Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЗаконом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ установлено, что деятельность по предоставлению охранных услуг подлежит обязательному лицензированию.
Лицензия — специальное разрешение для индивидуального предпринимателя или организации на то, чтобы заниматься выполнением работ или оказанием услуг определенного рода, подтверждаемое бумажным или электронным документом, полученным в лицензирующем органе. Срок действия разрешения — 5 лет.
К СВЕДЕНИЮ: единого лицензирующего органа в России нет. Функции по выдаче разрешений на охранную деятельность с 2016 года возложены на Росгвардию, однако до принятия нового порядка выдачи лицензий документы по-прежнему выдают подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел (подп. «б» п. 14 Указа Президента «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ» от 05.04.2016 № 157).
Понятия частной охранной деятельности в законодательстве нет. Однако в ст. 1 закона «О частной детективной и охранной деятельности» от 11.03.1992 № 2487-1 определено, что платные услуги, оказываемые клиентам с целью защиты их законных прав и интересов охранными организациями и детективами на основании договора и при наличии специального разрешения (лицензии), представляют собой частную детективную и охранную деятельность.
Несмотря на общее определение, лицензии на эти виды деятельности выдаются разные. Более того, разрешения на охранную деятельность также могут различаться между собой в зависимости от того, какие из предусмотренных ст. 3 закона № 2487-1 услуг будут оказываться.
В рамках охранной деятельности разрешено оказывать следующие услуги:
ВАЖНО! Не путайте лицензию охранной организации и лицензию (удостоверение) охранника.
Охрану как лицензируемый вид деятельности организации в рамках закона № 2487-1 необходимо отличать от выполнения охранных функций силами собственных работников организации в целях защиты ее объектов. Так, на основании постановления 5-го арбитражного апелляционного суда (ААС) от 06.07.2011 № 05АП-4070/2011 и постановления 14-го ААС от 03.10.2011 № А66-5961/2011 можно сделать вывод, что вопрос о необходимости специального разрешения решается путем оценки нескольких критериев.
Лицензия не требуется, если:
Если же имеет место возмездное оказание услуг третьим лицам, обеспечиваемое силами частных охранников, прошедших профессиональное обучение, сдавших экзамен и имеющих удостоверение, то необходимо получить лицензию.
В настоящее время порядок получения специального разрешения на охранную деятельность регулируется Административным регламентом № 2, утв. приказом МВД от 29.09.2011 № 1039 (далее — Административный регламент). Поэтапно порядок выглядит следующим образом:
ВАЖНО! Приведенный порядок действует до принятия и вступления в силу правовых актов, регламентирующих деятельность Росгвардии.
Лицензию может получить только организация, соответствующая одновременно целому ряду условий и соблюдающая множество ограничений. В частности, она должна:
Общие требования для соискателей лицензии таковы:
Для оказания услуг отдельных видов к соискателям предъявляются требования сверх перечисленных.
Соискатель специального разрешения, убедившись, что соответствует всем критериям, может приступать к подготовке документов, подаваемых в органы внутренних дел. Необходимо собрать:
Перечень может дополняться:
Подготовленные документы, в соответствии со ст. 11.3 закона № 2487-1, передаются в подразделение органов внутренних дел руководителем ООО. В п. 22.1 Административного регламента указано, что при получении заявления сотрудник государственного органа обязан проверить паспорт заявителя в целях подтверждения его личности. Исходя из приведенных положений, можно предположить, что единственным допустимым способом подачи документов является личная явка руководителя компании в подразделение лицензионно-разрешительной работы.
Такой вывод спорен. В соответствии с п. 9.13 Административного регламента допускается передача заявления в электронной форме. В п. 18 уточняется, что документ передается через Единый портал государственных услуг. Сотрудник подразделения регистрирует поступившие как в бумажном, так и в электронном виде обращения и информирует соискателя лицензии о приеме заявления. Одновременно заявителю вручаются (направляются) копия описи и талон-уведомление о том, что обращение будет рассмотрено в течение 45 дней.
Лицензирующим органом осуществляется проверка, которая состоит из 2 этапов:
С этой целью в течение 5 дней со дня приема заявления сотрудник, которому на рассмотрение переданы бумаги, направляет межведомственные запросы, касающиеся уплаты госпошлины, госрегистрации ООО и наличия у него ИНН. Помимо этого сотрудник занимается проверкой руководителя организации, в частности фактов наличия у него судимости или нахождения его в розыске.
По итогам проведенной работы сотрудник формирует лицензионное дело и готовит мотивированное заключение о возможности выдачи лицензии или об отказе в удовлетворении заявления.
Если принято положительное решение, то в срок до 3 рабочих дней после подписания лицензии и внесения данных о ней в единый реестр специальное разрешение лично вручается руководителю ООО или направляется в организацию почтовым отправлением.
При отрицательном решении в тот же срок заявителю направляется или передается мотивированное уведомление об отказе.
Если в выдаче лицензии было отказано либо разрешение не выдано после истечения 45 дней, а организация представила правильно оформленные документы и достоверные данные, а также соответствует лицензионным требованиям, то соискатель имеет право обжаловать действия лицензирующего органа в административном либо судебном порядке.
Ответ на жалобу направляется заявителю на следующий рабочий день после его принятия в пределах срока, установленного на рассмотрение жалобы.
Получением лицензии на частную охранную деятельность взаимодействие компании с лицензионными органами чаще всего не ограничивается. Случаи, когда снова потребуется обратиться за государственными услугами, перечислены в таблице:
Ситуация |
Государственная услуга |
Срок действия специального разрешения истек, а ООО намерено и дальше оказывать охранные услуги (подробнее о порядке действий в этой ситуации рассказано в статье «Как продлить лицензию на охранную деятельность?») |
Переоформление лицензии |
Компания намерена расширить перечень оказываемых охранных услуг, например добавить к охране объектов защиту жизни и здоровья граждан |
|
ООО прошло через процедуру реорганизации |
|
Изменилось местонахождение или наименование юридического лица |
|
Утрачен или поврежден бланк лицензии |
Получение дубликата |
Осуществление частной охранной деятельности без специального разрешения или с иными нарушениями нормативных требований чревато неблагоприятными последствиями. Юридическое лицо могут привлечь к следующим видам ответственности:
Вид ответст-венности |
Норма закона |
Правонарушение |
Меры ответственности |
|
Администра-тивная |
Ч. 2 ст. 14.1 КоАП |
Деятельность без лицензии |
Граждане |
Штраф 2 000–2 500 руб. + возможная конфискация сырья, орудий производства и готовой продукции |
Должностные лица |
Штраф 4 000–5 000 руб. + возможная конфискация сырья, орудий производства и готовой продукции |
|||
Организации |
Штраф 40 000–50 000 руб. + возможная конфискация сырья, орудий производства и готовой продукции |
|||
Ч. 3 ст. 14.1 КоАП |
Деятельность с нарушением требований |
Граждане |
Предупреждение или штраф 1 500–2 000 руб. |
|
Должностные лица |
Штраф 3 000–4 000 руб. |
|||
Организации |
Штраф 30 000–40 000 руб. |
|||
Ч. 4 ст. 14.1 КоАП |
Деятельность с грубым нарушением требований лицензии |
Должностные лица |
Штраф 5 000–10 000 руб. |
|
Организации |
Штраф 100 000–200 000 руб. или административное приостановление деятельности на 90 суток |
|||
Ч. 1 ст. 20.16 КоАП |
Незаконная |
Граждане |
Штраф 1 500–2 500 руб. |
|
Должностные лица |
Штраф 2 000–3 000 руб. |
|||
Организации |
Штраф 20 000–30 000 руб. |
|||
Уголовная |
Ч. 1 ст. 171 УК, п. 10 постанов-ления Пленума ВС от 18.11.2004 № 23 |
Незаконное предпринима-тельство |
Руководитель организации или лицо, фактически исполняющее его функции |
Штраф до 300 000 руб. или в размере дохода осужденного на срок до 2 лет, либо обязательные работы сроком до 80 часов, либо арест до полугода |
Ч. 2 ст. 171 УК, п. 10 постанов-ления Пленума ВС от 18.11.2004 № 23 |
Незаконное предпринима-тельство в составе организованной группы или в особо крупном размере |
Руководитель организации или лицо, фактически исполняющее его функции |
Штраф 100 000–500 000 руб. или в размере дохода осужденного за период 1–3 года, либо принудительные работы сроком до 5 лет, либо лишение свободы на период до 5 лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере дохода за 6 месяцев или без такового |
***
Подытожим. Лицензия на охранную деятельность представляет собой специальное разрешение, выдаваемое в настоящее время лицензионно-разрешительными подразделениями органов внутренних дел обществам с ограниченной ответственностью для подтверждения правомерности оказания такими юридическими лицами услуг по охране имущества, защите граждан, обеспечению пропускного режима и т. д. Как только будет принят нормативный акт, регламентирующий деятельность Росгвардии, функции по лицензированию охранной деятельности перейдут к этой службе. До тех пор действует порядок, описанный выше.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста