается законами указанных субъектов РФ. Местные власти определяют ставку сбора в пределах, установленных в гл. 33 НК РФ, а также льготы, основания и порядок их применения (ст. 410 НК РФ).
Обратите внимание, что торговый сбор мог быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 01.07.15. В частности, в Москве торговый сбор введен с 1 июля 2015 года Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе».
В муниципальных образованиях, не входящих в состав указанных городов, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.
 

 Плательщики сбора. Объект обложения

 
Статьей 411 НК РФ установлено, что плательщиками сбора являются организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся теми видами деятельности на территории муниципального образования, в отношении которых установлен торговый сбор, с использованием объектов движимого или недвижимого имущества.  
Если налогоплательщик применяет патентную систему налогообложения или ЕСХН в отношении этого же вида деятельности, то тогда торговый сбор не уплачивается.
Торговый сбор вводится в отношении торговли, включая деятельность по организации розничных рынков. 
Под торговлей следует понимать вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).
В отношении реализации продукции собственного производства организациями, не имеющими объектов осуществления торговли, не может быть установлен торговый сбор, поскольку торговый сбор может быть установлен только при осуществлении торговой деятельности через объект осуществления торговли (письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).
Под деятельностью по организации розничных рынков понимается деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Пунктом 2 ст. 413 НК РФ к торговой деятельности отнесены следующие виды торговли:
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, (за исключением АЗС);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговля со склада.
В целях исчисления торгового сбора к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков
 Объектом обложения торговым сбором является именно использование объекта движимого или недвижимого имущества — здание, сооружение, помещение и т.д. - для указанных видов торговли, если эти объекты использовались хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).
При этом датой возникновения объекта обложения торговым сбором является дата начала использования указанного выше имущества, а датой прекращения взимания сбора - дата прекращения использования такого имущества.
 
 Период обложения. Ставки сбора
 
Периодом обложения сбором признается квартал (ст. 414 НК РФ).
Ставки торгового сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчёте на объект торгового имущества или на его площадь (п. 1 ст. 415 НК РФ).
В общем случае ставка торгового сбора не может превышать расчётную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.
Но при этом для определения предельных ставок сбора не учитываются ограничения для применения ПСН по розничной торговли, установленные в подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ.
Ставка сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также по торговле со склада, устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала, и не может превышать расчётную сумму налога, подлежащую уплате в данном муниципальном образовании на основании патента по розничной торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту, выданного на три месяца, и делённую на 50 (п. 3 ст. 415 НК РФ).
Ставка сбора, установленного для деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 руб. на 1 кв. метр площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 4 ст. 415 НК РФ). Коэффициент-дефлятор на 2017 года определен в размере 1,237 (приказ Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698, на 2018 год – в размере 1,285 (приказ Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579).
Нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от:
- территории осуществления конкретного вида торговой деятельности;
- категории плательщика сбора;
- особенностей осуществления отдельных видов торговли;
- особенностей объектов осуществления торговли.
При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.
 
Пример
 
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - «доходы»), владеет салоном красоты, площадь которого составляет 40 кв. м, и магазином в Западном административном округе г. Москвы (площадь подсобных помещений – 10 кв. м, площадь административно-бытовых помещений – 20 кв. м, площадь торгового зала - 47 кв. м).
Определите сумму торгового сбора за первый квартал 2018 года.
 
С 1 июля 2015 года юридические лица и предприниматели г. Москвы, в том числе применяющие специальные налоговые режимы, за исключением ЕСХН и патентной системы налогообложения, уплачивают торговый сбор (п. 2 ст. 411 НК РФ).
Оказание бытовых услуг (которые оказываются в салоне красоты) не облагается торговым сбором. Торговый сбор вводится в отношении торговли. Согласно определению, данному в Налоговом кодексе РФ, торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (п. 5 ст. 415, подп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). Такими документами могут быть договор купли-продажи, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) на основе возмездного и безвозмездного пользования и другие документы. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. В письме Минфина России от 29.04.2015 № 03-11-06/24876 разъяснено: площадь проходов для покупателей, которые ведут к торговому залу, а не находятся внутри него (лестницы, тамбуры, коридоры и т.п.), в площадь торгового зала не включается, как и площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей. Следовательно, в целях обложения торговым сбором учитывается только площадь торгового зала - 47 кв. м.
В соответствии со ст. 2 Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62 ставка торгового сбора составляет 30 тыс. руб. в отношении объекта торговли, имеющего торговый зал в Западном округе г. Москвы, площадь которого не превышает 50 кв. м. 
Таким образом, по итогам I квартала 2018 года организация должна уплатить торговый сбор в сумме 30 тыс. руб.
 
Порядок исчисления и уплаты сбора
 
Сумма торгового сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором, начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли (ст. 417 НК РФ).
Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.
В случае представления от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации.
 
 Учет плательщиков сбора
 
Постановка на учёт и снятие с учёта плательщиков сборов в налоговом органе производятся на основании уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, или на основании сообщения уполномоченного органа (ст. 416 НК РФ). Форма такого уведомления и порядок заполнения утверждены приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249@.
Если уведомление не будет направлено налоговому органу, а налогоплательщик всё-таки займётся торговлей, то его деятельность будет считаться деятельностью без постановки на учёт в налоговой инспекции.
Постановка на учёт производится на основании полученного налоговиками уведомления в течение пяти дней после его получения. Это можно сделать как в письменном, так и в электронном виде, с применением усиленной ЭЦП.
В течение пяти дней с даты постановки на учёт плательщику сбора будет направлено соответствующее свидетельство.
Постановка на учёт будет производиться по месту нахождения недвижимости, предназначенной для торговли, а если таковой нет, то по месту нахождения организации или индивидуального предпринимателя.
Если несколько объектов торгового имущества находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, то постановка на учёт плательщика сбора производится инспекцией по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.
В случае представления налоговому органу от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения сбором, о которых налогоплательщик не сообщил, налоговики направят плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации.
При прекращении торговли, подпадающей под торговый сбор, плательщик сбора представляет в налоговый орган соответствующее уведомление. Датой снятия с учёта организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения того вида деятельности, который указан в уведомлении.
Статьей 418 НК РФ определены полномочия органов местного самоуправления по определению уполномоченного органы, который будет заниматься сбором, обработкой и передачей налоговым органам сведений об объектах обложения сбором.


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство