Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуВ целях регламентации осуществления аудиторской деятельности Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 года был утвержден перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (далее — Перечень).
В названном перечне приводится определение аудиторского риска, в соответствии с которым таковым признается вероятность наличия искажений бухгалтерской отчетности по итогам проведения аудиторской проверки.
Указанная вероятность определяется аудитором на основании его субъективной оценки. Соответственно, аудитор с определенной им долей вероятности субъективно признает, что могут иметься:
Аналогичные положения содержатся в п. А1 руководства по применению международного стандарта аудита 320 «Существенность при планировании и проведении аудита». Поскольку указанный документ введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России «О введении…» от 24.10.2016 № 192н, он в равной степени применяется и с иными нормативными актами. Подробнее о международных стандартах аудита в 2018 году — в другой нашей статье.
Таким образом, аудиторский риск — это субъективная категория, основанная исключительно на внутреннем убеждении аудитора, которое строится на основе изучения документации организации, прошлого опыта проведения проверок и ожиданий относительно результатов проведения аудита.
Компонентами аудиторского риска, в соответствии с Перечнем, являются:
Учет всех этих компонентов позволяет получить разумную уверенность, что в ходе проведения проверки будет получена достоверная информация. Достигается данная цель путем сбора аудитором достаточных доказательств, которые позволяют снизить аудиторские риски до приемлемо низкого уровня.
Уровень существенности аудиторского риска анализируется на протяжении всех стадий проведения аудиторской проверки, в том числе:
Уровень существенности определяется с учетом специфики отрасли, к которой относится организация, будь то государственный или муниципальный сектор, предприятия малого бизнеса или что-то еще. Подобный критерий устанавливается в целях снижения возможной вероятности того, что совокупность неисправленных и необнаруженных искажений будет более определенного уровня существенности для отчетности в целом. Если он окажется превышен, получить достоверные данные по результатам аудиторской проверки будет невозможно.
Уровень существенности риска определяется аудитором по результатам проведенных процедур при оценке таких аудиторских рисков.
При этом оценка:
При этом уровень существенности не является догмой и может быть пересмотрен в ходе проведения аудита в том случае, если произошло существенное изменение обстоятельств, оказавших влияние на его установление. Также причиной изменения могут стать и вновь возникшие обстоятельства (например, отчуждение значительной доли в компании ее участниками). Более того, в указанных выше случаях пересмотр существенности является обязанностью аудитора.
***
Как видите, понятие аудиторского риска закреплено на законодательном уровне РФ, а также в международных аудиторских стандартах. Рассматриваемое понятие является многокомпонентным и многогранным, включая в себя риски внутрихозяйственные, контрольные и т. д. Показатель существенности, который устанавливается в результате оценки аудиторских рисков, позволяет свести к минимуму возможные искажения финансовой отчетности организации.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста