Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Важные изменения по налогам с 2018 года

Сегодня мы поговорим о недавно принятых изменениях. Приняты они Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это документ внес целый ряд изменений, которые в основном будут действовать с 1 января 2018 года. Разберемся, что это за изменения.

Первая группа изменений касается льгот по налогу на прибыль. Как вы знаете, нет такой статьи, которая бы прямо называлась «Льготы по налогу на прибыль», но есть статья с аналогичным назначением, ст. 251, которая говорит о доходах, не подлежащих обложению налогом на прибыль. Вот в эту статью были внесены некоторые изменения. Они касаются ситуаций безвозмездного получения денежных средств и имущества от участников или акционеров обществ. Для таких ситуаций предусмотрен целый ряд льгот. Как вы знаете, если организация получает безвозмездно денежные средства или имущество, то полученное подлежит обложению налогом на прибыль. Но в ст.251 есть ситуации, когда такое получение не облагается налогом, и эти ситуации предусмотрены пп 3.4., п.1. ст.251. И вот этот подпункт сильно меняется. До 2018 года льгота применялась (и пока применяется) в следующем варианте. Если налогоплательщик получает безвозмездно денежные средства или имущество на увеличение чистых активов, то тогда полученное не облагается налогом на прибыль, при условии, что передающей стороной является участник или акционер общества. Этой льготой очень многие пользовались, она удобна тем, что в ней нет требований к размеру уставного капитала: миноритарный участник может для помощи обществу передать денежную сумму, и эта сумма не будет облагаться налогом на прибыль на основании пп 3.4., п.1. ст.251. Теперь же, то есть с 2018 года, подпункт 3.4 остается, но сильно меняется. Не будет привычного пункта о необложении налогом на прибыль денежных средств или имущества, полученных с целью увеличения чистых активов. Что осталось? Налогом на прибыль не облагается прибыль в виде невостребованных участниками дивидендов или части нераспределенной прибыли (невостребованная акционерами и участниками). Такая ситуация бывает у крупных акционерных обществ, которые не имеют полных данных, например, данных о расчетном счете своих акционеров, и акционеры поэтому не получают прибыль, не являются за ней, не получают дивиденды и не востребуют их. Поэтому у компании остается много незатребованных средств. И с 2018 года не будут облагаться налогом только эти суммы. Привычный нам пункт о необложении налогом на прибыль денежных средств или имущества на увеличение чистых активов остается в прошлом.

Зато в ст. 251 появился новый п. 3.7 со сходным содержанием, но в несколько скорректированном виде. С 2018 года не будет облагаться налогом на прибыль полученное «в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации». То есть с 2018 года эта льгота несколько модернизируется. Те положения, которые были в п.3.4, «переехали» в п.3.7, изменив при этом содержание. Теперь, чтобы у получателя безвозмездных средств от акционера или участника общества (вне зависимости от того, какой долей владеет передающий), была льгота, нужно, чтобы это было оформлено как вклад в имущество общества.

На мой взгляд, эти изменения связаны с приведением норм Налогового кодекса в соответствии с нормами гражданского законодательства. У нас всегда было некое расхождение: Гражданский кодексзапрещал безвозмездные сделки между коммерческими организациями, а Налоговый кодекс предусматривал льготу. Сейчас привели все к единообразию. В Гражданском кодексе есть такое понятие, как «вклад в имущество общества», это когда в соответствии с уставом один из участников или акционеров может внести в общество свой вклад. Этот вклад не увеличит уставный капитал, то есть это не операция, связанная с увеличением уставного капитала, по большому счету, это передача имущества или денежных средств обществу одним из участников или акционеров. И обычно порядок внесения вкладов в имущество общества прописывается в уставе.

Хочу обратить ваше внимание, что у нас исторически такая возможность была предусмотрена Законом об ООО и примерно год назад ее ввели в Закон об АО. В Законе об ООО это ст. 27, а в Законе об АО это новая ст. 32.2. Обратите внимание, что если вы осуществляете эти операции, то, чтобы не потерять в 2018 году право на льготу, осуществлять такие операции надо будет по-другому.

Хочу обратить ваше внимание, что есть еще одна схожая льгота для той же самой ситуации, это пп 11. п.1 ст. 251, в ней правок пока не было. Давно идут разговоры, что эту статью хотят упразднить, но в новом законе никаких изменений в нее не внесли, на сегодняшний момент она действует, и, видимо, будет действовать и в 2018 году. Речь в ней идет о льготе очень похожей на ту, что мы сейчас обсуждали, но условия там таковы. Если участник или акционер общества владеет более чем 50% уставного капитала организации, то он может передать организации имущество или денежные средства, и полученное не будет облагаться налогом на прибыль. В отличие от вклада в имущество общества, здесь есть условие о размере уставного капитала. Как и раньше, можно вносить денежные средства безвозмездно, не оформляя их как вклад в имущество общества, но для применения льготы нам нужно попасть в условия подпункта 11, и тогда у того, кто передает средства, должна быть доля не менее 50%. Вот при этих условиях льгота применяется.

Хочу обратить ваше внимание на изменение, связанное с этой льготой. Оно по сути своей техническое, но я его все-таки прокомментирую. С 2017 года у нас есть хорошие изменения, снявшие налоговые риски в том случае, когда одна организация предоставляет поручительство за другую организацию. Такое часто происходит в группе компаний, когда одна компания получает кредит в банке, а другая за нее выступает поручителем. По налогу на прибыль была внесена льгота, чтобы снять риски у получателя безвозмездного поручительства. Например, компания привлекает кредит в банке, а другая компания за нее поручается безвозмездно. Поскольку на рынке такая услуга стоит определенных денег, то налоговая иногда к получившим это безвозмездное поручительство предъявляло претензии, что необходимо включить в доход сумму этого поручительства. Чтобы претензий не было, убрали риски и ввели специальную льготу. Это пп 55 п. 5 ст. 251, где было написано, что не облагается налогом на прибыль доход в виде услуг по предоставлению поручительств и гарантий, в случае если все стороны сделки являются российскими организациями и не являются банками. Когда вводили эту льготу, подразумевалось, что она освободит от риска доначисления прибыли стороне, которая получает безвозмездно эту услугу. Сформулировано это так: «в виде услуг по предоставлению поручительства». И эту формулировку можно читать так, что льготу имеет не только тот, кто ее безвозмездно получает, но и тот, кто ее оказывает. Например, если компания за плату предоставляет поручительство в пользу какой-то организации и за эти услуги берет деньги, то можно было прочитать подпункт 55 так, что эта льгота работает. В этой ситуации налога на прибыль нет, потому что оказаны услуги по предоставлению поручительства или гарантии. Законодатель, конечно, имел в виду не это, формулировка была некорректна; 286-ФЗ скорректировал это правило, и теперь подпункт изложен так: «не подлежат обложению налогом на прибыль доходы в виде безвозмездно полученных услуг, являющихся предметом сделок, указанных в подпункте 6 пункта 4 статьи 105.14 настоящего Кодекса».

Это казус, пример того, что некоторые формулировки некорректны, приходится додумывать, что имелось в виду. Были и письма налогоплательщиков, и объяснения Минфина, мол, вы неправильно нас поняли, и в итоге появилась эта корректировка.

Произошли и изменения, связанные с повышенными коэффициентами амортизации. На сегодняшний день у нас не так много рабочих коэффициентов амортизации, это коэффициент 2 и коэффициент 3. Но один из таких коэффициентов, 2, применяется по объектам основных средств с высокой энергетической эффективностью. Многие думают, что речь идет об энергетике. Но этой льготой могут пользоваться компании, у которых, например, есть производство. Есть Постановление Правительства № 600, определяющий перечень ОС, относящихся к основной категории. Изменения с 2018 года коснутся только формулировки пп 4. п.1 ст. 259.3.: «применяется к объектам» после слов "к объектам" дополнить словами "(за исключением зданий)"». То есть по старым правилам здания могут относиться к объектам с высокой энергетической эффективностью. Для этого надо было пройти энергетический аудит, получить энергетический паспорт, где определяется класс энергетической эффективности.

В применении льгот по зданиям был целый ряд сложностей и, наконец, с 2017 года Минфин стал говорить о том, что к зданиям можно применять льготу, в частности, повышенный коэффициент амортизации 2.

В 2017 году наконец появились явные разъяснения, согласно которым можно применять повышенный коэффициент амортизации 2 по зданиям, если они имеют класс высокой энергетической эффективности. До 2017 года Минфин считал, что это неправомерно. Но, получается, что с 2018 года в НК внесли правило, что по зданиям с высоким классом энергетической эффективности мы применять коэффициент амортизации 2 мы не можем, так как с 2018 года этот коэффициент может применяться только к объектам ОС, не являющимися зданиями, см. Постановление Правительства № 600.

Дальше довольно узкая тема, но все-таки остановлюсь на ней. Появились новые основания для применения повышенного коэффициента амортизации 3, это та же ст. 259.3: «пункт 2 дополнить подпунктом 4 следующего содержания: «в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством Российской Федерации». Должно появиться Постановление Правительства, в котором будет перечень, и организации, у которых на балансе есть ОС, используемые в сфере водоснабжения и водоотведения, будут применять коэффициент амортизации 3.

Были еще некоторые изменения. Дополнен пп. 2.1. п. 12 ст. 378.2, связанный с налогом на имущество организаций, в нем появилось новое правило «в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 3 или 4 пункта 1 настоящей статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта». Подпункт 3 – это недвижимое имущество иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность через постоянные представительства, а подпункт 4 – это жилые дома и жилые помещения. Правило предусматривает, что если в течение года по объектам недвижимости, относящимся к одному из этих подпунктов, появляется кадастровая стоимость, то тогда облагаться налогом будет с даты внесения сведений в ЕГРН. Я вижу это так: правило будет работать в ситуации, когда субъект федерации жилые дома и жилье включил в перечень имущества, которое облагается налогом от кадастровой стоимости, но по тем или иным причинам объект недвижимости на начало периода кадастровую стоимость не получил (например, это вновь строящиеся объекты). Соответственно, появилось правило о том, что налогом облагаться будут такие объекты с даты их включения в реестр. Напомню, это новый подпункт 2.1 п.12, ст. 378.2 НК РФ.

Еще одно изменение связано с ОС с высокой энергетической эффективностью. По объектам ОС, имеющих высокую энергетическую эффективность, есть две льготы. Про одну мы говорили ранее, это повышенный коэффициент амортизации, а вторая льгота – по налогу на имущество, это п. 21 ст. 381, который говорит, что «в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, налог на имущество не уплачивается в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества». То есть если вы приобретаете или построили объект, который подлежит обложению налогом на имущество, но он отнесен к классу высокой энергетической эффективности, или находится в перечне таких объектов, то тогда вы в течение трех лет не платите налог на имущество.

С 2018 года этот пункт, точнее, его применение, несколько скорректировано. Есть ст. 381.1. Она устанавливает льготы, которые должны подтверждаться на региональном уровне. Это новая статья, она введена в конце 2016 года и впервые заработает в 2018 году. На сегодняшний день в ней были прописаны две льготы, которые у себя на территории регион может подтвердить или не подтвердить. Написано так: «Если регион своим законом не укажет, что эта льгота применяется, то она не применяется». Такая льгота на сегодня – льгота по движимому имуществу, п. 25. ст. 381.1, то есть с 2018 года нужно, чтобы регион эту льготу по движимому имуществу подтвердил, что на территории такого-то региона РФ применяется льгота по движимому имуществу. Теперь в перечень подтверждаемых регионом льгот добавили льготу по объектам с высокой энергетической эффективностью. Раньше, если у вас имелся объект ОС с высокой энергетической эффективностью и были все документы, это подтверждающие, это было основанием для применения льготы, то с 2018 года надо смотреть, утвердил ли региональный закон эту льготу или нет. Если нет, то льгота не применяется, несмотря на то, что она указана в НК РФ. Это правило внесено в новую ст. 381.1, и на него надо обратить внимание. Теперь в перечень льгот, которые применяются на территории регионов РФ, только если регион эту льготу пропишет в своем законодательстве, добавлена и льгота, применяемая к объектам ОС с высокой энергетической эффективностью.
 


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство