Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуСведения о бенефициарном владельце — это информация, котораяпозволяет точно определить,какое конкретно лицо является бенефициаром, установить его инициалы и другие данные. О процедуре получения таких сведений и расскажет предлагаемая нами статья.
Термин «бенефициарный владелец» официально введен в законодательство лишь в 2013 году — законом «О внесении…» от 28.06.2013 № 134-ФЗ. Согласно статье 3 закона «О противодействии…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ, бенефициаром должно признаваться лицо, которое прямо или косвенно имеет возможность оказывать влияние (контролировать) деятельность организации или гражданина.
При этом термин «бенефициар» может употребляться в российском законодательстве и в иных значениях. Например, положения статьи 375 ГК РФ упоминают бенефициара как сторону соглашения при оформлении денежной гарантии исполнения обязательства. В этом случае бенефициаром признается лицо, являющееся кредитором по основному обязательству, которое обеспечивается гарантией (т. е. при гарантии исполнения договора об оказании услуг таковым будет являться заказчик конкретной услуги).
Статья 3 ФЗ № 115 позволяет выделить 2 обязательных признака, которым должен соответствовать бенефициарный владелец:
Установление бенефициара производится в отношении как организаций, так и граждан. В отношении граждан действует правило статьи 3 ФЗ № 115, которое указывает, что гражданин сам для себя является бенефициаром, если нет оснований предполагать, что таковым является иное лицо.
На практике часто возникают вопросы относительно разграничений правового смысла терминов «бенефициарный владелец» и «выгодоприобретатель». Статья 3 ФЗ № 115 указывает, что выгодоприобретатель — это лицо, интерес которого обеспечивается действиями другого лица. Данный интерес может подтверждаться наличием договора между ними (поручения, агентирования и т. д.) либо учредительными документами (если одна организация является владельцем доли в уставном капитале другой).
При этом для целей ФЗ № 115 между данными терминами проводится разграничение, которое обусловлено тем, что выгодоприобретателем может быть как гражданин, так и организация, тогда как бенефициаром может стать только гражданин. Кроме того, бенефициар — это всегда конечное лицо, извлекающее выгоду, тогда как выгодоприобретателей в одной цепочке может быть несколько.
Сведения о бенефициаре, которые подлежат определению, обозначены в пункте 1 статьи 7 ФЗ № 115. К ним относятся:
При идентификации иностранцев также необходимо получить данные документов, подтверждающих их право на въезд и пребывание в России.
Необходимо отметить, что перечисленная информация является исчерпывающей и истребование у бенефициаров иных сведений о них не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 6.1 ФЗ № 115, каждая организация обязана иметь достоверные сведения о своих бенефициарах, а также предпринимать необходимые меры для их получения. Обозначенная информация должна обновляться как минимум 1 раз в год и храниться в течение 5 лет с момента ее получения. Имеющиеся сведения о своих бенефициарах организация, согласно пункту 6 статьи 6.1 ФЗ № 115, обязана предоставлять органам ФНС или Росфинмониторинга при получении соответствующих запросов от них.
При этом пункты 4 и 5 статьи 6.1 ФЗ № 115 наделяют организацию правом запрашивать у своих участников информацию, которая необходима ей для определения бенефициаров (соответственно, участники обязаны такую информацию ей предоставлять). Во всех перечисленных случаях раскрытие сведений о бенефициарных владельцах не нарушает требований законодательства о персональных данных.
Порядок направления сведений о бенефициарных владельцах определен правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 31.07.2017 № 913 (далее — Правила).
При поступлении запроса организация, согласно пункту 4 Правил, обязана направить информацию о своих бенефициарах в течение 5 дней. В случае если в первоначальном варианте ответа имеются неточности или искажения, на их устранение и направление скорректированной информации организации дается 3 дня с момента обнаружения.
Ответ организации, согласно пункту 5 Правил, должен быть направлен через оператора по телекоммуникационному каналу связи (в этом случае необходимо подтверждение документа ЭЦП организации) либо передан на цифровом носителе (диске, флешке и т. п.) с приложением бумажного сопроводительного письма.
Пункт 9 Правил устанавливает, что сведения о бенефициарном владельцедолжныбыть подготовлены в формате, утвержденном приказом ФНС РФ, согласованным с Росфинмониторингом. Однако по состоянию на ноябрь 2017 года такой документ не утвержден, так как на его подготовку пунктом 2 постановления Правительства РФ № 913 отведено 180 дней, которые истекут лишь в феврале 2018 года. Таким образом, до издания соответствующего приказа организация в случае получения запроса вправе предоставлять требуемую информацию в свободной форме. В частности, можно использовать таблицу при подаче сведений о бенефициарных владельцах - образец заполнения есть на нашем сайте.
Сведения о бенефициарных владельцах,согласно положениям пункта 14 статьи 7 ФЗ № 115, также должны предоставляться организациям, осуществляющим финансовые операции и сделки с некоторыми видами имущества (банкам, ломбардам, страховым компаниям, инвестиционным фондам, организаторам азартных игр и тотализаторов и т. д.). Эти организации, согласно пункту 1 статьи 7 ФЗ № 115, при обслуживании клиента обязаны истребовать у него всю необходимую информацию о его бенефициарах. Данная информация подлежит регулярному уточнению, которое должно проводиться не реже чем 1 раз в год.
В случае возникновения сомнений в цели совершаемой операции (сделки) либо достоверности представленных данных организация вправе требовать у своего клиента предоставления уточнения в течение 7 дней информации о бенефициарах. Если клиент не предоставит сведения, необходимые для идентификации бенефициаров, либо они окажутся недостаточными, организация, согласно пункту 11 статьи 7 ФЗ № 115, вправе отказать ему в обслуживании.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 ФЗ № 115 банки и иные организации, обязанные проводить идентификацию своих клиентов, должны по запросам Росфинмониторинга предоставлять полученную информацию для проведения государственного контроля. Также в обязанность организациям вменяется проведение проверки своих клиентов и их бенефициаров на предмет необходимости блокирования осуществляемых ими операций. В частности, блокирование проводимой операции должно быть выполнено в случае, если совершающее их лицо причастно к экстремистской или террористической деятельности либо подозревается в легализации незаконно полученных доходов.
Перечень лиц, в отношении которых необходимо выполнять блокировку операций, можно найти и на сайте Росфинмониторинга. В силу пункта 1 статьи 7 ФЗ № 115 организация обязана не только блокировать операции, совершаемые обозначенными лицами, но и информировать об этом Росфинмониторинг. Кроме того, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 7 ФЗ № 115 организации обязаны минимум 1 раз в 3 месяца проводить сверку списка своих клиентов с перечнем лиц на сайте данной структуры, в отношении которых должно применяться блокирование операций, и отчитываться перед ней о проведенных сверках.
Порядок получения информации о клиентах и их бенефициарах определяется пунктом 5.4 статьи 7 ФЗ № 115. В частности, при приеме на обслуживание, выполнении операции в интересах клиентов или сверке информации банк или иная организация вправе требовать следующие документы:
Клиент-организация может предоставлять все необходимые для идентификации документы в электронном варианте с применением ЭЦП. Банк, в свою очередь, имеет право осуществлять проверку указанных сведений с использованием всех доступных ему официальных источников информации (например, ЕГРЮЛ, информационно-справочных ресурсов ФНС, ПФР, Росфинмониторинга).
Однако практика показывает, что для точной идентификации бенефициаров перечисленных документов недостаточно, особенно если речь идет о длинной цепочке участников коммерческой организации. Именно поэтому для получения необходимой информации банк вправе принимать также иные меры, такие как:
Так как единых унифицированных бланков таких анкет и опросников законодательством не предусмотрено, каждая организация вправе определять их формы и порядок заполнения самостоятельно. Примерный образец одного из таких документов вы можете скачать на нашем сайте.
***
Подводя итог, следует отметить, что процедуру предоставления сведений о бенефициарах банкам, государственным органам и другим организациям еще предстоит совершенствовать, однако тот факт, что данная информация будет со временем требоваться всё большему кругу субъектов, не вызывает сомнения. Это означает, что к представлению ее организациям следует относиться максимально ответственно и аккуратно.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста