Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуС 1 января 2017 года все закупки дороже 1 млрд рублей проходят обязательное общественное обсуждение. Как правило, на обсуждение выставляют крупные закупки на строительство дорог и зданий. Требование распространяется на всех заказчиков по 44-ФЗ и на некоторых заказчиков по 223-ФЗ. Порядок прописан в постановлении правительства от 22.08.2016 № 835. Региональные власти могут устанавливать свои требования.
На этом этапе обсуждают закупки, которые заказчик опубликовал в плане закупок. Обсуждение происходит в специальном разделе ЕИС «Обязательное общественное обсуждение закупок». Для участия надо пройти регистрацию в ЕИС и получить доступ к этому разделу.
Первый этап длится не меньше 20 дней с момента публикации плана закупок.
Любой зарегистрированный участник может комментировать информацию о закупке, опубликованную в плане закупок. В течение 2 дней ответственный за проведение обсуждения отвечает на поступившее предложение или замечание.
В течение 10 дней после окончания первого этапа проводят очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке. Слушания открытые, прийти может любой желающий.
По результатам первого этапа принимают решение: отменить закупку, изменить условия или проводить без изменений.
Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ проводят только те закупки, которые включены в план-график. В любой момент поставщик может заранее узнать, кто планирует закупать его продукцию в ближайший год:
У заказчика по 44-ФЗ на стадии планирования есть возможность организовать консультацию с поставщиком, чтобы определить конкурентную среду (п. 6 ч. 4 ст. 38 44-ФЗ). Из формулировки закона следует, что инициатором этих консультаций выступает заказчик, но теоретически участники тоже могут обратиться к заказчику с предложениями улучшить характеристики товара, условия поставки и т.д.
Закон не обязывает заказчика отвечать на эти обращения, но для обеих сторон эти консультации — возможность улучшить условия закупки. Поставщик получает ответы на вопросы и озвучивает проблемы, с которыми может столкнуться, выполняя заказ. А заказчик в результате такой обратной связи может еще до публикации закупки скорректировать требования к товару или условиям выполнения работа.
223-ФЗ не регламентирует общение с поставщиками, но по наблюдениям специалистов по сопровождению торгов, заказчики по 223-ФЗ активнее прибегают к помощи поставщиков при подготовке закупки. Анастасия Аржанникова, руководитель центра сопровождения торгов СКБ Контур:
— Если закупка конкурентная и не аффилированная, заказчики заинтересованы, чтобы на торги пришло как можно больше участников, которые будут конкурировать между собой: предлагать лучшие условия поставки и снижать начальную цену контракта. Для этого они гораздо охотнее, по сравнению с заказчиками по 44-ФЗ, общаются с потенциальными участниками и отвечают на их вопросы.
На втором этапе обсуждают информации о закупке, опубликованной в извещении и документации. Обсуждения на втором этапе проходят только в ЕИС. Зарегистрированные участники оставляют свои замечания и предложения. В течение 2 дней на них отвечает ответственный за проведение обсуждения.
Второй этап завершается за 8 дней до даты окончания подачи заявок. Если во время обсуждений обнаружат нарушения, заказчик должен будет внести изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отменить закупку.
За 2016 год провели 253 общественных обсуждения. В результате в 152 закупках обнаружили нарушения, 2 закупки отменили.
Ст. 46 44-ФЗ запрещает переговоры с заказчиком на этапе подачи заявок, если в результате у поставщика появляются преимущества перед другими. Но у участников часто возникают вопросы, которые они не могут задать в рамках 44-ФЗ. Например, в открытом конкурсе или аукционе можно подать всего три запроса на разъяснения. В других процедурах закон не обязывает заказчика отвечать на вопросы поставщиков.
Если время для запроса разъяснений истекло или после трех запросов остались еще вопросы, можно попробовать обратиться к заказчику напрямую — по электронной почте или телефону, но учесть, что заказчик может:
Жаловаться в ФАС в этом случае не имеет смысла, так как поставщик сам в первую очередь нарушил запрет на переговоры с заказчиком.
— Все-таки лучше отправлять официальные письменные запросы. На него заказчик обязан ответить в установленный законом срок. Шаблон можно скачать в разделе «Формы и шаблоны» в ЕИС, иногда форма уже есть в документации. Если заказчик не дал исчерпывающих разъяснений на ваши запросы, советуем обратиться с жалобой в ФАС. Приложите ответ заказчика на ваш запрос, чтобы подтвердить свои претензии. Если это необходимо, проанализируйте спорную техническую документацию с экспертами.
Один из распространенных случаев обращения к заказчику — просьба осмотреть объект на наличие скрытых работ, например, для клининговых или строительных услуг. Что делать, если заказчик не предусмотрел такую возможность в документах закупки?
По официальной позиции Минэкономразвития из письма от 25.07.2016 N Д28и-1869, участника не следует допускать к месту работ. Это может создать ему преимущества перед другими. Но на практике такая позиция может привести к тому, что реальные условия выполнения контракта не будут соответствовать условиям из контракта и стоимость работ удорожается.
Что делать в этой ситуации?
Этот вид закупки можно провести по 223-ФЗ или в коммерческих торгах. Конкурентные переговоры проводят, если нужно провести закупку быстро, сэкономив время на сбор и оценку заявок. Заказчик общается со всеми участниками сразу или по отдельности, обсуждая с ними:
Конкурентные переговоры — менее прозрачная процедура, так как при личном общении заказчика и участника есть риск сговора, а при общем обсуждении поставщикам придется озвучивать коммерческую информацию. Тем не менее, такой формат закупок есть, о нем нужно помнить.
Победив в закупке, поставщик общается с госзаказчиком, как с любым другим контрагентом. Главное — обе стороны должны придерживаться норм 44-ФЗ и условий контракта. Какие форматы общения можно использовать, чтобы защищать свои права?
Все действия, проблемы, нарушения условий контракта фиксируйте в переписке. Это дисциплинирует заказчика, поможет в претензионной работе и судебных разбирательствах. Указывайте, что заказчик не предоставил исходные данные, неправомерно отказывается принимать товар, задерживает оплату и т.д.
Бумажные письма, документы и претензии нужно отправлять заказным письмом или передавать лично. Также суды принимают в качестве доказательства переписку с личной или корпоративной электронной почты контрагентов.
Можно ли «поймать» заказчика на лжи, записав телефонный разговор с ним?
Суды принимают аудиозаписи в электронном виде, но требуют объяснить их происхождение. В Арбитражном процессуальном кодексе использование аудиозаписей в качестве доказательств регламентируется ч. 2 ст. 64, ч. 2 ст. 69, ч. 2 ст. 162 АПК РФ.
Чтобы суд учел запись в качестве доказательства, аудиозапись должна быть гласной, то есть нужно в начале разговора с заказчиком объявить, что разговор записывается. В этом случае поставщик не нарушает законное право заказчика на частную жизнь.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста