Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуСогласно пункту 7 статьи 10 закона «О внесении…» от 29.12.2015 № 408-ФЗ, с 1 августа 2016 года налоговые органы обязаны вести специальный реестр малого и среднего предпринимательства, размещенный на сайте ФНС и доступный для всеобщего сведения. Основная цель создания реестра малого бизнеса — это автоматическое признание за организацией или ИП соответствующего правого статуса, что дает предпринимателям целый ряд льгот и дополнительных преимуществ без дополнительного подтверждения своих прав на такие привилегии при заключении сделок, участии в конкурсах, аукционах и т. д.
Так, например, госзаказчики в силу требований статьи 30 закона «О контрактной…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ обязаны не менее 15% продукции, необходимой для их нужд, закупать исключительно у субъектов малого и среднего бизнеса. Аналогичные обязанности по закупкам предусмотрены и пунктом 2 статьи 5.1 закона «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ для госкорпораций и других заказчиков, подпадающих под требования обозначенного акта.
Важно отметить, что для включения в реестр малого и среднего бизнеса от организаций и ИП не требуется совершения каких-либо обязательных юридических процедур. Согласно части 4 статьи 4.1 закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, наполнение реестра производится органами ФНС самостоятельно, путем использования доступной налоговым органам информации:
Признаки, по которым субъект подлежит включению в реестр, определяются статьей 4 ФЗ № 209. Согласно данной статье, быть включенными в перечень могут товарищества (партнерства) и общества, ИП, кооперативы и фермерские хозяйства, для чего каждый из таких субъектов должен соответствовать 2 обязательным требованиям, касающимся:
Помимо 2 перечисленных критериев к товариществам и обществам предъявляется и третье требование — о ведении определенной деятельности или предельной концентрации акций (размера долей) не у субъектов малого либо среднего предпринимательства.
Для получения соответствующего статуса среднесписочная величина работников, исчисляемая за промежуток, равный календарному году, не должна быть, согласно части 1.1 статьи 4 ФЗ № 209, более 250 человек. При этом в пределах указанной величины также производится градация на 3 группы:
Следует помнить, что вновь организованные компании в период с 10 августа по 31 июля следующего после создания года (то есть еще не определившие годовую среднесписочную величину занятых), согласно части 3 статьи 4 ФЗ № 209 автоматически относятся к категории микропредприятий. Что же касается индивидуальных предпринимателей, которые ведут свою деятельность самостоятельно, без привлечения наемных работников, то к ним требование статьи 4 ФЗ № 209 о численности сотрудников не применяется.
Значение предельного ежегодного дохода измеряется за промежуток, равный календарному году, по правилам пункта 1 постановления Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265 также исходя из градации на малые, средние и микропредприятия:
При исчислении дохода принимается во внимание выручка, полученная от всей осуществляемой организацией деятельности.
В пункте 1 части 1.1 статьи 4 ФЗ № 209 перечислены 6 условий, хотя бы одному из которых должно соответствовать общество или товарищество:
В реестре субъектов малого предпринимательства учитываются и публикуются данные, перечисленные в части 1 статьи 4.1 ФЗ № 209:
Для справки отметим, что доступ к перечисленным сведениям, размещенным в реестре на сайте ФНС РФ, осуществляется:
Порядок корректировки данных, содержащихся в реестре, определен частью 5 статьи 4.1 ФЗ № 209. Согласно подпункту 1 данной нормы, сведения в полном объеме о работающих как минимум 1 год организациях и ИП вносятся ежегодно 10 августа текущего года. При этом в обязательном порядке предоставляется информация по пунктам 1–5, 7, 8 из указанного выше перечня.
Для вновь созданных организаций и ИП, которые работают менее 1 года, действует иной порядок внесения сведений (ввиду отсутствия по ним данных о годовом доходе и численности занятых). Пункты 1–5, 7, 8 для таких субъектов подлежат заполнению 10 числа месяца, следующего за месяцем, когда данные о таких субъектах появились у налоговых органов.
При этом, согласно пункту 4 части 5 статьи 4.1 ФЗ № 209, для вновь созданных организаций и ИП заполняется пункт 6 указанного выше перечня — это указывает на то, что данные о конкретном субъекте являются неполными. Соответственно, при получении полных годичных данных 10 августа текущего года информация из пункта 6 исключается и данные о таком субъекте вносятся в полном объеме.
В свою очередь, корректировка данных при их изменении у субъекта, включенного в реестр (смене наименования, получении лицензии, изменении и дополнении вида деятельности и т. д.), производится 10 числа того месяца, который будет следующим за месяцем получения налоговыми органами данных о внесенных изменениях.
Информация в пункты 9–11 для всех включенных в реестр субъектов вносится в общем порядке 10 числа месяца, следующего за месяцем, когда соответствующая информация появляется у ФНС РФ.
Согласно пунктам 5 и 7 части 5 статьи 4.1 ФЗ № 209, при прекращении организацией или ИП своего бизнеса такой субъект подлежит исключению из реестра 10 числа месяца, следующего за месяцем получения налоговыми органами данных о завершении хозяйственной деятельности.
В случае если организация или ИП перестает соответствовать требованиям, которые позволяют им находиться в реестре, не представляет годичные данные о доходе и численности занятых либо не подает налоговую отчетность, исключение такого субъекта производится 10 августа текущего календарного года.
***
Подводя итог, отметим, что наличие реестра организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого и среднего бизнеса, значительно упрощает работу как таких лиц, так и их партнеров по бизнесу. Жесткие же требования к порядку обновления данных делают информацию, содержащуюся в реестре, актуальной на текущий момент.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста