Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристу
Послесловье
к статье «Новогоднего подарка беженцам с Украины не будет», опубликованной в Независимой газете 16.12.18.
Когда писалась эта статья, обсуждение поправок в законопроект Правительства «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве РФ», внесенных депутатами Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками еще только предстояло, поэтому заголовок ее заканчивался знаком вопроса. В печатном варианте вопроса нет. Можно поставить жирную точку. Действительно, чуда не случилось. Законопроект пошел на второе, решающее чтение с визой – «отклонить» поправки депутатов. Редко удается отстоять поправки, угодившие в таблицу отклоняемых. Поправки не приняты.
Обсуждения законопроекта в Комитете по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, который является ответственным за ведение законопроекта Правительства, и в Комитете по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, который является соисполнителем по данному законопроекту, состоялись в один день, 11 декабря, но с некоторым сдвигом по времени. Поэтому автору статьи довелось побывать на обсуждении поправок в обоих комитетах.
В Комитете-соисполнителе депутаты солидарны в необходимости скорейшего принятия поправок. И не только авторы, но и председатель Комитета Леонид Калашников, сказал, что намерен защищать поправки на заседании Госдумы на втором чтении. Председатель ответственного комитета Сергей Гаврилов, кстати, коммунист, как и Л.Калашников, сплотил своих коллег – но в отклонении этих поправок. Как будто депутаты этого Комитета не получают писем от отчаявшихся беженцев с Украины. Как будто их не беспокоит совесть при встречах с избирателями, которых волнуют судьбы русских людей с Донбасса. Видимо, не стыдно им смотреть в глаза людям, которые просто «за грудки берут, обвиняя в бездействии», как сказал один из авторов поправок Виктор Водолацкий.
Проявился интересный вид солидарности, не партийной, а внутрикомитетской. Наверно это хорошо, когда депутаты, входящие в комитет солидарны в оценке законов. Но если это не сводится к какой-то междукомитетской ревности, не достойной государственных мужей. А тут, кажется, что депутаты гавриловского Комитета, чувствуют себя главными по гражданству, и поэтому поправки от депутатов из Комитета по делам СНГ, отвечающего за соотечественников, считают «недостаточно проработанными».
Еще большее удивление вызвало обсуждение этого законопроекта и поправок к нему во втором чтении на заседании Думы 13 декабря.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» докладывал Госдуме Сергей Анатольевич Гаврилов. Следом прошло голосование за таблицу поправок рекомендованных к принятию. Кстати, это поправки правильные, уточняющие, законопроект, носят редакторский характер, и Правительство против них не возражало. Поправки, конечно, были приняты.
Далее шло обсуждение поправок, предложенных депутатами Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками (Затулиным, Зиннуровым, Кавиновым, Шперовым, Водолацким, Туровым и Умахановым), включенных Комитетом С.Гаврилова в таблицу отклоненных. Депутаты П.Шперов и К.Затулин предложили голосовать отдельно по каждой поправке, приговоренной к отклонению. Отвечая на выступления П.Шперова и К.Затулина, С.Гаврилов сказал следующее:
Выдержка из стенограммы заседания Государственной Думы от 13.12.2018
«Гаврилов С.А. Уважаемые коллеги, я должен сказать, что, напомнить, что вопросы предоставления гражданства относятся к исключительной компетенции Президента Российской Федерации в соответствии с 89-й статьей Конституции, юбилей которой мы вчера отмечали.»
Пытаясь скомпрометировать отклоняемые поправки, С.А.Гаврилов данной фразой создает впечатление, будто бы поправки депутатов вторгаются в исключительные полномочия Президента по предоставлению гражданства. Однако он вводит в заблуждение Государственную Думу, поскольку вопросы гражданства, в соответствии с Конституцией, на которую ссылается С.А.Гаврилов, относятся к компетенции как Президента (статья 89 п. «а»), так и Государственной Думы (статья 71 п. «в»; статья 76 п.1, статья 105 п.1 ), которая принимает федеральные законы по вопросам федерального ведения, к которым относится и вопрос гражданства. Более того, заявление Председателя Комитета, ответственного за законодательство в области гражданства, звучит более чем странно, при обсуждении поправок в ФЗ «О гражданстве РФ», когда Госдума, принимая эти поправки, устанавливает правила предоставления гражданства участникам Госпрограммы переселения соотечественников и наделяет Президента новыми полномочиями в решении вопросов гражданства – тем самым Дума непосредственно реализует свои полномочия в вопросах гражданства, закрепленные за ней Конституцией.
Странно слышать такие пассажи с трибуны Госдумы. Это демонстрирует или недостаточную компетентность Председателя Комитета по гражданскому обществу в вопросах конституционного права, к которому относятся вопросы гражданства, либо недобросовестные методы ведения дискуссии, которые используются им при обсуждении законопроектов. И тому и другому – недостойно быть в стенах Высшего законодательного органы страны, как мне кажется…
Александра Докучаева,
Москва, Институт стран СНГ) помощница депутата Госдумы РФ К.Ф.Затулина, эксперт проекта “Полюби соотечественника, Родина!”
По теме:
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста