Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуПроверка иностранной компании выполняется уполномоченными органами с целью определения степени соответствия ее деятельности требованиям, установленным действующим российским законодательством. В нашей статье вы найдете информацию о том, какие виды проверок проводятся в отношении иностранных компаний на территории РФ и на каких основаниях контролирующие органы могут принять решение о необходимости осуществления таких мероприятий.
Иностранная организация — это компания или иное корпоративное образование, созданное в соответствии с законодательством иностранных государств, но функционирующее на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Иностранные организации в России могут осуществлять свою деятельность в качестве:
Стоит отметить, что представительства и филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами, хотя наделяются имуществом создавшей их организации, а также кругом определенных прав и обязанностей, позволяющих представлять интересы головной компании на территории России. При этом налогообложение таких организаций ведется в обычном порядке в том случае, если они имеют статус постоянных представительств (п. 1 ст. 306 НК РФ). Если же указанный статус у компании отсутствует, то у нее, согласно п. 1 ст. 309 НК РФ, возникает обязанность по уплате налога с доходов, полученных от определенных видов деятельности, не являющейся предпринимательской. Соответственно, деятельность таких организаций (так же, как и компаний, являющихся российскими резидентами) подлежит регулярным проверкам со стороны контролирующих органов (налоговой инспекции, Роструда и пр.).
Еще одной разновидностью иностранных компаний, функционирующих на территории России, являются контролируемые иностранные компании (КИК). Под такими компаниями, в соответствии с п. 1 ст. 25.13 НК РФ, понимаются предприятия:
Прибыль таких компаний подлежит налогообложению на территории РФ, за исключением случаев, когда КИК имеет статус резидента страны, с которой у РФ заключен договор, направленный на избежание двойного налогообложения. Порядок налогообложения КИК и контролирующих их лиц определяется гл. 3.4 НК РФ.
Прибыль КИК, в соответствии с п. 2 ст. 25.15 НК РФ, приравнивается к прибыли, полученной налогоплательщиком, выступающим в качестве контролирующего лица. Согласно п. 5 той же статьи, такое лицо обязано представлять в контролирующий орган налоговую декларацию, а также иные документы (в том числе финансовую отчетность) предприятия, имеющего статус КИК. Это значит, что проверка деятельности такой организации налоговиками будет осуществляться посредством изучения документации контролирующего лица, а не самой КИК.
Согласно п. 1 приказа Минфина РФ «Об утверждении Особенностей…» от 30.09.2010 № 117н, иностранные компании, осуществляющие свою деятельность на территории России, подлежат постановке на налоговый учет в течение 5 дней с момента получения налоговыми органами документов, подтверждающих факт регистрации этой компании на территории РФ. Получение предпринимателем статуса налогоплательщика влечет за собой возникновение у него обязанностей по исполнению требований действующего налогового законодательства, а также ведению учета и составлению сопутствующей отчетности. Вместе с тем у налоговых органов появляется право на проведение в отношении иностранной компании камеральных и выездных проверок.
Основанием для проведения налоговой проверки иностранной компании может стать:
Действие приказа ФНС «Об утверждении Концепции…» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее — Концепция), определяющего перечень оснований для включения компаний в план налоговых проверок, распространяет свое действие и на деятельность иностранных организаций, функционирующих на территории России. Согласно информации, изложенной в приложении 2 к Концепции, вероятность включения компании в план проверок увеличивается пропорционально количеству установленных ФНС критериев, которым она соответствует. В перечень таких критериев входят:
Помимо вышеперечисленных оснований для включения компании в план налоговых проверок, привлечь внимание налоговиков могут следующие особенности функционирования предприятия (также приведены в приложении 2 к Концепции):
В целом основания для проведения налоговых проверок, объектами которых являются иностранные организации, не отличаются от оснований для проведения проверок в отношении российских резидентов. Выявление сотрудниками налоговой инспекции каких-либо нарушений в деятельности иностранных компаний влечет за собой наложение штрафов, размер которых варьируется в зависимости от вида нарушения. Осуществляться плановые проверки деятельности предприятий, согласно п. 2 ст. 9 закона «О защите прав…» № 294 от 26.12.2008, могут не чаще чем 1 раз в 3 года.
В том случае, если иностранная компания, функционирующая на территории России, имеет статус работодателя, представители территориального отделения Роструда могут принять решение о необходимости проведения в отношении такой компании плановой или внеплановой проверки на предмет соблюдения ею требований трудового законодательства. Основаниями при этом могут стать:
***
Как видите, иностранная компания, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации, может подвергнуться проверке со стороны одного или нескольких контролирующих органов, уполномоченных на осуществление деятельности по контролю и надзору за соблюдением норм действующего российского законодательства. Факторы, на основании которых государственным органом может быть инициировано проведение подобных проверок, аналогичны факторам, которые могут стать основанием для выполнения аудита в отношении российских компаний. При этом деятельность иностранных компаний должна осуществляться с соблюдением норм и правил, установленных положениями российского законодательства, а выявление нарушений в ходе проведения налоговой или иной проверки является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности и наложения на него существенных денежных штрафов.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста