Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуОбеспечение заявки на участие в электронном аукционе является обязательным элементом торговых процедур при заключении сделок для госнужд. Основные вопросы применения обеспечительных мер для аукционных заявок мы рассмотрим в нашей статье.
Согласно ст. 44 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в обязанности заказчиков аукционных или конкурсных мероприятий по закупкам для госнужд входит установление обеспечения для поданных к участию заявок. Условие об обеспечении является обязательным и применяется ко всем участвующим в торгах. Без исполнения требований об обеспечении заявка не будет принята к рассмотрению.
Основное назначение обеспечения заявки на участие в электронном аукционе — отсеивание случайных субъектов, претендующих на заключение сделок для госнужд, еще на первоначальном этапе подачи заявочных обращений. Проще говоря, обеспечительные меры представляют собой гарантию добросовестности и благонадежности претендующего на участие в торгах заявителя.
Ст. 44 закона № 44-ФЗ предусматривает 2 формы обеспечения заявки:
При этом выбор формы зависит от вида торгов.
Так, обеспечение заявочного обращения на конкурс или закрытый аукцион применяется в обеих формах, при этом выбор способа обеспечения делает участник торгов. Электронный же аукцион допускает только внесение денежных средств.
Банковская гарантия представляет собой способ обеспечения обязательств, в соответствии с которым банковское или другое кредитное учреждение дает по просьбе одной стороны письменное обязательство (гарантию) другой стороне уплатить оговоренную сумму по просьбе, полученной от кредитора (ст. 368 и 370 Гражданского кодекса РФ). При этом по нормам закона № 44-ФЗ банковская гарантия, предоставляемая в обеспечение аукционной заявки, должна отвечать условиям, установленным им в ст. 45. То есть участвовать в обеспечении могут только банковские учреждения, поименованные в ст. 74.1 Налогового кодекса РФ, гарантия же должна быть безотзывной и содержать все положения, предусмотренные п. 2 ст. 45 закона № 44-ФЗ.
Обеспечительная мера в форме денежных средств, по сути, представляет собой блокирование определенной (оговоренной аукционными условиями) суммы на счету оператора интернет-площадки (если речь идет об электронном аукционе) или временное перечисление этой же суммы на расчетный счет заказчика (если имеется в виду обычный конкурс).
Величина обеспечительных мер в отношении заявки определяется исходя из пп. 14 и 15 ст. 44 закона № 44-ФЗ и зависит от начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК), а также (в некоторых случаях) от специфики организации, претендующей на участие в торгах. НМЦК определяется по правилам ст. 22 закона № 44-ФЗ и является предельной суммой, которую заказчик считает возможным выплатить за контракт.
Систематизируя положения указанных норм закона № 44-ФЗ, можно сделать вывод, что размер обеспечения заявки при проведении электронного аукциона и прочих видов торгов должен составлять:
Если объявлена сумма аванса, то объем обеспечения не должен быть меньше этой суммы.
ВАЖНО! Действовавшие 2 года подряд (2015–2016 гг.) антикризисные ограничения на применение заказчиками требований к заявкам об обеспечительных мерах с 01.01.2017 отменены (п. 2.1 ст. 96 закона 44-ФЗ).
При осуществлении мероприятий по электронному аукциону денежные средства, представляющие собой обеспечительные гарантии в отношении заявки, на счета заказчика не переводятся. Обеспечение заявки при торгах в этой форме производится следующим образом:
Основания возврата или снятия блокировки с обеспечительных денежных средств указаны в п. 6 ст. 44 закона № 44-ФЗ.
К событиям, при наступлении которых начинает отсчитываться нормативный срок, предусмотренный на возврат обеспечения, относятся:
Срок освобождения обеспечительных средств составляет:
Наказать недобросовестного заказчика или оператора электронной площадки за невозврат или несвоевременное возвращение обеспечительных средств по заявке можно в рамках административного и гражданского судопроизводства.
Кодекс РФ об административных правонарушениях определяет ответственность за просрочку возврата обеспечительных средств в виде штрафных санкций (ч. 1, 2 ст. 7.31.1):
Административная ответственность за нарушение процедуры, сроков блокирования, снятия блокировки по счету участника электронного аукциона влечет наложение на оператора интернет-площадки штрафных санкций в размере 15 000 руб. (ч. 3 ст. 7.31.1 КоАП РФ).
Помимо привлечения к административной ответственности пострадавший участник торгов может частично материально компенсировать свои убытки от просрочки возврата или снятия блокировки с обеспечительных денежных средств. Для этого необходимо обратиться в суд (арбитражный или общей юрисдикции в зависимости от подведомственности спора) по правилам гражданско-процессуального производства и взыскать с нарушителя проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, процедура использования обеспечительных мер к заявкам — как на электронный аукцион, так и при закупках в иной конкурсной форме — требует ответственного подхода и от претендента на участие в торгах, и от заказчика, и от оператора интернет-площадки на всех этапах проведения закупочного конкурса.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста