Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Как вернуть банковскую страховку по закону о защите прав потребителей — пошаговая инструкция


В последние годы у всех на слуху такое понятие как «защита прав потребителей», многие даже очень хорошо знакомы с данным законом. Но мало кто знает, что практически каждую ситуацию, касающуюся спора физического и юридического лица (за исключением отношений займа) можно отнести к отношениям в сфере прав потребителя. 

Несмотря на то, что позиция некоторых судов относит договор между физлицом и банком к гражданским правоотношениям (регулируемым гражданским кодексом), зачастую решение суда, вынесенное в пользу истца на основании закона «О защите прав потребителей», остаётся в силе и в апелляционной инстанции. 

Разница оснований для решения суда

Остановимся детальнее на разнице оснований вынесения решения суда. Разница, будем говорить прямо, в деньгах!

Законодатель предусмотрел нереально выгодный инструмент защиты прав, как считается, слабо защищенной стороны – потребителя. В случае вынесения решения в пользу истца-потребителя последний, помимо основного требования, получает неустойку в таком же размере и штраф в таком же размере.

Соответственно, купив, например, некачественную мебель, человек через суд может утроить потраченную сумму и еще получить компенсацию за моральный вред в размере пары тысяч рублей. Но подождать придётся около 5 месяцев до вступления решения в силу и получения исполнительного листа.    

А если суд меняет основания на гражданские правоотношения, то вернуть в суде можно будет только потраченную сумму и копеечную неустойку. Никаких тройных размеров возврата денег быть не может. Но таких спорных сфер, как банковская, крайне мало. В основном по спорам ситуация однозначная – рассматривать по защите прав потребителей или нет. 

Возврат банковских страховок - пошаговая инструкция

Возвращаясь к теме банков, хотелось бы остановиться подробнее на возврате страховок. В последние годы практика сложилась однозначная, при которой взыскать стоимость страховки невозможно.

Но если обратиться в банк в первые 14 дней после подписания договора страхования, то страховка возвращается в любом случае.

Такая норма закреплена в подзаконных актах и подлежит применению на всей территории России. Хотя ещё в 2016 году срок обращения в банк за возвратом составлял только 5 дней после подписания договора. 

Конечно, банк может отказать заемщику в использовании своего законного права на возврат страховки, проигнорировав заявление. В таком случае не расстраиваемся, а готовимся получить в суде тройной размер этой страховки (с которой и весь кредит можно погасить). 

Порядок действий следующий:

  1. Написать заявление в свободной форме с требованием о расторжении договора страхования и возврате уплаченной суммы страховки и в банк, и в страховую компанию отдельно.
  2. Сдать заявление и получить на своём экземпляре отметку о принятии банком/страховой этого заявления. На отметке обязательно должна стоять дата. В суде данное заявление станет главным доказательством уведомления ответчика в надлежащий срок.
  3. Часто гражданам отказывают в принятии подобных заявлений, как бы давая заранее ответ, что страховку вернуть уже нельзя. Не слушаем этот бред и идём на почту, отправляем оба заявления (одного содержания с разными шапками) заказными письмами с уведомлением по юридическим адресам организаций.
  4. Готовим исковое (сами или при помощи юриста) и подаём в суд по месту своей прописки/временной регистрации. Можно подать и по месту ответчика, но прекрасный закон о защите прав потребителей позволяет выбирать район нахождения суда. А исковое лучше подавать не в тот район, где расположен офис банка или страховой - предположите сами, почему…
  5. Ждём вынесения решения суда и вступления его в законную силу.
  6. Получаем исполнительный лист и относим в банк, где открыт счёт страховой или банка.

Объясняю, почему нужно подавать и в страховую, и в банк: на момент подачи заявления нельзя быть уверенными, где находятся деньги, то есть успел банк перечислить страховку на счёт страховой компании или деньги до сих пор хранятся у него. Такую информацию можно будет выяснить только в суде и уточнить ответчика – банк или страховая. 

Как уже упоминалось выше, защиту прав потребителей можно применять и в спорах ЖКХ, и с застройщиками, и со страховыми компаниями. Все эти сферы предполагают оказание услуг, то есть попадают под действие данного закона, если потребитель пользуется услугами в исключительно в личных (некоммерческих) целях.



назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство