Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Общие положения об интеллектуальных правах

2018-10-01

1. Гражданско-правовой режим результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации

1.Понятие интеллектуальной деятельности

Интеллектуальная деятельность человека в ее широком понимании представляет собой деятельность умственную, противоположную дея- тельности физической. Она связана с мыслительной способностью человека, с использованием им полученной информации. Интеллек- туальная деятельность человека основывается на его знаниях и иной информации, используемых с помощью его индивидуальных мыслительных способностей.

Творчество представляет собой особую форму умственной деятель- ности, при которой человек на основе имеющихся у него способно- стей, восприятия окружающей действительности (а равно себя само- го в этой действительности) и приобретенных познаний создает но- вые идеи, образы, формы изложения, решения различного рода задач, выражение своих чувств и настроений. Результатом творчества всегда становится нечто новое, отличное (значительно или незначительно) по тем или иным признакам от того, что существовало ранее. При этом творчество носит строго индивидуальный характер.


Результаты творческой деятельности являются основными резуль-атами интеллектуальной деятельности.

Результаты интеллектуальной деятельности формируют техниче- ский, а в конечном счете и общий прогресс человечества; они удов- летворяют эстетические потребности человека, а также оказывают ог- ромное влияние на развитие экономики, формируют наши представ- ления о мире.

2.Гражданско-правовой режим результатов интеллектуальной деятельности

Особенностью результатов интеллектуальной деятельности как объектов гражданских прав является то, что, родившись и оформив- шись в качестве продуктов мыслительной деятельности человека, они не могут получить правовую охрану, пока не будут объективированы, т.е. выражены вовне своим создателем.

В отличие от предметов материального мира (вещей), доступ к ко- торым и пользование которыми могут быть ограничены их владель- цами, фактически обладающими вещами, к объективированным ре- зультатам интеллектуальной деятельности доступ других лиц может быть осуществлен именно в силу отсутствия (невозможности) фактического владения ими.

Более того, ценность результата интеллектуальной деятельности может быть вообще не связана с материальным носителем, в котором (или на котором) он выражен. Например, картину известного худож- ника можно запереть в шкафу и таким образом ограничить доступ другим лицам к данному результату творчества. При этом можно вре- мя от времени показывать ее у себя в доме, понимая, что она от этого не потеряет ценности. Если же речь идет о секрете производства, то, раскрыв его посторонним лицам, уже нельзя исключить возможность его дальнейшего использования. Таким образом, став один раз извест- ным публике, результат интеллектуальной деятельности может быть использован потенциально где угодно и кем угодно.

Поэтому правовая охрана результатов интеллектуальной деятель- ности строится на основе признания юридической монополии за соз- дателем (автором) такого результата.



Названные результаты отличаются от иных объектов гражданского права и по другим признакам. В частности, как указывал В.А. Дозорцев, данные объекты в отличие от вещей не изнашиваются при использова- нии, т.е. не имеют физической амортизации, а их «моральная аморти- зация» непредсказуема, «более того, их ценность может быть утрачена в любой момент»1.
В силу их индивидуальности невозможна и стандартная (сравни- мая) стоимостная оценка таких результатов, сопоставимая с анало- гичными объектами (как это может иметь место при оценке стоимо- сти вещей или работ в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК)

Необходимо подчеркнуть, что результаты интеллектуальной дея- тельности представляют собой нематериальные объекты (идеи, ре- шения, образы, символы и т.п.), существующие в сознании их соз- дателей. В этом смысле они неотрывны от своих творцов. Придание им объективной (материальной, вещной) формы в виде рукопи- сей, чертежей, картин и т.д. не меняет их нематериальную приро- ду: и при отчуждении материальных носителей результаты твор- ческой деятельности остаются в сознании создавших их авторов и могут быть вновь воспроизведены ими. Поэтому обладание ма- териальным носителем результата творческой деятельности не га- рантирует его владельцу монопольное использование, ибо автор сможет воспроизвести свой результат на другом материальном но- сителе. Этим творческий результат (идея) принципиально отлича- ется от вещи – при сообщении другому лицу (лицам) он становит- ся известным и доступным для использования, одновременно ос- таваясь у своего создателя.

В неразвитом имущественном обороте рукописи, картины, скульптуры являлись предметом различных сделок исключительно в качест- ве вещей, поскольку «не только вероятность, но и возможность нару- шения нематериальных интересов обладателя произведения искус- ства изолированно от нарушения его права на «произведение-вещь» была ничтожно мала». Развитие научно-технического прогресса сде- лало возможным «отделение», обособление интеллектуального про- дукта от его материального носителя с последующим самостоятель- ным массовым использованием в качестве особого товара (книго- печатание – для литературных произведений, фотография и другие технические средства репродуцирования – для произведений изо
бразительного искусства и т.д.)1. В результате «промышленной ре- волюции» стал возможен массовый оборот различных технических новшеств.

В этих условиях последовало законодательное признание за автора- ми литературных и художественных произведений, а также за изобре- тателями субъективного гражданского права на использование таких объектов. Первоначально это право, по выражению А.Л. Маковского, «выдавалось за право собственности», т.е. объявлялось «литературной», «художественной», «промышленной собственностью». Совокупность этих прав и была объявлена «интеллектуальной собственностью» созда- телей соответствующих нематериальных объектов. Однако эта проприе- тарная (от лат. proprietas – собственность) конструкция, или концепция, даже в период своего господства (XIX в.) не рассматривала права созда- телей (авторов) результатов творческой деятельности в качестве разно- видности вещного права собственности, ибо правомочия их субъектов определялись совершенно иначе, чем правомочия обычных собствен- ников, – путем перечисления способов использования и распоряжения конкретным интеллектуальным продуктом.

Более того, в ней, как давно отметили авторитетные отечественные исследователи, вновь проявился свойственный неразвитому юриди- ческому мышлению «закон конструкционной экономии», сводящий новые правовые явления к давно известным; придание новому юри- дическому институту «престижа собственности» для его признания сложившимся правопорядком2. После достижения этой цели нужда в проприетарной конструкции отпала и ясно выявилась ее несостоя- тельность и условность категории «интеллектуальная собственность», поскольку в действительности изначально было ясно, что речь не идет о традиционном вещном праве на материальный объект. Уже в XX в. она фактически была заменена категорией исключительного права, признававшегося прежде всего за создателями объектов интеллекту- альной деятельности3.

При этом возникли две основные системы признания таких прав, учитывающие различный характер охраняемых ими объектов. На ре
зультаты художественного творчества, которые объективно невоз- можно повторить (путем создания аналогичного произведения), ис- ключительные права признаются в силу самого факта их создания («фактологическая система охраны»). Результаты научно-техническо- го творчества, напротив, принципиально повторимы (вся история развития техники подтверждает возможность того, что та или иная идея или решение технического характера могут одновременно прий- ти в голову нескольким лицам). Исключительное право на них может быть признано только за одним из создателей, приоритет (первенст- во) которого должен быть зарегистрирован и удостоверен государст- вом путем выдачи специального документа – патента («регистрацион- ная система охраны»).

Результаты интеллектуальной деятельности весьма разнообразны, однако правовая охрана предоставляется не всем, а только таким, ко- торые прямо указаны в законе в качестве охраноспособных. В соответст- вии с п. 1 ст. 1225 ГК к ним относятся:

  • произведения науки, литературы и искусства;

  • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

  • базы данных;

  • исполнения;

  • фонограммы;

  • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

  • изобретения;

  • полезные модели;

  • промышленные образцы;

  • селекционные достижения;

  • топологии интегральных микросхем;

  • секреты производства (ноу-хау)1.

 

3.Функции (задачи) гражданско-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности

Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности вы- полняет ряд функций.

Прежде всего это защита прав авторов на результаты своего твор- ческого труда. Учитывая, что такие результаты имеют огромную цен
ность в современном мире, международные акты и национальное за- конодательство стремятся обеспечить защиту как личных неимущест- венных, так и имущественных интересов авторов. Поэтому, например, одним из базовых принципов правового режима результатов интел- лектуальной деятельности является признание первичности прав на такой результат за автором, даже если данный результат создан им по заказу или в порядке выполнения служебного задания организации- работодателя.

С этой функцией связана и другая функция – стимулирование авторов к созданию новых результатов творчества. Автор, который обес- печен соответствующим вознаграждением за свой труд, имеет стимул к созданию новых продуктов творчества.

Не менее важной функцией является создание нормального оборота результатов интеллектуальной деятельности. Автор, обладая пра- вом на свой результат, может распорядиться этим правом, в том чис- ле и на возмездной основе, уступив его другому лицу или предоста- вив разрешение (лицензию) третьим лицам на использование своего результата творческой деятельности. В результате появляются такие субъекты, как правообладатели и пользователи, которые также приоб- ретают определенные права в отношении результата интеллектуаль- ной деятельности; более того, создаются целые отрасли индустрии, связанные с их использованием.

Оборот результатов интеллектуальной деятельности имеет международный характер, так как художественное и научно-техническое твор- чество по самой своей природе интернационально, а его результаты свободно перемещаются через границы. Отсюда – задача охраны прав и интересов отечественных авторов и правообладателей при учете за- конных интересов других участников международного обмена.

Наконец, еще одной функцией является обеспечение необходимо- го доступа общественности, всех участников гражданских отношений к использованию результатов творческой деятельности. Между юри- дической монополией на результат интеллектуальной деятельности и интересом публики в доступе к такому результату должен быть опре- деленный баланс. Как отмечено в литературе, чрезмерная охрана ин- теллектуальной собственности может иметь отрицательный эффект1. Так, постоянное увеличение срока охраны произведений и другие рас- ширения авторского права на каком-то этапе перестают способство
вать прогрессу и, наоборот, тормозят его, создавая ситуацию «прива- тизации» общественного достояния, в которое перешли или должны перейти произведения, срок охраны которых истек. Реализация ука- занной функции может осуществляться различными способами: ог- раничение срока охраны произведений творчества, возможность сво- бодного использования произведений (иногда даже без выплаты воз- награждения) и т.д.

4.Средства индивидуализации и их гражданско-правовая охрана

С развитием товарооборота и промышленного производства возни- кает необходимость правовой охраны различных средств индивидуали- зации и в первую очередь товарных знаков, а следовательно – и вопрос о месте средств индивидуализации в системе объектов гражданского права. Данные средства представляют собой объекты нематериальные, на которые необходимо установить юридическую монополию соответст- вующего правообладателя (производителя, торговца). Значит, в отно- шении них должно признаваться исключительное право.

Однако это не результаты творческой деятельности, они имеют другое назначение. Вместе с тем очевидна и определенная общность результатов творчества и средств индивидуализации, которая служит основанием объединения их правового режима (исключительных прав на данные объекты) в одной подотрасли гражданского права.
В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК к числу средств индивидуализа- ции относятся:

  • фирменные наименования;

  • товарные знаки и знаки обслуживания;

  • наименования мест происхождения товаров;

  • коммерческие обозначения.

Фирменные наименования предназначены для индивидуализации в обороте коммерческих юридических лиц. Товарные знаки и наиме- нования мест происхождения товаров индивидуализируют товары, а знаки обслуживания – работы и услуги. Коммерческие обозначения предназначены для индивидуализации предприятий, т.е. соответст- вующих имущественных комплексов, название которых имеет по- тенциальную коммерческую ценность (например, название рестора- на или магазина).

Сегодня можно констатировать появление еще одного средства индивидуализации – доменного имени. Появление всемирной ком
пьютерной сети «Интернет» позволило использовать ее возможности в различных сферах: осуществление платежей и заключение договоров, трансляция теле- и радиопередач, выход газет, дистанционное обуче- ние и лечение и т.д. В таких условиях потенциальную коммерческую ценность приобретают адреса (домены), по которым можно найти ин- тересующую информацию. Массовый «захват» доменных имен, сов- падающих или схожих с известными средствами индивидуализации, стал одной из острых проблем. Все это требует признания доменного имени средством индивидуализации информационных систем и при- дания ему определенного правового режима, пока отсутствующего в действующем законодательстве.

5.Интеллектуальные права как подотрасль гражданского права

Нормы о правах на результаты творческой деятельности и сред- ства индивидуализации образуют самостоятельную подотрасль граж- данского права наряду с вещным, обязательственным и корпоратив- ным правом. Она состоит из ряда институтов, регулирующих отно- шения по использованию близких с точки зрения правового режима объектов.
Авторское право и смежные права – институт интеллектуальных прав, регулирующий отношения, связанные с созданием и использо- ванием произведений науки, литературы и искусства, а также различ- ных объектов смежных прав. В данный институт включаются нормы гражданского права, определяющие понятие и признаки охраноспо- собных произведений, а также особенности правового режима от- дельных видов произведений (производные произведения, составные произведения, аудиовизуальные произведения, программы для ЭВМ и т.д.). Сюда же относятся нормы, устанавливающие виды и содержа- ние интеллектуальных авторских прав.

Смежные права входят в данный институт по признаку связанно- сти с правами на авторские произведения. Так или иначе объекты смежных прав служат доведению произведений до публики. Напри- мер, с помощью вещания осуществляется доведение аудиовизуаль- ных произведений, с помощью фонограмм – песен, иных музыкаль- ных произведений. При этом деятельность исполнителей и режиссеров носит творческий характер, а деятельность вещательных организаций и производителей фонограмм по воспроизведению объектов авторско- го права сама в известной мере становится интеллектуальной и также 
нуждается в правовой охране. Поэтому права на результаты такой дея- тельности стали выделяться в самостоятельную категорию.

Закон расширил перечень объектов смежных прав, который вклю- чает в себя исполнения, фонограммы, вещание организаций эфирного и кабельного вещания, базы данных, а также произведения науки, ли- тературы и искусства, обнародованные после их перехода в обществен- ное достояние (как объекты прав публикаторов). Права, которые воз- никают на указанные объекты, всегда включают в себя исключитель- ное право как возможность получать выгоду от их использования.

Промышленная собственность – институт интеллектуальных прав, с помощью которого получают правовую охрану изобретения, полез- ные модели, промышленные образцы и ноу-хау (секреты производст- ва). Термин «промышленная собственность» – условный. Он возник в XIX в. как результат противопоставления этой части «интеллектуаль- ной собственности» другой ее части – «литературной» и(или) «художе- ственной собственности», в качестве которой тогда воспринималось авторское право. Если последнее касалось произведений литературы, науки и искусства, то «промышленная собственность» имела целью предоставление правовой охраны результатам интеллектуальной дея- тельности, используемым в научно-технической деятельности в виде различных технических решений и подобных им результатов.

Данным институтом устанавливаются условия получения правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; по- рядок их государственной регистрации и получения патента; содер- жание и виды прав, возникающих в отношении таких объектов; спо- собы и порядок их использования.
К этому институту теперь необходимо относить и нормы о ноу-хау. Это такие производственные, технические и иные сведения, которые имеют коммерческую ценность в силу их неизвестности иным участ- никам, осуществляющим деятельность, в которой такие секреты про- изводства могут быть использованы. Сведения, составляющие ноу-хау, могут быть запатентованы в качестве изобретения или полезной мо- дели, а могут и не патентоваться их создателями (обладателями). Та- ким образом, по своему содержанию к секретам производства могут быть отнесены и патентоспособные сведения.

Права на средства индивидуализации – институт интеллектуальных прав, с помощью которого осуществляется регулирование использова- ния обозначений юридических лиц, предприятий, товаров, работ, ус- луг. Нормы, входящие в данный институт, определяют соответствую- щие средства индивидуализации, которым предоставляется правовая 
охрана (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслу- живания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения), порядок возникновения и прекращения такой охраны, использование средств индивидуализации и распоряжение исключи- тельным правом на него, устанавливают защиту охраняемых обозна- чений от недобросовестного использования другими лицами.

Интеллектуальные права устанавливаются и в отношении некото- рых иных результатов творческой деятельности, не охваченных инсти- тутами авторского права и смежных прав, патентного права и права на средства индивидуализации. К их числу относятся права на селек- ционные достижения, топологии интегральных микросхем и единые технологии.
 

 2. Понятие и виды интеллектуальных прав

1.Понятие интеллектуальных прав

Термин «интеллектуальные права», известный юридической науке, был предложен к использованию в современном отечественном гра- жданском праве В.А. Дозорцевым1. Появление данного термина было вызвано спорами, которые велись вокруг понятия «интеллектуальная собственность» и «проприетарной теории» прав на нематериальные объекты. Условный термин «интеллектуальная собственность» наибо- лее последовательное воплощение нашел в ст. 2 международно-право- вой (публично-правовой) Конвенции, учреждающей Всемирную орга- низацию интеллектуальной собственности2, где указывается, что «ин- теллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

  • литературным, художественным и научным произведениям,

  • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и те- левизионным передачам,

  • изобретениям во всех областях человеческой деятельности,

  • научным открытиям,

  • промышленным образцам,

  • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименова- ниям и коммерческим обозначениям,

  • защите против недобросовестной конкуренции,

а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Следует отметить, что различные международные конвенции в час- ти использования данного термина весьма противоречивы и непо- следовательны. Так, в Соглашении по торговым аспектам прав ин- теллектуальной собственности (ТРИПС)1 говорится о реализации, осуществлении, охране прав интеллектуальной собственности, а под интеллектуальной собственностью понимаются именно объекты, а не права2. В действительности уже давно стало очевидно, что механизм вещного права собственности, рассчитанный на режим материальных (осязаемых) вещей, далеко не всегда и не во всем применим к данной категории объектов, имеющих принципиально иную (нематериаль- ную) природу, что необходимо признание особых – исключительных прав на указанные результаты. При этом с самого начала признавал- ся имущественный характер исключительного права.

Возникающие при этом у автора личные неимущественные права рассматривались не в рамках института прав на результаты интеллек- туальной деятельности и средства индивидуализации, а как составная часть другой общей категории – личных неимущественных прав, ох- раняемых гражданским правом. Со временем, в том числе благодаря комплексному регулированию прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, личные неимуществен- ные права стали рассматриваться именно в рамках данного институ- та, дополняя систему интеллектуальных прав.

Отличие интеллектуальных прав от вещных подтверждается так- же независимостью их друг от друга. Когда речь идет о материальном 
носителе, в котором выражен соответствующий нематериальный ре- зультат, право собственности на него (например, на картину как на вещь) само по себе не связано с авторским правом художника, в силу чего, например, переход права собственности на картину не повлечет отчуждения или передачи авторских (интеллектуальных) прав худож- ника ее покупателю.

Из этого видно, что термин «интеллектуальные права» является обоб- щающим, включающим в себя различные права на результаты интеллек- туальной деятельности1. По своему характеру интеллектуальные права являются правами абсолютными, т.е. управомоченному лицу противо- стоит заранее не определенный круг участников гражданского оборо- та, на которых лежит пассивная обязанность воздерживаться от нару- шения интеллектуальных прав.

2.Личные неимущественные права

Создателю результата творческой деятельности – автору – принадлежат личные неимущественные права в отношении соответствующего объекта. Автором признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий объект.

Личные неимущественные права автора возникают только в отно- шении результатов интеллектуальной деятельности; они не могут воз- никать в отношении средств индивидуализации. Даже когда средство индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) яв- ляется результатом чьего-либо творческого труда, личные неимуще- ственные права в отношении средства индивидуализации появиться не могут. Это связано с той функцией, которую выполняют средства индивидуализации: информация потенциального потребителя о то- варах, работах, услугах, соответствующих предприятиях и коммерче- ских организациях. Они призваны не развивать творчество автора, а обеспечить продвижение товаров или даже целого бизнеса на соот- ветствующем рынке.

Автору результата интеллектуальной деятельности всегда принад- лежит право авторства на соответствующий результат. Оно представ- ляет собой возможность автора требовать признания того, что имен- но он является автором соответствующего результата интеллектуаль- ной деятельности.

 
Что касается других личных неимущественных прав, то они преду- сматриваются законом в отношении каждого результата отдельно. На- пример, автору произведения принадлежат право авторства, право ав- тора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на об- народование произведения (п. 2 ст. 1255 ГК), а исполнителю – право авторства, право на имя и право на неприкосновенность исполнения (п. 1 ст. 1315 ГК). В отношении автора ноу-хау никаких других лич- ных неимущественных прав не предусмотрено, что означает наличие у него только права авторства на секрет производства.
В отношении объектов смежных прав возникают и личные неиму- щественные права юридических лиц. Так, в соответствии с п. 1 ст. 1323 ГК изготовителю фонограммы принадлежат: право на указание на эк- земплярах фонограммы и(или) их упаковке своего имени или наиме- нования; право на защиту фонограммы от искажения при ее использо- вании; право на обнародование фонограммы. Данные права не могут быть переданы другому лицу даже в случае отчуждения исключитель- ного права на фонограмму.
Режим этих прав отличается от режима личных неимущественных прав авторов и исполнителей. Данные права охраняются не бессроч- но, а в течение жизни гражданина либо до прекращения юридиче- ского лица, являющегося изготовителем фонограммы. Таким обра- зом, ни наследники, ни правопреемники юридического лица (в слу- чае реорганизации) не получают возможности осуществлять охрану личных неимущественных прав наследодателя (правопредшествен- ника). Это связано с тем, что фонограмма лишена творческого нача- ла и предоставление прав на нее связано с охраной капиталовложе- ний, что накладывает отпечаток и на личные неимущественные пра- ва на фонограмму.
Личное неимущественное право предоставлено и изготовителю ба- зы данных – право на указание на экземплярах базы данных и(или) упаковках своего имени или наименования (п. 2 ст. 1333 ГК).

3.Иные интеллектуальные права

Правовой режим результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации включает определенные права, которые нельзя от- нести к личным неимущественным правам, но которые в то же время не входят в содержание исключительного имущественного права. Это так называемые иные интеллектуальные права. Они разнородны и мо- гут принадлежать определенной категории авторов (право следования) или касаться определенного момента возникновения прав на резуль- тат (право на получение патента).

Авторы произведений изобразительного искусства, а равно авто- ры литературных и музыкальных произведений в отношении автор- ских рукописей и автографов при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала имеют право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от перепродажной це- ны. Данное право – право следования – установлено в связи с тем, что талант многих художников не всегда может быть оценен сразу, в мо- мент создания произведения. Приобретенные порой за бесценок по- лотна, впоследствии получившие признание и высокую оценку пуб- лики, перепродаются за большие деньги, от которых (при отсутствии права следования) авторам не доставалось бы ничего, что серьезно ущемляло бы их интересы. Такие ситуации могут возникать не толь- ко в отношении произведений изобразительного искусства, поэтому закон распространил данное право и на авторские рукописи (автогра- фы) литературных и музыкальных произведений.

Право на получение патента традиционно выделяется в связи с не- обходимостью регистрации прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Поскольку права на данные объекты пер- воначально возникают у автора, допускается возможность получения патента другим, помимо автора, лицом, которое регистрирует патент в силу того, что данное право перешло к нему, в том числе в порядке универсального правопреемства или по договору, в частности по тру- довому договору (ст. 1357 ГК).
Существуют и другие виды иных интеллектуальных прав (напри- мер, право доступа – ст. 1292 ГК).

Право на вознаграждение является элементом исключительного пра- ва. Это подтверждено и внешними судебными инстанциями1. Нали- чие самостоятельного, наряду с исключительным правом, права на вознаграждение означало бы возможность требовать соответствую- щих выплат и после отчуждения исключительного права, что не со- ответствует существу последнего. В то же время в отдельных случаях законом или международным договором признается возможность для определенной категории правообладателей требовать выплаты соот- ветствующего вознаграждения без согласия правообладателя или даже 
тогда, когда исключительное право отчуждено. Так, ст. 1245 ГК пре- дусмотрено, что авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграж- дение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Данное вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импорте- рами оборудования и материальных носителей, используемых для та- кого воспроизведения.

Право на вознаграждение также признается за автором музыкаль- ного произведения при публичном исполнении или сообщении в эфир аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК).
 

3. Исключительное право

1.Понятие и содержание исключительного права

Исключительное право является имущественным правом на соот- ветствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, позволяющим извлекать материальные выгоды из использования данного объекта. Поскольку объект является нематери- альным, применительно к получению такой материальной выгоды не- применимо правомочие пользования, характерное для вещных прав. В данном случае принято говорить об использовании соответствую- щего объекта, которое составляет содержание исключительного пра- ва как права имущественного. Использование предполагает иной, не- жели пользование, порядок осуществления права. Если материальным объектом в силу его ограниченности в пространстве может пользовать- ся только одно лицо или во всяком случае ограниченный круг лиц, то нематериальный объект может быть одновременно использован неоп- ределенным кругом лиц.
Но «исключительность» рассматриваемого права состоит отнюдь не только в возможности правообладателя (автора) по своему усмотрению

«исключать» для всех других лиц возможность использования соответст- вующего результата интеллектуальной деятельности или средства инди- видуализации. Абсолютное субъективное право на монопольное исполь- зование интеллектуального продукта имеет исключительный характер 
потому, что оно, во-первых, предоставляется только в отношении оп- ределенного исключительно законом круга объектов «интеллектуальной собственности»; во-вторых, первоначально возникает исключительно у строго определенной им же категории лиц (авторов); в-третьих, исполь- зование указанных объектов допускается исключительно с согласия пра- вообладателя (за установленными изъятиями).

В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК использование нематериального объекта осуществляется правообладателем по своему усмотрению спо- собами, не противоречащими закону. Основные способы использо- вания соответствующих объектов указаны в законе. Например, в п. 2 ст. 1270 ГК установлены основные способы использования произведе- ний: воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю и т.д. В п. 2 ст. 1484 ГК указано, что товарный знак (знак обслуживания) может быть использован путем размещения на товарах, при выполнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в предложени- ях о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, в объявле- ниях, на вывесках и в рекламе и т.д.

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации возможно как самим правообладателем, так и треть- ими лицами, которые в этом случае должны получить согласие право- обладателя. Такое согласие предоставляется, как правило, путем выда- чи специального разрешения (лицензии) в соответствии с договором, заключаемым правообладателем и пользователем. При этом пользо- ватель приобретает не исключительное право на соответствующий не- материальный объект, а лишь возможность его договорного исполь- зования (обязательственное право).

Таким образом, право на использование соответствующего резуль- тата (средства) либо составляет содержание исключительного права правообладателя, либо возникает у третьего лица в результате распо- ряжения правообладателя своим исключительным правом (без его от- чуждения).

2.Случаи ограничения исключительного права


Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается законом в строго определенных случа- ях. Такие случаи использования без согласия правообладателя представляют собой ограничение исключительных прав. В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 1229 ГК1 указанные ограничения устанавливаются при условии, что они не наносят неоправданного ущерба обычно- му использованию результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации и не ущемляют необоснованным обра- зом законные интересы правообладателей. При этом названное ис- пользование может быть связано с выплатой вознаграждения пра- вообладателю или осуществляться без выплаты соответствующего вознаграждения.

В качестве примера можно привести публичное исполнение фо- нограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сооб- щение в эфир или по кабелю без разрешения обладателя исключи- тельного права на фонограмму (и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение), но с выплатой им вознаграждения (п. 1 ст. 1326 ГК). Допускается без согласия ав- тора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения вос- произведение гражданином исключительно в личных целях правомер- но обнародованного произведения (за исключением случаев, приве- денных в ст. 1273 ГК).

Исключительное право в отличие от личных неимущественных прав всегда имеет срочный характер. По истечении срока исключи- тельного права правообладатель больше не имеет юридической мо- нополии на его использование. Срочность исключительного права связана с публичным интересом беспрепятственного использования результатов интеллектуальной деятельности. Бессрочный харак- тер исключительных прав серьезно тормозил бы развитие искус- ства, культуры, науки и техники. Отсюда следует, что продолжи- тельность срока исключительного права должна отражать баланс интересов правообладателя и общества в части использования та- кого результата.

Однако данный критерий не является единственным при опреде- лении срока исключительного права. На продолжительность соот- ветствующего срока влияет категория охраняемого объекта. Напри- мер, срок действия авторских исключительных прав больше, нежели аналогичный срок для прав смежных. А срок охраны исключительных прав на изобретения больше, чем срок исключительных прав для по
лезных моделей. Иногда в качестве критерия определения срока ис- пользуется исчерпание имущественного интереса правообладателя. Так, устанавливая срок исключительного смежного права на базу дан- ных в 15 лет, закон исходил из того, что по истечении этого срока при высоком развитии технологий и компьютерных разработок интерес к материалам базы данных как объекту смежных прав скорее всего будет исчерпан.

Исключительное право на секрет производства сохраняется до того момента, пока сохраняется режим конфиденциальности составляю- щих его сведений (ст. 1467 ГК).

3.Субъекты исключительного права

Исключительное право по своей сути должно принадлежать од- ному лицу в отношении одного объекта. Однако разнообразие объек- тов, влекущее своеобразие их правовых режимов, вносит коррективы в данный постулат.

Во-первых, исключительное право может принадлежать несколь- ким лицам совместно. Примером является право на песню как ре- зультат творчества композитора и поэта. Наследники правооблада- теля в результате наследственного (универсального) правопреемст- ва также могут стать совместными обладателями исключительного права.
Под совместным использованием понимается как собственно со- вместное использование (заключение лицензионного договора все- ми обладателями исключительного права), так и использование ре- зультата (средства) каждым в отдельности (абз. 1 п. 3 ст. 1229 ГК). Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадле- жит совместно, определяются соглашением между ними. Доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятель- ности или средства индивидуализации распределяются между все- ми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Во-вторых, разным лицам могут принадлежать «одинаковые» ис- ключительные права на один и тот же объект, причем у каждого пра- вообладателя его право носит самостоятельный характер в отношении этого объекта. Такая ситуация может возникнуть, например, в отно- шении наименования места происхождения товара, которое пред- ставляет собой географический объект (страна, село, область, место), получивший известность в результате использования его в отноше
нии товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и(или) людскими факторами. Ис- ключительное право на наименование места происхождения товара в отношении того же наименования может быть предоставлено лю- бому лицу, которое в границах этого географического объекта про- изводит товар, обладающий особыми свойствами (п. 2 ст. 1518 ГК). Другим примером такой ситуации является коллективный знак (п. 1 ст. 1510 ГК).

В-третьих, правообладателям могут принадлежать права на разные по своему происхождению, но одинаковые по своим юридически зна- чимым признакам объекты, что нивелирует их исключительные пра- ва. Эти права самостоятельные, но по сути на одно и то же. Так, в со- ответствии с п. 3 ст. 1466 ГК лицо, ставшее добросовестно и независи- мо от других обладателей секрета производства (ноу-хау) обладателем сведений, составляющих его содержание, приобретает самостоятель- ное исключительное право на это ноу-хау. В данном случае секреты производства совпадают по своему содержанию, т.е. с точки зрения правовой охраны речь идет о равнозначных объектах, а потому закон признает самостоятельность прав каждого правообладателя в отноше- нии своего секрета производства. Юридическая монополия, или «ис- ключительность», по сути не действует между ними в отношении друг друга. Такое же правило установлено и в отношении топологии инте- гральной микросхемы (п. 3 ст. 1454 ГК).

4.Распоряжение исключительным правом

Исключительное право означает возможность использования не- материального объекта. Однако распорядиться таким объектом невоз- можно. Можно распорядиться материальным носителем, на котором зафиксирован результат творчества, но не самим результатом. Следо- вательно, когда речь идет о распоряжении, правообладатель распоря- жается самим исключительным правом.

Существует два основных способа распоряжения исключительным правом: отчуждение исключительного права и предоставление друго- му лицу права использования соответствующего результата (средства). Отсюда и два основных договора, связанных с распоряжением исклю- чительным правом: договор об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК) и лицензионный договор (ст. 1235 ГК)1.

 

 

 4. Гражданско-правовая защита интеллектуальных прав

1.Особенности гражданско-правовой защиты исключительных прав

В условиях информационного общества результаты интеллектуаль- ной деятельности и средства индивидуализации приобретают возрас- тающее экономическое значение. При этом возможность получения больших доходов от их неконтролируемого использования приводит к увеличению числа нарушений в этой сфере. Такое положение требует особых способов охраны интеллектуальных прав. При этом правовая за- щита должна распространяться не только на сами права, но и на отно- шения по использованию контрафактных экземпляров, оборудования и прочих материалов, применяемых для нарушения прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Контрафактными признаются такие материальные носители резуль- татов творческой деятельности, изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение кото- рых приводят к нарушению исключительного права на результат ин- теллектуальной деятельности или средство индивидуализации, выра- женный в материальных носителях.
Защита интеллектуальных прав, имеющих абсолютный характер, осуществляется прежде всего с помощью средств самозащиты и средств государственно-принудительного характера. Меры оперативного воз- действия могут применяться при исполнении договоров об уступке ис- ключительного права и лицензионных договоров.

Самозащита интеллектуальных прав с учетом нематериальной при- роды их объектов в основном связана с применением различных технических средств. Ими признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произ- ведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладате- лем в отношении произведения (п. 1 ст. 1299 ГК). Так, для предотвра- щения несанкционированного копирования или иного использования программы для ЭВМ она может быть оснащена специальными кода- ми и иными средствами защиты. При осуществлении платного веща- ния телевизионный сигнал может быть специально закодирован, а его прием возможен только с помощью специального оборудования (де- кодера), приобретаемого пользователем.

 

2.Государственно-принудительные меры защиты интеллектуальных прав

Основное значение при защите интеллектуальных прав имеют ме- ры государственного принуждения, приобретающие здесь некоторые особенности.
Так, при нарушении исключительного права на отдельные виды результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуа- лизации правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение своего права. Например, при незаконном использовании товарного знака право- обладатель вправе требовать от нарушителя по своему выбору вместо возмещения убытков выплаты компенсации либо в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. (определяемом по усмотрению суда), либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товар- ный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака (п. 4 ст. 1515 ГК). При этом правообладатель, обра- тившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Признание права используется в том случае, когда лицо отрицает или иным образом не признает право автора или иного правообладателя. С помощью такого способа охраняется право авторства и исключитель- ное право. Так, публикация произведения под именем другого лица, не являющегося автором произведения, дает возможность использования такого способа защиты. При использовании произведения лицом, от- рицающим наличие исключительного права у правообладателя, также возможно предъявление иска о признании исключительного права.
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, характеризуется сохранением возможности и необходимости вос- становить первоначальное положение (уничтожить контрафактные экземпляры; удалить с товаров, этикеток, упаковок незаконно ис- пользуемый товарный знак и др.). В связи с применением указанно- го способа защиты допускается также изъятие материальных носите- лей, оборудования и прочих устройств, используемых для нарушения исключительных прав. Материальные носители представляют собой контрафактные материалы, а потому их изъятие является одним из воз- можных путей восстановления положения, существовавшего до нару- шения права. Материальный носитель может быть признан только су- дом (абз. 2 п. 25 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29).


Изъятие оборудования и прочих устройств, используемых для на- рушения, представляет собой особую меру гражданско-правовой от- ветственности. Ее особенность состоит в том, что указанное обору- дование и материалы изымаются не в пользу правообладателя или государства, а для их последующего уничтожения за счет правонару- шителя (п. 4 ст. 1252 ГК), если только законом не предусмотрена их конфискация в доход Российской Федерации (п. 5 ст. 1252 ГК).

С признанием права и восстановлением положения, существовав- шего до нарушения права, связан и такой способ защиты, как при- знание недействительным предоставления правовой охраны соответ- ствующему результату (средству). Данный способ имеет место в тех случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или сред- ство индивидуализации подлежит государственной регистрации, но это нарушает права других лиц. Например, регистрация в качестве товарного знака обозначения, которое тождественно товарному зна- ку другого лица, заявленного на регистрацию в отношении однород- ных товаров и имеющего более ранний приоритет, должна быть при- знана недействительной (подп. 1 п. 2 ст. 1520 ГК). Данный способ отличается от признания права тем, что права правообладателя, как правило, никто не отрицает, речь идет о нарушении порядка предос- тавления правовой охраны результату или средству, которое не под- лежит правовой охране, а ее предоставление может нарушить пра- ва других лиц.

Однако возможны и случаи, когда признание недействительным предоставления правовой охраны обусловлено признанием права. Так, патент на изобретение признается недействительным, если он выдан с указанием в нем в качестве автора или патентообладателя лица, не являющегося таковым (подп. 4 п. 1 ст. 1398 ГК). От восстановления положения, существовавшего до нарушения права, данный способ отличается тем, что требование обращено не к нарушителю права, а к государственному органу, осуществившему государственную регист- рацию соответствующего результата (средства).

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, имеет место тогда, когда нарушение носит длящий- ся характер, либо незаконное использование результата интеллекту- альной деятельности или средства индивидуализации осуществля- ется неоднократно и есть основания предполагать возможность их нового совершения, либо когда нарушитель осуществил или осуще- ствляет действия по приготовлению к нарушению соответствующих прав. Первый случай имеет место при реализации контрафактной 
продукции. Такое нарушение носит длящийся характер и его необ- ходимо пресечь. Второй случай имеет место, например, при неодно- кратном использовании чужого товарного знака при изготовлении отдельных партий продукции. Третий случай может быть проиллю- стрирован отправкой в типографию заказа на изготовление тиража контрафактных экземпляров.

К указанному способу относится и применяемый при нарушении исключительного права запрет на использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом та- кой запрет может быть полным, когда лицу вообще запрещается ис- пользовать такой результат (или средство), или частичным.

Учитывая, что в незаконное использование может быть вовлечен значительный круг лиц, причем как осознающих, так и не осознаю- щих незаконность использования результатов интеллектуальной дея- тельности (контрагенты нарушителя, пользователи его услуг и т.д.), большое значение приобретает информирование публики об установ- лении судом нарушений интеллектуальных прав, в том числе с целью пресечения дальнейших нарушений. Поэтому публикация судебного решения рассматривается законом в качестве особого гражданско- правового способа защиты интеллектуальных прав.

Важно также отметить, что отсутствие вины нарушителя в соот- ветствии с п. 3 ст. 1250 ГК не освобождает его от обязанности прек- ратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение к нему ряда мер защиты, в частности мер по пресече- нию таких нарушений или угрозы их возникновения, причем эти меры осуществляются не только независимо от вины нарушителя, но и за его счет. Иными словами, здесь возможны случаи наступле- ния гражданско-правовой ответственности независимо от вины пра- вонарушителя.
При защите личных неимущественных прав автор вправе требо- вать компенсации морального вреда. Творческие люди могут болез- ненно переживать такие виды нарушений своих прав, как плаги- ат или внесение каких-либо существенных изменений в созданные ими результаты интеллектуального труда, что вызывает переживания и причиняет моральный вред. Безусловно, такие переживания могут быть связаны и с нарушением исключительного права автора на про- изведение. Однако данное право является имущественным и подле- жит защите другими способами (возмещение убытков или взыска- ние компенсации).



назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство