Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуНаиболее важным шагом, от которого напрямую будет зависеть размер налоговых платежей предпринимателя, является выбор подходящей системы налогообложения.
По умолчанию в момент регистрации бизнесу присваивается общий налоговый режим (ОСН), который предполагает уплату всех налогов, в том числе НДС и НДФЛ. Для предпринимателя, особенно начинающего, такой режим является невыгодным, т. к. размер обязательных платежей может съесть весьма существенную долю дохода. Именно поэтому в момент регистрации (либо после нее, если по каким-либо причинам этого сделано не было) необходимо подать в налоговый орган заявление о переходе на один из специальных налоговых режимов: УСН («Доходы» или «Доходы минус расходы»), ЕНВД, ПСН или ЕСХН.
ВАЖНО! Предприниматели, выбравшие УСН любого вида или ПСН, освобождаются от обязанности по уплате налогов в течение двух налоговых периодов (п. 4 ст. 346.20 НК РФ, п. 3 ст. 346.50 НК РФ) при условии, что соответствующее решение было принято властями того региона, в котором они зарегистрированы.
Никаких специальных действий для применения так называемых налоговых каникул совершать не нужно: освобождение начинает действовать автоматически с момента регистрации. Чтобы узнать, действует ли льгота на территории определенного региона, стоит обратиться в местное отделение ИФНС, где инспекторы предоставят всю необходимую информацию.
Кстати, о каждом из действующих в РФ специальных налоговых режимов подробно рассказывается в статье «Какие системы налогообложения действуют в России».
Чтобы перейти на ЕСХН или УСН, подать соответствующее уведомление в налоговую необходимо в течение 30 дней с момента регистрации в качестве ИП — в этом случае выбранный режим будет применяться с самого начала деятельности предпринимателя. Если же указанный срок пропущен, подать уведомление о переходе тоже можно, однако применяться новый режим будет только с начала следующего года (пп. 1 и 2 ст. 346.3 НК РФ, пп. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ).
Перейти на ЕНВД можно в любое время — для этого в течение 5 дней с момента начала его применения необходимо подать в налоговый орган соответствующее уведомление. Еще 5 дней законодатель отводит налоговикам на то, чтобы перевести предпринимателя на ЕНВД и выдать ему документ, подтверждающий факт перевода (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).
Подать заявление на получение патента на ведение определенного вида деятельности необходимо не позднее чем за 10 дней до начала применения ПСН, причем сделать это можно в любое время года (п. 2 ст. 346.45 НК РФ). В течение 5 дней с момента получения заявления налоговики обязаны его рассмотреть и выдать ИП патент на осуществление выбранного вида деятельности или отказать его в выдаче.
Любой индивидуальный предприниматель, даже если он работает сам и не имеет наемных сотрудников, должен уплачивать обязательные страховые взносы. К ним относятся:
Если предприниматель начал работать не с начала года, размер взносов исчисляется пропорционально реально отработанному им времени (п. 3 ст. 430 НК РФ).
Внести базовые обязательные платежи в бюджет необходимо до 31 декабря года, в котором предприниматель занимался бизнесом. Взносы, исчисленные в отношении суммы, превышающей отметку в 300 тыс. руб., необходимо перечислить до 1 июля года, следующего за отчетным (абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ).
Если же предприниматель выбрал для своей деятельности специальный режим налогообложения УСН «доходы», предусматривающий уплату налога в размере 6% от всех полученных им доходов, размер обязательных платежей может быть уменьшен на сумму уплаченных им страховых взносов (подп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).
Если предприниматель имеет наемных работников, платить страховые взносы придется и за них. Для этого необходимо встать на учет в ПФР и ФСС в качестве страхователя (п. 1 ст. 11 закона «Об обязательном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ и подп. 2 п. 3 приказа Минтруда РФ «О порядке…» от 29.04.2016 № 202н). Для этого необходимо в течение 30 дней с момента приема на работу первого сотрудника подать в территориальное отделение фонда заявление, форма которого приведена в приложении 2 к приказу Минтруда РФ «Об утверждении…» от 25.10.2013 № 574н.
В заявлении нужно указать:
В ПФР предпринимателю самостоятельно регистрироваться не надо, т. к. все необходимые для постановки на учет сведения передает налоговая служба, в которой зарегистрирован предприниматель. Дополнительно получать статус работодателя в ФНС ИП также не требуется, работодатель должен лишь рассчитать сумму страховых взносов и уплатить ее в пользу налоговой (п. 1 ст. 431 НК РФ). Все необходимые сведения в ПФР передают налоговики на основании соглашения ФНС РФ «Об информационном…» № ММВ-23-11/26@ и ПФ РФ № АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016.
Законодатель не обязывает ИП иметь собственный расчетный счет в банке, т. е. вести расчеты с контрагентами и покупателями можно и исключительно наличными средствами. Однако в таком случае максимальная сумма расчетов, выполняемых в рамках одного договора, согласно п. 6 указания Банка России «Об осуществлении…» от 07.10.2013 № 3073-У, не может быть больше 100 тыс. руб. Как правило, даже начинающие ИП тратят больше. Например, заключая на год договор аренды помещения с ежемесячным платежом в 15 тыс. руб., предприниматель уже превышает установленный лимит.
Кроме того, наличие расчетного счета позволяет установить систему эквайринга и принимать к расчетам банковские карты любых платежных систем. Многие покупатели рассчитываются исключительно безналичным способом, поэтому отсутствие терминала для оплаты банковской картой может привести к тому, что они уйдут к конкуренту, который поставил такой терминал. Это приведет к снижению объема продаж и, как следствие, уменьшению прибыли. Именно поэтому зарегистрировать расчетный счет все же стоит — это будет удобнее и самому предпринимателю, и его партнерам по бизнесу, и клиентам.
Открыть счет можно в любом банке: все ведущие финансовые организации предлагают специализированные продукты для бизнеса, управлять которыми можно с рабочего места или из дома. Более того, многими из них разработаны специализированные мобильные приложения, с помощью которых можно не только оплачивать счета, но и вносить обязательные налоговые и иные платежи. Стоимость обслуживания зависит от выбранного банка, оборотов и остатка денежных средств на счете, наличия дополнительных опций и иных факторов. Получить подробную информацию об условиях предоставления расчетного счета можно в любом офисе выбранного банка.
Наличие печати не является обязательным условием для законного ведения бизнеса, однако в некоторых случаях индивидуальному предпринимателю без нее не обойтись.
Так, печать придется приобрести, если:
Требований к форме печати и сведениям, которые должен содержать оттиск, законодатель не устанавливает, т. е. все это ИП может разработать самостоятельно. Стоит лишь помнить, что текст печати должен позволять идентифицировать предпринимателя и быть читаемым.
***
Итак, что делать после регистрации ИП:
***
Еще больше материалов по теме в рубрике «ИП».
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста