Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуПеречень критериев, по которым определяется возможность конкретной организации или нескольких компаний совместно доминировать на определенном рынке, установлен в статье 5 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Согласно части 1 обозначенной статьи, основным критерием для признания доминирования компании является доля фирмы, превышающая 50% объема покупок (продаж) конкретного товара, если только сотрудниками ФАС не будет признано, что конкретный субъект, несмотря на столь значительную долю рынка, не может оказывать на него существенного влияния. В силу части 5 статьи 5 ФЗ № 135 к числу доминирующих субъектов также относятся естественные монополии.
Состояние доминирования может быть признано и при концентрации у одного субъекта доли рынка в размере свыше 35%. Для этого, в силу части 1 статьи 5 ФЗ № 135, у конкретной организации и ее конкурентов должны быть стабильные, мало изменяемые на протяжении времени, размеры долей на рынке, а также наличие трудностей в доступе на рынок новых компаний или иные подобные условия. При этом признать доминирующим субъекта хозяйствования допустимо лишь в случае, если это прямо обозначено в законе (часть 6 статьи 5 ФЗ № 135) или речь идет о нескольких субъектах, которые в совокупности являются доминирующими (часть 3 статьи 5 ФЗ № 135).
Важно помнить, что доминирующим может быть признан не только 1 субъект, но и группа компаний. Для такого признания необходимо соблюдение сразу 3 условий (часть 3 статьи 5 ФЗ № 135):
При этом перечисленные выше правила не распространяются на следующих субъектов (даже если те подпадают под признаки доминирующих):
Часть 4 статьи 5 ФЗ № 135 также позволяет любой организации представлять в органы ФАС доказательства, которые свидетельствуют о том, что положение компании, несмотря на значительную долю контролируемого рынка, не является доминирующим, то есть конкуренцию на данном рынке не ограничивает.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 23 ФЗ № 135, фиксация факта доминирования конкретного хозяйствующего субъекта проводится на основании решения ФАС, которое принимается по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке либо в ходе рассмотрения материалов о нарушении условий конкуренции. Процедура проведения исследования состояния конкуренции на товарном рынке определяется порядком, утвержденным приказом ФАС «Об утверждении…» от 28.04.2010 № 220.
Нормами пункта 1.3 данного порядка установлены основные этапы изучения конкуренции на конкретном рынке, в том числе:
Субъекты, признанные доминирующими, включается в специальный реестр, основания и порядок ведения которого определены пунктами 1, 2 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 № 896. Реестр доступен для ознакомления на сайте ФАС.
В силу статьи 5 ФЗ № 135 факт доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке сам по себе еще не означает нарушения норм антимонопольного законодательства. Нарушением, в силу статьи 14.31 КоАП РФ, признается злоупотребление таким положением.
Часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия либо бездействие доминирующего субъекта, которые могут повлечь ущемление интересов других участников рынка, но при этом не препятствуют конкуренции. Размер санкции за данные нарушения колеблется в пределах от 300 тыс. до 1 млн руб.
Часть 2 статьи 14.31 КоАП предполагает более серьезные санкции за действия, которые ориентированы именно на воспрепятствование конкуренции и, соответственно, направлены не против неопределенного круга участников рынка (покупателей, продавцов и т. д.), а непосредственно против конкурентов (как уже имеющихся, так и потенциальных). Размер санкции по данной части статьи определяется исходя из размера выручки компании, полученной с нарушением правил о добросовестной конкуренции.
Важно помнить, что нормы статьи 14.31 КоАП РФ устанавливают лишь ответственность за злоупотребления на рынке, допущенные доминирующим субъектом. Конкретные формы и способы злоупотребления особым положением предусмотрены статьей 10 ФЗ № 135.
Часть 1 статьи 10 ФЗ № 135 указывает на следующие формы злоупотребления своим особым положением на рынке:
***
Подводя итог, остается отметить, что доминирование на рынке само по себе не является неправомерным действием хозяйствующего субъекта. Однако наличие особых преимуществ в силу доминирования создает условия для различных злоупотреблений, на борьбу с которыми и направлено действующее антимонопольное законодательство.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста