+7 (343) 383 59 64

pravobez@mail.ru



Возмещение средств ФСС

Возмещение средств ФСС
 
С 2010 г. все полномочия по контролю и администрированию названных страховых взносов отданы непосредственно ФСС и его территориальным органам.
 
Порядок обращения учреждения в ФСС за возмещением средств
 
Документы, представляемые учреждением в территориальный орган ФСС
 
Обращаясь в территориальный орган ФСС за возмещением средств, учреждение оформляет письменное заявление, в котором указывает наименование, адрес, регистрационный номер, а также сумму необходимых средств на выплату страхового обеспечения (п. 1 Перечня N 951н (Приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н "Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения")).
 
К письменному заявлению должны быть приложены следующие документы (п. п. 2, 3 Перечня N 951н):
- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ), составленный за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату пособий. Форма расчета утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н;
- копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, в частности:
а) листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия - для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
б) справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), - для единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
в) справка о рождении ребенка установленной формы, выданная органами загс, а в случае рождения ребенка за пределами РФ - легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий рождение ребенка, с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, справка с места работы другого родителя о неполучении пособия - для единовременного пособия при рождении ребенка;
г) документы, предусмотренные п. п. 6, 7 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ, - для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. К ним относятся:
- заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и копия свидетельства либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копия;
- справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
- справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит).
--------------------------------
При заполнении строки 10 таблицы 1 формы 4-ФСС РФ необходимо учитывать, что ее значение не должно быть меньше запрашиваемой у ФСС суммы.
 
Если застрахованное лицо (работник) занято у нескольких работодателей, дополнительно представляется справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.
 
Для справки. Вышеуказанные документы при обращении за возмещением средств из ФСС представляются в обязательном порядке с 01.01.2010. Ранее перечень документов, необходимых для принятия решения о выделении средств, был определен п. 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22. Анализ перечня документов, представляемых в 2010 г. в ФСС, показал, что теперь копии платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период страховых взносов в ФСС, представлять не нужно.
 
Срок рассмотрения обращений учреждений
 
Рассмотрение обращений о возмещении средств на выплату пособий территориальными органами осуществляется в течение 10 календарных дней с даты представления учреждениями всех необходимых документов (п. 3 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ). Проверив правильность заполнения представленных документов, начисления расходов по обязательному социальному страхованию, органы ФСС принимают решение о выделении запрашиваемых учреждением средств либо об отказе в этом.
В случае принятия решения об отказе в выделении необходимых средств на выплату пособий территориальный орган ФСС направляет учреждению мотивированный ответ в течение трех дней со дня вынесения решения. При этом стоит отметить, что учреждения вправе обжаловать решение об отказе о выделении необходимых средств либо в вышестоящем органе территориального органа ФСС, либо в суде (п. п. 5, 6 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Нужно иметь в виду, что срок рассмотрения обращений учреждений может быть увеличен в случаях, когда территориальный орган ФСС назначает выездную проверку правильности расходов на выплату пособий.
 
Проверка правильности расходов по обязательному социальному страхованию
 
В соответствии с п. 4 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган ФСС вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов по обязательному социальному страхованию, а также затребовать от учреждения дополнительные сведения и документы. В таких случаях решение о выделении средств принимается только по результатам проверки.
Проверки могут быть камеральными и выездными.
Камеральные проверки проводятся в соответствии со ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ и Методическими указаниями N 110 <1> по месту нахождения отделения (филиала отделения) ФСС путем проверки представленной страхователями отчетности (Расчета) и документов, подтверждающих произведенные страхователями расходы на цели обязательного социального страхования.
--------------------------------
<1> Постановление ФСС РФ от 21.05.2008 N 110 "Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
 
К сведению. Наряду с положениями Федерального закона N 255-ФЗ цели, порядок и сроки проведения камеральных и выездных проверок ФСС и его территориальных органов прописаны в ст. ст. 33 - 35 Федерального закона N 212-ФЗ.
 
Периодичность проведения камеральных проверок учреждений определяется исходя из установленной законодательством РФ периодичности представления отчетности. Может проводиться проверка и промежуточного Расчета.
При обращении за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию в случае необходимости может быть проведена, наряду с камеральной проверкой отчетности или промежуточного Расчета, камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность и правильность указанных расходов.
Камеральная проверка при выделении средств страхователям проводится в течение 10 дней со дня представления учреждением всех необходимых документов (п. 6 Методических указаний).
Выездные проверки проводятся один раз в три года. Однако территориальный орган может назначить внеплановую выездную проверку в случае, когда к нему поступила жалоба от застрахованного лица (работника) на отказ учреждения в выплате пособия или на неправильное определение таким учреждением размера пособия (п. 3 ст. 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ).
По результатам проверок территориальный орган ФСС может вынести решение о непринятии к зачету расходов на выплату пособий в счет уплаты страховых взносов в ФСС, в результате чего будет отказано в возмещении запрашиваемых учреждением средств. Причиной непринятия к зачету расходов может послужить выявление расходов на выплату пособий, произведенных учреждением с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в частности, не подтвержденных документами, либо произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (п. 4 ст. 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ).
Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется учреждению в течение трех дней со дня вынесения решения. Причем в случае если в срок, установленный в указанном требовании, учреждение не произвело возмещение расходов, не принятых к зачету, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания с данного учреждения в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ, сумм недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов.
 
Отражение операций по возмещению средств на выплату пособий в бухгалтерском учете
 
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н). 
Пример. Начисленные страховые взносы в ФСС за апрель 2010 г. составили 1200 руб. Сумма пособий по временной нетрудоспособности за этот же период равна 9000 руб., из них 1636 руб. были выплачены за счет средств работодателя, остальные 7364 руб. - за счет средств ФСС. Расходы на выплату пособий были уменьшены на всю сумму страховых взносов. Однако и этого не хватило, чтобы полностью выплатить данные пособия. За возмещением недостающей суммы (6164 руб.) учреждение обратилось в территориальный орган ФСС. В течение 10 дней после представления необходимых документов в ФСС данные средства были перечислены на лицевой счет учреждения. Все операции осуществляются в рамках бюджетной деятельности.
 
Основные причины отказа органов ФСС в возмещении средств на выплату пособий
 
1. Завышение учреждением заработной платы с целью получения денежных средств из ФСС в большем, чем это полагается, объеме. Такую причину указывали судьи, поддерживающие органы ФСС в отказе от возмещения средств на выплату пособий, в Постановлениях ФАС ЗСО от 18.02.2010 по делу N А70-4433/2009, от 14.04.2008 N Ф04-2352/2008(3467-А67-25), ФАС ВСО от 04.08.2009 по делу N А33-17910/08, ФАС СКО от 02.11.2009 по делу N А01-842/2009, ФАС УО от 27.10.2009 N Ф09-8211/09-С2.
2. Отсутствие трудовых отношений между страхователем (работодателем) и застрахованным лицом (работником) в период, когда было начислено пособие. Именно это послужило причиной отказа в возмещении средств на выплату пособия по беременности и родам (Постановление ФАС ПО от 06.10.2009 по делу N А65-7468/2009). Признавая неправомерным возмещение указанных средств, суд определяет, что представленный трудовой договор между работодателем и работницей был заключен только с целью получения последней пособия по беременности и родам за счет средств ФСС. При этом работница не собиралась осуществлять трудовую деятельность, а должность, указанная в данном договоре, до дня рассмотрения дела в суде являлась вакантной.
3. Представление листков нетрудоспособности, заполненных с нарушением законодательства:
- нарушен предельный срок, на который может выдаваться больничный при первом обращении к врачу, а также срок продления больничного (Постановления ФАС СЗО от 01.02.2007 по делу N А05-7204/2006-22, ФАС ПО от 03.07.2008 по делу N А49-48/2008);
- неверно указано место работы, не проставлена печать лечебного учреждения при открытии или закрытии листка нетрудоспособности, не проставлена подпись лечащего врача, не указан вид нетрудоспособности (Постановление ФАС ЗСО от 09.04.2008 N Ф04-1688/2008(1963-А27-25));
- неправильно рассчитана сумма пособия (Постановления ФАС ВВО от 01.03.2010 по делу N А43-24663/2009, ФАС ПО от 19.04.2006 по делу N А55-14541/2005).
4. Отсутствие документов, подтверждающих расходы по выплате пособий. Обжаловать решение территориального органа ФСС об отказе в возмещении недостающих средств на выплату пособий учреждение-страхователь может только в том случае, когда при обращение в ФСС оно представило в полном объеме документы, подтверждающие правомерность начисленного и выплаченного работнику пособия (Постановления ФАС ЗСО от 19.10.2009 по делу N А45-6566/2009, ФАС ЗСО от 20.04.2009 N Ф04-2301/2009(4844-А27-42)).
 


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны