Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуГосударственную регистрацию НКО координируют несколько правовых источников:
Кроме перечисленных актов для различных видов НКО действуют свои специальные законы (для общественных объединений, религиозных организаций, бюджетных/казенных учреждений, садоводческих товариществ и др.).
В силу ст. 51 ГК РФ все юридические лица подлежат государственной регистрации. Также сведения о каждой организации должны быть включены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Однако порядок регистрации некоммерческих предприятий имеет свои особенности.
В основном это касается определения того, кто регистрирует некоммерческие организации. Как отмечалось выше, процедура регламентируется двумя законами: Законом об НКО и Законом № 129-ФЗ.
Так как в процессе участвуют два государственных органа (Минюст и ФНС), регистрацию можно условно разделить на 2 этапа:
Такой алгоритм присущ основной массе некоммерческих организаций. Из-под его юрисдикции, согласно ст. 1 Закона об НКО, выпадает лишь часть предприятий, которые регистрируются, как обычные коммерческие компании. К числу указанных исключений относятся:
При этом бюджетные, казенные и автономные учреждения создаются на основании распоряжений органов соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) и государственной регистрации не подлежат.
Пошаговая инструкция по регистрации НКО 2018 года вкратце выглядит так:
Далее расскажем о каждом из шагов подробно.
Для некоммерческих организаций предусмотрены следующие учредительные документы:
При этом в учредительные документы должны быть вписаны определенные сведения.
Так, в уставе должны указываться:
В уставах учреждений указываются:
Учредительный договор должен содержать:
Документы НКО также могут включать в себя и другие сведения, если это соответствует действующим правовым источникам.
Пакет состоит из следующих документов:
Для отдельных форм НКО (общественных объединений, политических партий, религиозных организаций) Регламентом (пп. 29–32) предусмотрены незначительные особенности представляемых на регистрацию документов.
Направляемые документы (кроме учредительных) представляются в 2 экземплярах, один из которых должен быть оригиналом. Все многостраничные акты должны быть пронумерованы, прошиты и заверены подписью заявителя на месте прошивки.
В силу приказа Минюста России «Об определении форм…» от 07.05.2013 № 68 заявление на регистрацию НКО составляется на бланке № Р1101, утвержденном приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, который используется для регистрации коммерческих компаний. При этом стоит отметить один нюанс: в п. 5 ст. 13.1 Закона об НКО в списке документов, представляемых на регистрацию, значатся сведения об учредителях и об их адресе, оформлять которые отдельными документами не надо, так как информация об учредителях и адресе вносится в соответствующие листы формы № Р1101 заявления (п. 28 Регламента).
Однако учредители некоммерческой организации не так важны, как в коммерческих компаниях, поэтому при составлении заявления главное — соблюсти необходимое их количество. Например, в учреждениях допустим только 1 учредитель (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ), в обществе взаимного страхования — не менее 5 (п. 3 ст. 5 закона «О взаимном страховании» от 29.11.2007 № 286-ФЗ).
Учредителями НКО могут быть:
Решение о создании НКО принимают ее учредители. В указанном акте, согласно п. 5 ст. 13.1 Закона об НКО и п. 42 Регламента, должны указываться:
После принятия названного решения у заинтересованных лиц есть 3 месяца для подачи полного пакета документов на регистрацию НКО.
Собранный пакет документов подается в Минюст. Согласно п. 1 Регламента, в центральный аппарат Минюста для регистрации должны обращаться:
Остальные НКО передают заявление в территориальные органы.
Заявителем может быть:
Сотрудникам Минюста и его территориальных органов запрещено отказывать заявителям в приеме документов.
Пакет может быть передан:
После поступления документов и их регистрации уполномоченный орган рассматривает представленный пакет и по итогам выносит решение в виде распоряжения (один из вариантов):
Для принятия решения уполномоченному органу дается определенный срок, отсчитываемый с момента регистрации документов:
На основании вышеуказанного распоряжения уполномоченный орган направляет в соответствующее подразделение ФНС РФ сопроводительное письмо и представленные заявителем документы (по одному экземпляру), после чего осуществляется внесение сведений о новой некоммерческой организации в ЕГРЮЛ. Сроки данной процедуры отличны от регистрации коммерческих компаний и составляют 5 рабочих дней с момента поступления пакета от уполномоченного органа (п. 8 ст. 13.1 Закона об НКО).
Не позднее следующего рабочего дня после внесения данных в ЕГРЮЛ регистрирующий орган передает информацию об этом в Минюст (его территориальные структуры). Вместе с этим налоговая направляет также в уполномоченный орган для выдачи заявителю выписку из реестра и свидетельство о постановке юридического лица на налоговый учет.
После получения сообщения о включении новой НКО в ЕГРЮЛ уполномоченный орган вносит сведения в ведомственный реестр некоммерческих организаций. Далее сотрудники готовят свидетельство о регистрации НКО и пакет заверенных руководителем уполномоченного органа документов (учредительные документы) для выдачи заявителю.
На эту подготовку дается 3 рабочих дня с момента поступления от регистрирующего органа извещения о внесении сведений в ЕГРЮЛ.
В итоге вся процедура государственной регистрации производится в следующие сроки:
При прохождении регистрации организации процедура может быть приостановлена, продлена или прервана отказом. Для всех этих случаев имеются закрытые перечни оснований.
Так, приостанавливается процесс только по причине ненадлежащего оформления представленных документов. За время приостановки заявитель обязан внести соответствующие поправки — только тогда регистрация будет возобновлена. В противном случае заявителя ждет отказ.
Причинами отказа в регистрации могут стать:
Кроме того, отказать могут в ситуации, когда учредителем стало лицо, которому запрещено быть в этом статусе согласно п. 1.2 ст. 15 Закона об НКО.
Решение об отказе, приостановлении или продлении регистрации принимается не позднее 14 дней с момента поступления документов.
При отказе регистрация НКО все равно может быть произведена. Во-первых, указанный акт может быть обжалован в вышестоящем органе или суде. Во-вторых, отказ не мешает заявителю повторно обратиться за регистрацией после устранения недочетов.
***
Итак, регистрация некоммерческих организаций возможна в двух вариантах: одноэтапно, как при регистрации коммерческих фирм, и двухступенчато. Пошаговая инструкция по регистрации некоммерческой организации 2018 года, которая приведена в статье, поможет физическим и юридическим лицам, принявшим решение об этом, провести процедуру грамотно и с соблюдением требований действующего законодательства.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста