Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЗакон об амнистии капитала (140-ФЗ) требует от декларанта (лица, желающего использовать закон) заполнения специальной декларации. Особое внимание требуется от декларанта, в случае декларирования участия в иностранных компаниях — Амнистия капитала КИК.
Заполнение специальной декларации по КИК отличается от иных видов участия декларантов в управлении иностранными компаниями. Закон об амнистии капитала различает:
При этом участие в уставном капитале иностранной компании и владение КИК практически совпадают, но для закона об амнистии капитала должны декларироваться по разному.
Декларирование владения КИК по закону об амнистии капитала предполагает предоставление сведений о двух видах иностранных структур:
Сам закон об амнистии капитала содержит самое общее определение понятия КИК, и не разделяет это признак для иностранной организации и структуры без образования юридического лица: Контролируемая иностранная компания – иностранная компания, в отношении которой декларант на дату представления специальной декларации является контролирующим лицом.
Понятие Контролирующее лицо иностранной компании в законе об амнистии капитала не раскрыто. При этом декларирование о владении КИК, по закону об амнистии капитала, предписывается только для случаев владения иностранными компаниями помимо прямого участия физического лица в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний) (п.2 ч.1 ст.3 закона 140-ФЗ).
Для случаев прямого участия в иностранных компаниях (не КИК), декларанты должны подавать сведения об участии в уставном капитале иностранной компании, или владение ценными бумагами иностранных компаний.
Закон об амнистии капитала не раскрывает какие КИК вносить в специальную декларацию. Так же не раскрыто в законе понятие КИК , кроме, как статус декларанта в отношении данной иностранной организации, как контролирующее лицо.
Вместе с тем, на основании ч.2 ст.2 закона, согласно которой: «Понятия гражданского законодательства, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.», применяем правила Налогового кодекса РФ.
Понятия КИК, и контролирующего иностранную компанию лица, даны в статье 25.13 Налогового кодекса РФ. Так, согласно ч.1 ст. 25.13 НК РФ контролируемой иностранной компанией (КИК) признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:
1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Простота, очевидность и доступность приведенных формул Налогового кодекса РФ может легко ввести в заблуждение декларантов КИК в рамках закона об амнистии капитала.
А буквальное прочтение приведенной формулы ч.1 ст.25.13 НК РФ позволяет сделать вывод, что любая иностранная организация является налоговым резидентом РФ, и необходимо «признание налоговым нерезидентом», то есть необходим анализ налогового статуса иностранной организации.
Интересно, что «общее» понятие «иностранная организация нерезидент» в Налоговом кодексе РФ отсутствует, а в отношении налога на прибыль с 2016г. действует статья 246.2: «Организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.»
Из самого названия которой следует, что все иностранные организации – налоговые нерезиденты РФ для налога на прибыль.
Т.е. формулы ст.25.13 и 246.2 Налогового кодекса противоречивы.
Кроме того, Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями.
По правилам ч.2 ст.2 закона об амнистии капитала контролирующее лицо КИК определяем используя нормы ст.25.13 НК РФ. Внимание: Декларанту нужно учесть, эти признаки «размазаны» по всей статье.
Для квалификации лица в качестве контролирующего иностранную компанию используют критерий Налогового кодекса РФ о распределении дохода организации (ч.7 ст.25.13 НК РФ):
Осуществлением контроля над организацией в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.
Признаки контролирующего лица (по Налоговому кодексу РФ), наличие которых должно быть у лица одновременно:
1) физическое лицо, признается налоговым резидентом Российской Федерации ;
2) физическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
3) физическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
4) если физическое лицо не участвует в иностранной организации лично или через членов семьи, но при этом это физическое лицо фактически осуществляет контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.
Подача спец декларации о владении КИК в форме иностранной организации:
Согласно правилам закона об амнистии капитала (п.2 ч.1 ст.3) признаки контролирующего иностранную компанию лица, указанные в пунктах 2 и 3, не учитываются.
Для отражения в спец декларации на листе «Д» — «Сведения об иностранной организации, признаваемой контролируемой иностранной компанией» имеют значения одновременное наличие признаков: 1 – физ лицо – налоговый резидент РФ, и в пункте 4 – возможность «неофициального контроля» иностранной компании в своих интересах или в интересах членов семьи.
Подача спец декларации о владении КИК в форме иностранных структур без образования юридического лица
При подаче спец декларации по КИК в форме иностранной структуры без образования юридического лица, аналогично вышеизложенному подходу, декларант должен руководствоваться правилами Налогового кодекса РФ (ч.8 ст.25.13 НК РФ):
Признаки контроля иностранной структорой: Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.
По правилам налогового законодательства контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) такой структуры (ч.9 ст.25.13 НК РФ).
Вместе с тем, согласно налоговому законодательству, учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица может утратить над ней контроль.
В таких случаях учредитель (основатель) не признается контролирующим лицом.
Признаки, которые в совокупности свидетельствуют об утрате контроля над управлением:
1) учредитель (основатель) не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;
2) учредитель (основатель) не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;
3) учредитель (основатель) не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности).
Условие, установленное настоящим подпунктом в отношении лица — учредителя (основателя) иностранной структуры без образования юридического лица, признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);
4) такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.
Для отражения в спец декларации на листе «Е» — «Сведения об иностранной организации, в форме иностранных структур без образования юридического лица, признаваемой контролируемой иностранной компанией» имеют значения одновременное наличие у контролирующего лица признаков:
1 – физ лицо – налоговый резидент РФ, и 2 – осуществление « контроля» иностранной структурой без образования юридического лица.
Специальная декларация заполняется по правилам Приложения №2 к закону 140-ФЗ «Порядок заполнения формы специальной декларации», раздел IX Порядок заполнения листа «Д».
Лист «Д» заполняется на русском языке, включая адрес организации в стране нахождения, с указанием регистрационных реквизитов.
Основная сложность при заполнении листа «Д» — заполнение поля «Основания признания организации контролируемой иностранной компанией».
Согласно разъяснениям Порядка заполнения листа «Д», поле заполняется в следующем порядке.
В случае признания организации контролируемой иностранной компанией в силу участия декларанта в уставном (складочном) капитале организации указывается тип участия (косвенное, смешанное), а также доля такого участия декларанта в уставном (складочном) капитале организации в процентах. В случае смешанного участия в организации указывается суммарная доля прямого и косвенного участия в организации.
В случае признания организации контролируемой иностранной компанией в силу осуществления декларантом контроля в отношении такой организации указывается объем прав декларанта, связанных с осуществлением контроля, а также основания осуществления контроля в отношении контролируемой иностранной компании со стороны декларанта. Декларант указывает наименование и реквизиты документов (если имеются), подтверждающих предоставление соответствующего объема прав контроля в отношении контролируемой иностранной компании, сведения о которой сообщаются на листе Д.
Декларант вправе раскрыть порядок участия в иностранной организации, сведения о которой сообщаются на листе Д, путем указания цифрового уникального номера, присвоенного данной иностранной организации в уведомлении об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур), с указанием следующих реквизитов:
1) дата представления уведомления в налоговый орган;
2) код налогового органа, в который было представлено уведомление;
3) сведения о налогоплательщике, который представил уведомление.
Декларант вправе указать иные сведения, характеризующие основания признания иностранной организации контролируемой иностранной компанией, в отношении которой декларант признается контролирующим лицом, и (или) идентифицирующие такую организацию.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста