Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуМиграционные процессы в любой стране мира мире регулируются государством. Не является исключением и Россия: издано множество нормативных актов, досконально определяющих процедуру миграционного учета иностранных граждан, которые прибывают в страну.
Учет иностранцев в РФ — это вид государственного регулирования миграционных процессов, который направлен на обеспечение соблюдения прав человека, законности нахождения иностранцев и лиц без гражданства на территории страны, заложенных в Конституции РФ принципов свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства, иных прав и свобод, а также интересов России в сфере миграции.
Фактически законодательство в сфере учета иностранцев определяет порядок:
Сам же миграционный учет заключается в регистрации и обобщении данных об иностранцах и апатридах, приезжающих в Россию, а также их перемещениях по стране.
Постановкой на миграционный учет иностранных граждан занимается Управление по вопросам миграции МВД РФ. Оно пришло на замену упраздненному в апреле 2016 года Управлению Федеральной миграционной службы (УФМС России).
В ходе подготовки статьи мы проанализировали актуальное законодательство в сфере учета иностранцев. В число основных нормативных актов входят:
Это далеко не исчерпывающий перечень правовых актов, которые регулируют миграционные процессы в РФ, однако их нормы позволяют в полной мере понять, как происходит учет мигрантов и приезжих, какие документы требуются для учета, в какие сроки он осуществляется, каких видов бывает и какие особенности предусмотрены для граждан различных стран.
Об изменениях в миграционном законодательстве в 2019 году читайте в статье «Новый миграционный закон - изменения с 2019 года».
Одни иностранцы приезжают в РФ на короткое время, другие — для постоянного проживания. От срока планируемого нахождения в России и порядка легализации в стране зависит вид учета, на который иностранный гражданин должен быть поставлен.
Для обозначения статуса иностранца законодательство использует понятия «постоянно проживающий» (мигрант, получивший ВНЖ), «временно проживающий» (иностранный гражданин, получивший РВП) и «временно пребывающий» (иностранец, временно приехавший на основании визы или без визы) в России. Их нельзя путать, поскольку именно от статуса иностранного гражданина зависит порядок его постановки на учет.
Видов постановки на миграционный учет два:
Место жительства — это жилое помещение, имеющее определенный адрес, в котором живет иностранец, имея регистрацию в установленном ФЗ № 109 и Регламентом порядке. Вставать на учет по месту жительства должны постоянно и временно проживающие в РФ иностранцы, в том числе получившие РВП или ВНЖ. Если они имеют место жительства, зарегистрированы там, но временно пребывают по другому адресу (например, уезжают в гости, на отдых и т. д.), им необходимо дополнительно зарегистрироваться по месту временного пребывания.
Место пребывания — это жилое помещение, которое не относится к месту жительства иностранца, однако регулярно используется им для сна и отдыха. К таким местам относятся гостиницы, хостелы, съемные квартиры и т. п. В них необходимо регистрироваться по месту пребывания в порядке, который установлен ФЗ № 109 и Регламентом. Встать на учет по месту пребывания должны иностранцы, которые временно приехали в РФ на основании визы либо без нее (для граждан стран, с которыми у РФ имеются соглашения о безвизовом режиме).
В ст. 8 ФЗ № 109 определены случаи, в которых процедура обязательна. Основанием для ее начала является въезд в РФ. При этом постановка на миграционный учет по визе производится так же, как и без визы.
Однако возможны и иные ситуации, когда нужно регистрироваться по месту пребывания. Например, это необходимо, если гражданин России утратил гражданство.
Также это требуется, если ребенок иностранцев рождается в России, но у родителей нет желания, чтобы он стал российским гражданином (в силу рождения на территории государства, по принципу почвы). В этом случае после регистрации рождения ребенок подлежит постановке на учет по месту пребывания.
Той же статьей предусмотрены основания для снятия с миграционного учета иностранных граждан в РФ:
Сроки постановки на миграционный учет имеют немаловажное значение, поскольку их нарушение может повлечь серьезные последствия для иностранца — вплоть до принудительного выдворения с территории России (например, при привлечении к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ). Если же иностранца выдворили, он лишается права въезжать в страну на 5 лет.
Сроки учета по месту жительства и месту пребывания в большинстве случаев одинаковы, различия имеются лишь в порядке их исчисления.
Так, на основании п. 1 ст. 16 ФЗ № 109 заявление о регистрации по месту жительства должно быть подано в МВД по месту расположения жилья иностранца в течение 7 рабочих дней с момента:
Временно пребывающий в РФ иностранец не имеет права и не обязан вставать на учет по месту проживания. Однако он (равно как и временно или постоянно проживающий в РФ иностранец, который временно живет в помещении, отличном от места жительства) обязан встать на учет по месту пребывания.
Срок для постановки — 7 рабочих дней с момента прибытия на место, хотя для граждан некоторых стран он может быть другим (об этом мы расскажем ниже). Моряки невоенных судов, прибывающие в порты РФ, должны быть зарегистрированы в течение 24 часов. Миграционный учет ВКС (высококвалифицированных специалистов) должен быть произведен в течение 90 дней с момента их въезда в страну.
Регистрироваться по месту пребывания самостоятельно не требуется, если иностранец прибывает в гостиницу, санаторий, пансионат, кемпинг, больницу (для стационарного лечения), организацию соцобслуживания или на туристическую базу. Таких граждан ставит на учет администрация перечисленных учреждений. Постоянно и временно проживающие в РФ иностранцы, которые работают на вахте, также не должны регистрироваться по месту пребывания самостоятельно — их регистрирует принимающая сторона.
Встать на миграционный учет по месту пребывания самостоятельно может любой иностранный гражданин. Порядок постановки при этом регулируется положениями Постановления № 9 (раздел III) и Регламента (раздел III). В большинстве случаев все проблемы, связанные с регистрацией иностранцев, решает принимающая сторона (например, администрация гостиницы, куда приезжает иностранец, либо собственник жилья), однако иногда допускается проводить процедуру и самостоятельно.
В частности, самому можно вставать на учет, если:
Для самостоятельной регистрации необходимо подать в МВД по месту временного пребывания уведомление о прибытии, форма которого содержится в приложении № 3 к Регламенту.
Скачать бланк уведомления о прибытии иностранца в место пребывания
В уведомлении содержится следующая информация:
Документ заполняется разборчиво (от руки либо на компьютере) на русском языке. При этом недопустимы исправления, сокращения слов, использование аббревиатур.
Может ли несобственник поставить на миграционный учет как принимающая сторона? Да, но только на основании нотариально заверенной доверенности от владельца жилья, которая дает такое право.
Перечень документов, необходимых для постановки на учет по месту пребывания, содержится в п. 29 Постановления № 9:
После того как уведомление и документы приняты в МВД, на отрывной части бланка уведомления ставится отметка о регистрации по месту пребывания.
Учет по месту жительства необходим лишь тем мигрантам, которые живут в РФ на основании РВП или ВНЖ. Они обязаны иметь либо право пользования жильем в России, либо право собственности на такое жилье.
Для миграционного учета по РВП или ВНЖ необходимо подать заявление в МВД по месту нахождения жилого помещения. Форма заявления содержится в приложении № 2 к Регламенту.
Скачать бланк заявления о регистрации иностранного гражданина по месту жительства
В заявлении указываются:
За несовершеннолетних заявление подают их родители.
Бланк заполняется от руки либо на компьютере. При этом не допускаются исправления, примечания, аббревиатуры, пропуск реквизитов документов.
При подаче заявления обязательно потребуется подать в МВД дополнительные документы:
Согласно п. 9(1) Постановления № 9 иностранец может не подавать в МВД документы, подтверждающие право пользования жильем, если такие данные содержатся в ЕГРН. Однако рекомендуется не злоупотреблять этим правом и все же эти бумаги представить.
О регистрации по месту жительства в документе, удостоверяющем личность, ставится соответствующая отметка.
Постановление № 9 дает возможность иностранцам зарегистрироваться по месту пребывания через ФГУП «Почта России», то есть любое почтовое отделение данной организации, и МФЦ. Это существенно упрощает процедуру постановки на учет.
Принимающая сторона, по адресу которой прибывает иностранный гражданин, также вправе направлять уведомления о прибытии за иностранца через почту или МФЦ. Если оно направляется по почте, понадобится 2 экземпляра уведомления, если через МФЦ — 1. Перечень документов, которые требуется передать на почту или в МФЦ, аналогичен тому, что мы указывали выше.
Отметка о приеме проставляется в бланке уведомления сотрудником почты или МФЦ, проверяющим точность изложения в нем необходимых сведений. Отрывная часть документа передается иностранцу или принимающей его стороне. После того как уведомление поступает в МВД, сотрудники ведомства в течение 3 дней вносят необходимые сведения в государственную систему миграционного учета.
На учет по месту пребывания иностранец может встать и с помощью онлайн-сервиса по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Зарегистрироваться же по месту жительства данный сервис не позволяет — лишь дает информацию о процедуре.
Приведем пошаговую инструкцию постановку на учет через сервис государственных и муниципальных услуг:
По завершении процедуры сотрудники МВД вносят информацию о постановке на учет иностранца в базу данных и проставляют отметку о регистрации в отрывную часть уведомления о прибытии (для этого потребуется посетить территориальный орган данного ведомства по месту пребывания).
Для граждан Украины действует общий порядок учета. Таким образом, в течение 7 дней после прибытия они должны зарегистрироваться по месту пребывания, направив соответствующее уведомление в МВД лично (по почте, через МФЦ, через Госуслуги) либо через принимающую сторону. После того как уведомление направлено, украинцы могут жить в РФ в течение 90 дней.
Аналогичные правила действуют для граждан из Луганской и Донецкой областей Украины. Разница лишь в том, что после постановки на миграционный учет они могут жить в РФ 180 дней (данное правило установлено постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1744).
Порядок регистрации граждан Украины по месту жительства также общий. Каких-либо изъятий из него законодательство не предусматривает.
Постановка на учет по месту пребывания белорусов имеет существенные особенности, поскольку между РФ и Белоруссией заключено соглашение «Об обеспечении равных прав граждан…» от 24.01.2006. В связи с этим белорусам не нужна миграционная карта в России, они могут свободно въехать в страну по национальному паспорту (равно как и россияне могут приехать в Беларусь по паспорту, без визы и оформления).
Соответственно, они не должны и вставать на учет. Однако для свободного передвижения по РФ гражданам Белоруссии отводится лишь 3 месяца. После того как этот срок истечет, они должны вставать на учет по месту пребывания в общем порядке, т. е. в течение 7 дней подать уведомление в МВД по месту пребывания (либо за них это делает принимающая сторона).
Порядок регистрации по месту жительства для граждан Белоруссии, прибывших на постоянное проживание в РФ и получивших документ, подтверждающий такое право, общий.
Миграционный учет граждан Киргизии и Армении осуществляется в основном по общим правилам. Различие состоит лишь в сроке, в течение которого подданные этих стран должны встать на учет.
Как и прочие категории иностранцев, армяне и киргизы приезжают в Россию и заполняют миграционную карту. Далее в течение 30 дней они должны направить в МВД одним из доступных способов либо подать лично уведомление о постановке на учет по месту пребывания. Таким образом, срок регистрации для армян и киргизов увеличивается с 7 дней до 30.
После постановки на учет они могут проживать в РФ в течение 90 дней. Если же гражданин Армении или Киргизии заключил трудовой договор, он вправе оформить временную регистрацию на срок до года. По истечении этого времени будет необходимо либо покинуть страну, либо подать документы для оформления легального проживания на территории РФ.
Порядок постановки на учет граждан из Таджикистана не отличается от общего, имеются различия лишь в сроке постановки на учет таких лиц. После прибытия в Россию им необходимо получить миграционную карту и подать уведомление о прибытии в МВД по месту пребывания в течение 15 дней. Как и другие иностранцы, граждане Таджикистана могут подать уведомление лично либо через принимающую сторону. Направлено оно может быть также почтой или через МФЦ.
Далее граждане Таджикистана имеют право проживать в РФ в течение 90 дней, после чего им придется либо легализовать свое пребывание, подав документы на РВП или ВНЖ, либо вернуться в Таджикистан. Вновь въехать в Россию можно будет по прошествии 3 месяцев после возвращения на родину.
***
Итак, иностранцы, пребывающие на территории РФ, обязаны встать на учет, направив в МВД уведомление об этом. Если же иностранный гражданин получает РВП или ВНЖ, он обязан зарегистрироваться по месту жительства. В случае невыполнения обязанностей по постановке на учет нарушители могут быть привлечены к административной ответственности и выдворены за пределы РФ с лишением права на повторный въезд в течение 5 лет.
***
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Иностранцы».
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста