Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Российская организация заключила агентский договор с кипрской компанией, не являющейся налоговым резидентом Российской Федерации. Российская организация, исполняя роль агента, оказывает услугу по поиску покупателя для продажи теплохода. Должна ли российская организация исчислить и уплатить НДС? Если должна, то как определить налоговую базу?


В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Пунктом 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщиками НДС признаются организации.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ установлено, что местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положение данного подпункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Вместе с тем пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ не предусматривает такую деятельность, как предоставление услуг агента по поиску покупателей и продаже товара.

При этом пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ установлено, что местом реализации услуг также признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих виды работ (оказывающих виды услуг), не предусмотренные пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.

На основании изложенного и учитывая, что агент оказывает принципалу услуги, местом реализации услуг по поиску покупателей и продаже товара, оказываемых российской организацией иностранной организации, признается территория РФ.

Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (подписано в г. Никозии 05.12.1998), ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 17.07.1999 N 167-ФЗ.

Пунктом 3 ст. 2 названного Соглашения установлено, что указанное Соглашение применяется к следующим налогам применительно к Российской Федерации: налогу на прибыль (доход) предприятий и организаций; подоходному налогу с физических лиц; налогу на имущество предприятий и налогу на имущество физических лиц.

Применительно к Кипру: к подоходному налогу; корпоративному налогу на доход; специальному сбору на защиту Республики; налогу на недвижимое имущество и налогу на прирост стоимости капитала.

Таким образом, очевидно, что указанное Соглашение не распространяется на НДС.

Аналогичный вывод изложен в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2005 по делу N А56-33872/2004, оставленном без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2005 N А56-33872/04.

Следовательно, в отношении налогообложения НДС услуг агента, оказываемых российской организацией принципалу - кипрской организации, действует порядок, установленный гл. 21 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 156 НК РФ установлено, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов), при исполнении любого из указанных договоров.

При этом согласно п. 3 ст. 164 НК РФ агентское вознаграждение облагается НДС по ставке 18%.

Вывод: на основании изложенного российская организация, оказывающая агентские услуги кипрской организации по поиску покупателей и продаже товаров, обязана исчислить и уплатить НДС с сумм агентского вознаграждения по ставке 18%.

Кроме того, Российская организация, зарегистрированная на территории РФ, будет являться НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ при расчетах с нерезидентом - иностранной организацией если  российская организация как посредник (агент, комиссионер, поверенный) реализует товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, иностранной организации (комитента, принципала, доверителя), не состоящей на учете в налоговых органах РФ. При этом российская организация должна участвовать в расчетах с иностранной организацией (п. 5 ст. 161 НК РФ).

 В соответствии с п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, российская организация - посредник продает товары на территории РФ иностранной организации (комитента, принципала, доверителя) другой российской организации - покупателю, российский покупатель перечисляет деньги за товар российскому посреднику. При этом российский посредник, перечисляя иностранному партнеру деньги за товар (доверителю, принципалу комитента), удерживает как налоговый агент НДС.

Согласно п. 5 ст. 161 налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Согласно п.6 ст. 161 НК РФ если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно (А У НАС ТЕПЛОХОД!) от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ – 18%, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Вывод:

Для целей НДС нерезидентом является иностранное лицо, не состоящее на налоговом учете в РФ. Организация будете налоговым агентом (п. 5 ст. 161 НК РФ), если как посредник (агент, комиссионер) продаете в РФ товары (работы, услуги) нерезидента и получаете за них деньги.

Налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ – 18%, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Если в течение СОРОКА ПЯТИ КАЛЕНДАРНЫХ ДНЕЙ с момента перехода права собственности на судно (А У НАС ТЕПЛОХОД!) от налогоплательщика к заказчику РЕГИСТРАЦИЯ СУДНА в Российском международном реестре судов НЕ ОСУЩЕСТВЛЕНА, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ является ЛИЦО, В СОБСТВЕННОСТИ КОТОРОГО НАХОДИТСЯ СУДНО по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.



назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство