Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуСубъекты административной ответственности — к числу таковых относятся лица, которых можно привлечь к ней в соответствии с действующим законодательством в случаях нарушения ими норм права. Подробности — в настоящей статье.
Общее понятие о субъектах такого вида ответственности мы уже озвучили выше, и добавить к этому практически нечего. Иными словами, к субъектам административной ответственности можно смело отнести всех вменяемых физических, должностных и юридических лиц.
Однако следует учитывать то, что разным субъектам административной ответственности могут применяться различные санкции. Так, например:
Следует сказать, что многие статьи в административном праве пересекаются с нормами права уголовного. При этом применение административных норм обусловлено исключительно небольшой тяжестью совершенного деяния, что позволяет субъекту административной ответственности избежать преследования уголовного. Например, и административное, и уголовное право содержит нормы, запрещающие вырубку или уничтожение деревьев/кустарников. И какая ответственность наступит для злоумышленников — административная или уголовная, зависит от объема поврежденных насаждений.
К субъекту административной ответственности, заслуживающему отдельного внимания, следует отнести лиц должностных. Многие считают, что такой вид ответственности может применяться исключительно к тем, чья трудовая деятельность связана с органами власти, то есть к этой категории граждан относятся лишь те из них, которые способны оказывать влияние на неограниченный круг третьих лиц согласно обязанностям, возложенными на них должностными инструкциями.
Однако ст. 2.4 КоАП РФ гласит, что для квалификации лиц в качестве должностных достаточно того, что они на постоянной/временной основе либо по специальному поручению исполняют возложенные на них полномочия. Таким образом, ст. 2.4 КоАП РФ к должностным лицам как субъектам административной ответственности относит:
Особое внимание законодатель проявляет к субъектам административной ответственности, к которым относятся должностные лица, чьи трудовые обязанности связаны с организацией/проведением закупок для нужд государства и муниципалитетов.
Отдельно отметим и то обстоятельство, что к административной ответственности, предусмотренной законодательно для должностных лиц, могут быть привлечены также те, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, то есть ИП.
По общему правилу к любому виду ответственности могут привлекаться полностью вменяемые лица, то есть все граждане, которые не являются таковыми на основании решения суда, субъектами административной ответственности не являются. При этом, как и в уголовном праве, к несовершеннолетним не исключено применение санкций административного характера.
В частности, согласно ст. 2.3 КоАП РФ субъектами административной ответственности являются граждане, достигшие 16-летия. Во второй части указанной статьи отмечается, что в определенных ситуациях в отношении граждан, не достигших совершеннолетия, есть вероятность замены административной ответственности другой мерой. Однако возможно это только в случае, если такое решение принимается комиссией по делам несовершеннолетних (это оговорено законодательством в части защиты прав несовершеннолетних граждан). Такое решение принимается после проведения оценки содеянного, общественной опасности правонарушения и вероятности рецидива.
Административная ответственность несовершеннолетних в РФ отличается мягкостью и четким соблюдением регламента привлечения к таковой: уже сам факт несовершеннолетия правонарушителя автоматически влечет за собой применение наиболее мягкой меры ответственности. Хотя, разумеется, все зависит от правонарушения, которое было совершено подростком, и его характеристик с места жительства и учебы. Хотя в любом случае цель правоприменителей не запугать несовершеннолетнего, а направить его на путь осознанного законопослушания.
Согласно КоАП, к таким субъектам относятся и те, кто занимается административной, хозяйственной или распорядительно-организационной работой в ВС РФ — как в войсках, так и воинских формированиях. И на таких субъектах административной ответственности остановимся более подробно.
Что касается военнослужащих, то это особые субъекты административной ответственности. Все заключается в особых должностных функциях, выполняемых этой категорий лиц и в их статусе.
Обращаем внимание на ст. 2.5 КоАП РФ, согласно которой административная ответственность может наступить в определенных случаях. Упомянутой статьей предусматривается условие, которое указывает на то, что военнослужащие за допущенные ими нарушения правовых норм могут быть привлечены к ответственности дисциплинарного характера, за исключением ситуаций, отраженных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ. В этой части упомянутой статьи предусматривается общий порядок, согласно которому предусмотрена возможность привлечения субъектов административной ответственности к таковой в случаях нарушения ими перечисленных в статье правовых норм.
Указанные в кодексе нормы касаются и нарушения требований пожарной безопасности, в том числе вне места прохождения службы или проведения военных сборов.
Положения о дисциплинарной ответственности в отношении военнослужащих, в соответствии с действующим законодательством, оговариваются и уставами воинских частей или иных формирований. Предусмотрены следующие виды такой ответственности:
Помимо этого, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, к военнослужащему может быть применена мера ответственности в виде понижения в должности или снижения звания на одну ступень (также эти меры могут быть применены совместно — и снижение звания, и понижение в должности).
К военнослужащим, несмотря на то, что эти субъекты административной ответственности наделены особым статусом, также могут применяться такие виды дисциплинарной ответственности, как увольнение до момента окончания контракта либо отчисление из военного учебного заведения или с проводимых военных сборов. Самым суровым наказанием следует считать дисциплинарный арест: он заключается в содержании военнослужащего в специальном изоляторе при воинской части или гарнизоне, который называется гауптвахта.
Важно сказать, что применение такой дисциплинарной меры возможно только в том случае, если за совершенное правонарушение в соответствующей статье КоАП предусмотрена аналогичная ответственность (т. е. административный арест). В виду того, что данная мера пресечения напрямую связана с ограничением прав и свобод человека и гражданина, причем одного из важнейших прав — свободы передвижения, назначение такого наказания возможно только гарнизонным судом. При рассмотрении вопроса о привлечении военнослужащего к ответственности в виде дисциплинарного ареста суд обязан учитывать фактически обстоятельства дела, характеристики личности военнослужащего, а также отягчающие или смягчающие вину обстоятельства, если таковые имеются.
Следует также отметить, что все вышеперечисленное применяется к субъекту административной ответственности не только в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, но также и в зависимости от его должности, звания или статуса при прохождении военной службы, обучения в образовательном учреждении военной направленности или прохождения военных сборов.
Юридическое лицо как субъект административной ответственности находится в несколько привилегированном положении по сравнению с гражданами или должностными лицами. В частности, из всего перечня наказаний, предусмотренных КоАП РФ, к предприятиям и организациям могут применяться лишь 4 вида:
Однако размеры штрафов для юрлиц гораздо выше предусмотренных для граждан. Например, если гражданин заплатит за порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ) от 1 000 до 3 000 рублей, то юридическое лицо — от 30 000 до 50 000 рублей.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста