Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуПравовой термин «самозанятый» в действующем законодательстве отсутствует. В настоящее время это бытовое понятие, не подкрепленное законодательной дефиницией.
Так ранее называли лиц, которые работали на себя и получали от этого доход. В частности, к самозанятым гражданам относили:
Такой подход отражен, например, в письме ФНП «О порядке установления режима работы нотариальной конторы» от 07.02.2013 № 218/06-06.
С 01.01.2017 ситуация изменилась: теперь самозанятые граждане — это те, кто не регистрируется в качестве ИП, но в то же время занимается деятельностью, которая заключается в оказании личных, семейных, бытовых услуг третьим лицам и приносит доход.
Важно отметить, что «самозанятые» — это не официальная формулировка. В законодательстве данный термин не используется, применяется такое определение, как «физические лица, не являющиеся ИП, оказывающие услуги для личных, домашних и иных подобных нужд».
Особенностью самозанятых граждан в сегодняшнем понимании является то, что они работают на себя и трудятся лично, т. е. не нанимая сотрудников. В высших эшелонах власти неоднократно вставал вопрос о выводе таких лиц из тени, чтобы они были официально учтены государством и уплачивали налоги.
До 2017 года какого-либо правового регулирования деятельности рассматриваемой категории граждан не было. 01.01.2017 в ст. 217 НК РФ был внесен п. 70, который регулирует вопросы налогообложения самозанятых граждан и определяет, кто относится к этой категории лиц.
Согласно данному пункту в их число входят:
При этом региональным законодательством могут определяться дополнительные, не указанные выше виды услуг, выполнение которых будет относить граждан к самозанятым.
Важно отметить, что перечисленные лица в силу п. 70 ст. 217 НК РФ освобождены от уплаты налогов при соблюдении 2 условий в совокупности:
ВАЖНО! Рассматриваемая категория граждан, несмотря на отсутствие обязанности по уплате налога, обязана подавать декларацию по форме 3-НДФЛ по окончании отчетного периода.
Порядок подачи уведомления в налоговую инспекцию о том, что лицо относится к числу самозанятых граждан, установлен в п. 7.3 ст. 83 НК РФ. Уведомление в силу указанной нормы подается в любой налоговый орган, в том числе по месту жительства гражданина. При этом учет, несмотря на возможность подачи документа в любую налоговую, осуществляется исключительно по месту жительства.
Согласно п. 5.1 ст. 84 НК РФ уведомление может быть подано самозанятыми гражданами как лично, так и через представителя. Не исключена также возможность его направления посредством почтовой связи (заказным письмом) либо в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (в этом случае необходимо наличие усиленной квалифицированной электронной подписи). Постановка на учет осуществляется в течение 5 дней с момента подачи уведомления.
Форма документа утверждена приказом ФНС России «Об утверждении формы...» от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@.
Уведомление должно содержать сведения:
В настоящее время закон о самозанятых не принят и на рассмотрении представительного органа РФ не находится. При таких обстоятельствах в 2018 году закон о самозанятых гражданах с большой долей вероятности принят не будет.
Между тем в первом чтении принят законопроект № 434180-7 о внесении изменений в некоторые статьи НК РФ, связанные с порядком уведомительной регистрации рассматриваемой категории лиц. Данный проект предусматривает уточнение порядка постановки на учет и снятия с учета самозанятых граждан, а именно определяет, что после постановки на учет выдается уведомление об этом. В настоящее время (2018 г.) его не выдают и самозанятые вынуждены подавать 2 копии уведомления, на одной из которых налоговый орган ставит отметку о постановке гражданина на учет.
Кроме того, продлеваются на 2019 год налоговые каникулы в отношении таких граждан. Соответственно, как минимум в течение следующего года они не должны будут платить налоги со своих доходов.
На рассмотрении Госдумы также находится законопроект № 434182-7 о внесении изменений в закон «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Каких-либо существенных новшеств данный проект не несет и фактически приводит закон № 129 в соответствие с положениями НК РФ.
Очевидно, что государство начало предпринимать шаги по легализации статуса самозанятых граждан для выполнения следующих задач:
Проведя анализ норм налогового законодательства с учетом предоставления налоговых каникул для самозанятых, можно сделать вывод о том, что государство пытается вывести таких людей из тени и мотивировать их становиться на учет в налоговых инспекциях. Однако официальная статистика налоговых органов показала, что желающих легализовать свой статус немного: их оказалось всего 1529 человек по состоянию на 01.06.2018.
Такое незначительное количество официально учтенных самозанятых граждан связано с тем, что люди понимают: налоговые каникулы не будут длиться вечно. Если бы граждане точно знали, что с них не будут взимать налоги в течение длительного периода, поток желающих встать на учет в налоговых органах явно был бы больше.
На уровне устных разговоров в настоящее время обсуждается вопрос об установлении налоговой ставки для самозанятых, равной 6% дохода. Об этом, в частности, высказывался министр экономического развития РФ Максим Орешкин.
Законодательство в рассматриваемой сфере будет неизбежно совершенствоваться, и есть вероятность принятия нового закона, который будет регулировать статус самозанятых, порядок их регистрации, сдачи отчетности и т. д. Однако наиболее вероятно, что соответствующие нововведения будут вводиться в уже принятые федеральные законы (НК РФ, закон № 129).
До внесения соответствующих новшеств/корректив в законодательство самозанятые граждане не должны уплачивать страховые взносы, однако в будущем закон о необходимости их уплаты неизбежно будет принят, поскольку в противном случае такие граждане не будут иметь возможности получать пенсию и государство лишится значительных поступлений в бюджет. Физлица же этой категории, понимая, что законодательство будет изменяться в сторону ужесточения, не спешат регистрироваться в налоговых органах.
Кроме того, в п. 70 ст. 217 НК РФ существенно ограничен перечень возможных видов деятельности, осуществляя которые лицо может стать самозанятым, т. е. люди вне данных сфер попросту лишены возможности получить данный статус. Передача полномочий по расширению перечня видов деятельности регионам не спасает ситуацию, поскольку региональных законов в этом направлении на момент написания статьи также не принято.
***
Как видите, в настоящее время законодательная база регулирования деятельности самозанятых лиц находится на стадии формирования. Профильный закон о самозанятых в 2018 году не принят и даже не представлен в виде законопроекта. Однако уже есть возможность официально встать на учет в налоговом органе и получить льготы в виде освобождения от необходимости уплаты налогов до 2020 года.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста