Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуКонкурсный управляющий по банкротству юридических лиц — важная фигура в процессе признания организации несостоятельной. Ключевые вопросы деятельности конкурсного управляющего будут рассмотрены в этой статье.
Конкурсное производство представляет собой ряд итоговых мероприятий, проводимых в рамках общей процедуры банкротства организаций. Порядок воплощения конкурсных процедур регулируется главой 7 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Указанная процедура открывается по решению арбитражного судебного органа, если иные мероприятия по выведению должника из кризиса оказались недейственны. Мероприятия устанавливаются сроком на полгода, с возможностью его продления по ходатайству участников конкурсного процесса еще на полгода (ст. 124 ГК РФ).
Осуществление конкурсных процедур имеет своей целью:
Результаты исполнения конкурсных мероприятий поименованы в ст. 126 ГК РФ и в том числе включают:
Применяя конкурсные процедуры к должнику, судебный орган определяет конкурсного управляющего в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 закона о банкротстве, и оформляет об этом определение (ст. 127 ФЗ о банкротстве). Конкурсный управляющий работает до момента завершения конкурсных мероприятий или прекращения производства по банкротству.
Основным функционалом конкурсного управляющего является осуществление руководства организацией-должником в календарный промежуток с момента утверждения кандидатуры до дня окончания мероприятий по банкротству. В рамках выполнения этой функции конкурсный руководитель осуществляет ряд обязанностей, круг которых включает в себя (п. 2 ст. 129 закона 127-ФЗ):
Права конкурсного руководителя (п. 3 ст. 129 закона 127-ФЗ) направлены на участие в гражданских правоотношениях от имени должника и состоят в том числе:
К важному функционалу конкурсного руководителя в процедуре банкротства относятся мероприятия по управлению счетами должника. В соответствии со ст. 133 закона 127-ФЗ, в обороте конкурсного управляющего должен быть единственный расчетный счет должника. Если счета у должника нет или операции по наличествующим счетам невозможны, конкурсный руководитель должен открыть специальный счет и с его помощью вести финансовые операции в процессе конкурсного производства.
Иные наличествующие или обнаруженные в ходе конкурсных мероприятий счета должника должны быть закрыты, а деньги с них переведены на единственный счет, используемый в процессе конкурсного управления.
Самостоятельный счет оформляется для поступления денежных средств от эмиссий облигаций с ипотечным покрытием, осуществляемых должником в соответствии с законом «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 № 152-ФЗ. В случае если указанных эмиссий несколько, то и счетов должно быть открыто несколько, на каждую эмиссию отдельный.
Отчитываться о движении финансовых средств по счету должника конкурсный руководитель обязан перед арбитражным судом, а также собранием кредиторов, с периодичностью не чаще одного раза в месяц.
Контролирующие функции над конкурсным руководителем возложены на комитет/собрание кредиторов и судебные органы (ст. 143 закона 127-ФЗ). Управляющий с периодичностью не реже чем раз в 3 месяца, если иной срок не предусмотрен кредиторами, обязан:
Отчетный документ конкурсного руководителя составляется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ «Об утверждении общих правил…» от 22.05.2003 № 299 и приказа Минюста РФ «Об утверждении типовых форм…» от 14.08.2003 № 195. Согласно названным документам и п. 2 ст. 143 закона 127-ФЗ, указанная отчетная документация должна включать:
Процесс досрочного освобождения конкурсного руководителя от своих обязанностей определен ст. 144 закона 127-ФЗ. Согласно указанной норме досрочное освобождение управляющего в процедуре конкурсного управления возможно:
Судебное определение об освобождении конкурсного руководителя от его функций подлежит незамедлительному исполнению и может быть обжаловано.
Взамен освобожденного от своих обязанностей управляющего арбитражный суд назначает нового в порядке, установленном п. 1 ст. 127 закона 127-ФЗ.
От освобождения конкурсного руководителя от своих обязанностей следует отличать процедуру отстранения. Если освобождение от функционирования конкурсного управляющего происходит, как правило, по субъективным причинам, не связанным непосредственно с исполнением обязанностей в отношении предприятия-должника, то отстранение происходит в большинстве случаев из-за неудовлетворительной работы конкурсного управляющего.
Причины отстранения конкурсного управляющего определены ст. 145 закона 127-ФЗ. Среди них:
Отстранение конкурсного управляющего происходит с одновременным назначением нового конкурсного управляющего. Определение арбитражного суда об отстранении конкурсного руководителя подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
По окончании проведенных мероприятий, а именно по окончании расчетов с кредиторами, а также при завершении производства о несостоятельности в порядке ст. 57 закона 127-ФЗ, конкурсный руководитель обязан предъявить в арбитражный суд отчетную документацию о результатах проведенной работы.
Отчет составляется по форме, определенной постановлением Правительства РФ № 299 и приказом Минюста РФ № 195. К отчетной форме прилагается следующая документация (п. 2 ст. 147 закона 127-ФЗ):
О том, что итоговый отчет направлен арбитражному судье, должны быть оповещены конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
После рассмотрения итоговой отчетной документации конкурсного руководителя арбитражный судебный орган выносит определение:
И то, и другое определение должно быть немедленно исполнено. Более того, если вынесено определение о завершении производства о несостоятельности, решение судебного органа о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не должно дальше исполняться.
В период от 30 до 60 дней со дня вынесения определения об окончании конкурсных процедур арбитражный суд пересылает заказным письмом с уведомлением указанный документ в подразделение налоговой службы, которое занимается регистрацией юрлиц. Регистрирующее подразделение налоговой службы на основании полученного определения вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации должника не позднее 5-дневного срока. Данная процедура останавливается в случае обжалования определения суда.
Со дня внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается оконченным.
Таким образом, можно отметить важную роль конкурсного управляющего в общей процедуре банкротства должника и ведущую на этапе проведения конкурсного производства.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста