Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуПретензия по договору транспортной экспедиции — обязательный документ для клиента, предъявляющего требования к экспедитору. В нашей статье мы рассмотрим особенности направления претензий и предъявления исков к экспедиторам.
Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон о ТЭД) предусмотрел в ст. 12 обязательность претензионного порядка при наличии претензий клиента к экспедитору, за исключением экспедиции непредпринимательских грузов. Несмотря на введение в Арбитражный процессуальный кодекс РФ правила о необходимости претензионного порядка по большинству споров (ч. 5 ст. 4 АПК), нормы ст. 12 закона о ТЭД по-прежнему имеют важное значение, т. к. детально регламентируют порядок предъявления претензий экспедитору.
Скачать форму договора |
Рассмотрим особенности претензионного урегулирования спора клиента с экспедитором:
В свете детальной регламентации претензионного порядка актуален и вопрос его соблюдения. Проблемы с этим часто возникают на практике, т. к. экспедиторы стараются прекратить судебные дела по причине нарушения претензионных процедур.
Отметим, что суды не признают таким нарушением:
Составляя претензию, необходимо точно указать:
Образец претензии по договору транспортной экспедиции, составленный с учетом всех указанных выше нюансов, вы можете скачать на нашем сайте.
Основной особенностью в случае судебного спора с экспедитором является сокращенный срок исковой давности, который составляет 1 год с момента появления права на иск. При этом стоит отметить отсутствие единообразного подхода в практике к определению начального момента исчисления срока.
В частности, суды признают таковым:
Срок исковой давности для страховщиков суды исчисляют аналогично сроку для клиентов и отказываются признавать начальным моментом день выплаты страхового возмещения (определение Верховного суда РФ от 12.02.2016 по делу № А56-5137/2015).
В предмет доказывания по требованиям к экспедитору входят:
Существует серьезная проблема в доказывании существования экспедиторского обязательства по доставке конкретного груза. Так, зачастую намеренно не оформляются надлежащим образом экспедиторские документы, полагающиеся по п. 5 правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила). Затем экспедиторы успешно мотивируют отказ в возмещении убытков отсутствием подтверждения передачи конкретного груза определенной стоимости экспедитору, причем суды такую мотивацию зачастую принимают (определение Верховного суда РФ от 21.01.2015 по делу № А56-51058/2013).
В таких случаях клиентам-грузополучателям можно использовать сложную схему, установив факт передачи груза в судебном процессе с грузоотправителем (постановление 17-го ААС от 02.10.2013 по делу № А60-11593/2013). Впрочем, в 2016–2017 годах намечается отход от указанной тенденции и далеко не всегда неточности в экспедиторских документах или их форма, не соответствующая п. 5 Правил, признаются судами пороком в доказательствах факта передачи груза (см. постановление АС ДО от 29.11.2016 по делу № А51-3698/2016).
***
Итак, претензии и иски по договору транспортной экспедиции составляются и направляются по особым правилам, если требования предъявляются клиентом к экспедитору. При этом важно помнить, что в данной сфере действует сокращенный (годичный) срок исковой давности и обязательный претензионный порядок, строго регламентированный законом о ТЭД.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста