Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Возникновение (создание) юридического лица


Возникновение (создание) юридического лица

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако го- сударство в интересах всех участников имущественного оборота кон- тролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их пер- воначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и това- риществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а так- же иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не при- нимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учре- дители фондов).

Законодательству известно несколько способов (порядков) созда- ния юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота ос- новным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) спо- соб их создания. Он исключает необходимость получения предвари- тельного разрешения органов публичной власти на создание юриди- ческого лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, ко- торый не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.

В качестве предусмотренного законом исключения использует- ся также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься только предпринимательской дея- тельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание со- ответствующего юридического лица, что обычно служит общим инте- ресам всех участников оборота. В таком порядке создаются коммерче- ские банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансо- вых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних1. Кроме того, данный по- рядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке опреде- ленных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потре- бителей конкуренцию между существующими товаропроизводителя- ми (услугодателями).

В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момен- та его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). С этой же даты воз- никает и правоспособность юридического лица. Государственной ре- гистрации подлежат также все изменения его статуса (состав учреди- телей или участников, а также органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капи- тала и т.д.). Данная регистрация осуществляется налоговыми органа- ми в порядке, предусмотренном Законом о регистрации юридическихлиц, в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления (п. 1 ст. 51 ГК, ст. 2 названного закона)1. Возможность получения выписок из указанного реестра, а также ко- пий документов регистрационного дела позволяет любому участнику оборота получить необходимую и достоверную информацию о своем потенциальном партнере.
Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим об- разом перечисленные в Законе о государственной регистрации юриди- ческих лиц. Требовать предоставления иных документов закон запре- щает. Регистрация должна проводиться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган. Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за «отсутствия целе- сообразности». При этом решение об отказе в государственной регист- рации может быть обжаловано в судебном порядке2.
К сожалению, законодательно оформленное стремление к упро- щению и ускорению государственной регистрации юридических лиц, особенно коммерческих организаций, содействовало появлению мно- гочисленных злоупотреблений, в том числе созданию по подложным документам и фиктивным адресам значительного количества «фирм- однодневок», в действительности являющихся подставными лицами – «пустышками» с символическим или вовсе отсутствующим уставным капиталом, не имеющим ни прав требования и долгов, ни реальных участников и органов, – которые используются для совершения раз- личных неправомерных действий. Для борьбы с такими злоупотреб- лениями предлагается ввести обязательную проверку достоверности и законности представляемых для регистрации документов, использо- вать типовые формы уставов наиболее распространенных видов юри- дических лиц и т.п. В перспективе данные государственного реестра юридических лиц должны стать публично достоверными, а на их дей- ствительность, гарантированную государственными органами, будут вправе полагаться все участники имущественного оборота.

Необходимо также установление контроля за регистрацией измене- ний, вносимых в учредительные документы юридических лиц и иные данные государственного реестра, а также обязанности информиро- вать о них всех заинтересованных лиц. Действующий уведомительный порядок таких изменений также ведет к многочисленным нарушениям прав и интересов участников юридических лиц, особенно хозяйствен- ных обществ, нередко узнающих об изменениях своего статуса и(или) имущественного положения уже при отсутствии у общества реальных активов (имущества) или после наступления иных фактически необ- ратимых последствий.

Прекращение юридического лица путем реорганизации

Деятельность юридического лица по общему правилу прекращает- ся посредством его реорганизации или ликвидации. Кроме того, зако- нодательством предусмотрены специальные процедуры прекращения юридических лиц, не являющиеся их реорганизацией или ликвида- цией (поскольку при этом не применяются соответствующие проце- дуры, установленные в интересах их кредиторов). Так, юридические лица, фактически прекратившие свою деятельность, могут быть исклю- чены из государственного реестра по решению регистрирующего ор- гана2. Унитарные предприятия, а также государственные или муниципальные учреждения могут также прекращаться в связи с решени- ем соответствующего публичного собственника о приватизации всего их имущества путем его внесения в уставные капиталы акционерных обществ (или «государственных корпораций»).

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:
  1. слияние нескольких юридических лиц в одно;
  2. присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
  3. разделение юридического лица на несколько самостоятельных ор- ганизаций;
  4. выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридиче- ских лиц;
  5. преобразование юридического лица из одной организационно-пра- вовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).
Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается дея- тельность по крайней мере одного юридического лица, однако при этом все его права и обязанности переходят к вновь созданным (а в случа- ях присоединения – к существующим) юридическим лицам в порядке правопреемства, причем универсального (во всей своей совокупности). Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемо- му (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае должна пере- ходить часть всех прав и обязанностей остающегося юридического лица (а не только его долги или, наоборот, имущественные активы). Следо- вательно, реорганизация юридического лица влечет появление универ- сального правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения или при отсутствии нового юридиче- ского лица в случаях присоединения или преобразования).
При этом почти во всех случаях реорганизации (кроме присоедине- ния) возникают новые юридические лица, в связи с чем реорганизацию можно считать способом не только прекращения, но и возникновения юридических лиц. Таким образом, при реорганизации имеет место:
  • либо прекращение юридических лиц (присоединение);
  • либо возникновение юридических лиц (выделение);
  • либо и то и другое (слияние, разделение, преобразование).
Вместе с тем российскому праву неизвестна реорганизация, при ко- торой юридические лица не прекращаются и(или) не возникают. Та-
кая «реорганизация», предлагаемая в литературе на базе зарубежного опыта, осуществляется главным образом с целью отчуждения «гото- вого бизнеса» или его части путем передачи одним юридическим ли- цом всех или части (комплекса) своих прав и обязанностей другому или другим, уже существующим юридическим лицам1, что может по- ставить в сложное положение кредиторов «реорганизованного» таким способом юридического лица.
Особый случай реорганизации представляет собой преобразование, которое формально состоит в прекращении деятельности одного юри- дического лица и возникновении на его имущественной базе другого. Фактически же, в том числе и с имущественной точки зрения, юри- дическое лицо продолжает существовать, лишь меняя свою «одежду» (организационно-правовую форму). Действующий закон в отдельных случаях допускает возможность использования преобразования с це- лью изменения юридическим лицом своего «видового» статуса путем
«превращения» коммерческой организации в некоммерческую и наобо- рот. Так, акционерное общество может преобразоваться в неком- мерческое партнерство, а последнее (как и учреждение, ассоциация и союз) может преобразоваться в любое хозяйственное общество; уни- тарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение2.
Обычно реорганизация юридического лица проводится им доброволь- но, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредитель- ными документами его органа, например общего собрания его участни- ков. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществлять- ся с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется, например, получить от антимонопольных ор- ганов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке3.
В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в фор- ме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению суда. Так, коммерческие организации, занимающие доми- нирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае сис- тематического осуществления ими монополистической деятельно- сти по иску антимонопольного органа могут быть подвергнуты судом принудительной реорганизации в форме разделения или выделения (п. 1 ст. 34 и ст. 38 Закона о защите конкуренции).
Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразова- ния), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения пра- вам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Соблюдение этого правила призвано обес- печить как универсальный характер правопреемства, так и, главное, пол- ную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно уста- новлено прежде всего в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не «затерялись» в ходе реорганизации.
Процесс реорганизации вообще таит в себе значительные опасно- сти для кредиторов – контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличе- нием их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличени- ем имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изме- нение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности участни- ков юридического лица перед кредиторами (например, при преобразо- вании общества с дополнительной ответственностью или производст- венного кооператива в общество с ограниченной ответственностью).
Поэтому закон требует, чтобы реорганизуемое юридическое лицо опубликовало уведомление о своей реорганизации для сведения кре-
диторов, а последние вправе по общему правилу требовать досроч- ного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК). Данные пра- вила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица. Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юриди- ческого лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, оп- ределяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учреди- тельными документами вновь возникших юридических лиц. Непред- ставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизо- ванного юридического лица влекут отказ в государственной регист- рации вновь возникших юридических лиц (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК), т.е. по сути непризнание состоявшейся реорганизации. Вновь созданные в результате реорганизации или продолжающие деятельность юриди- ческие лица несут солидарную ответственность перед кредиторами ре- организованного юридического лица (п. 4 ст. 60 ГК). Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов.
Для отдельных видов юридических лиц законодательство преду- сматривает особый порядок реорганизации. Так, при слиянии акцио- нерных обществ ими заключается специальный договор о слиянии, оп- ределяющий не только порядок и условия слияния, но и порядок кон- вертации (замены) акций каждого общества в акции нового общества, а при присоединении акционерных обществ ими заключается анало- гичный по содержанию договор о присоединении, причем проводится совместное общее собрание реорганизуемых такими способами об- ществ (ст. 16 и 17 Закона об акционерных обществах). При реорга- низации (слиянии, присоединении и преобразовании) открытых ак- ционерных обществ их кредиторы вправе требовать досрочного ис- полнения или прекращения обязательств общества-должника только в судебном порядке и только при отсутствии достаточного обеспече- ния исполнения таких обстоятельств (например, залогом имущества) (абз. 1 п. 3 и п. 5 ст. 60 ГК)1.

В последние годы в сфере действия акционерных и других хозяйст- венных обществ получили известное распространение «корпоратив- ные захваты» (называемые также «недружественными поглощениями»), которые осуществляются в том числе в форме вынужденных слияний и присоединений одних обществ к другим, что свидетельствует и о не- достатках имеющегося законодательного регулирования. Вместе с тем появляются различные предложения об упрощении порядка реоргани- зации хозяйственных обществ, в частности о разрешении «совмещения» различных форм реорганизации в едином акте (например, выделение из акционерного общества другого общества с одновременным пре- образованием последнего в общество с ограниченной ответственнос- тью), а также об отказе от прав кредиторов реорганизуемого общества требовать досрочного исполнения им своих обязательств. Реализация таких предложений в нынешних условиях таит в себе многочисленные опасности для имущественного оборота1, поэтому законодатель идет на них достаточно осторожно. Так, ст. 191 Закона об акционерных об- ществах (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 146-ФЗ) те- перь допускает реорганизацию акционерного общества в форме разде- ления или выделения с одновременным слиянием создаваемого в резуль- тате этого нового акционерного общества с другим таким же обществом (или обществами) либо с одновременным присоединением нового обще- ства к другому существующему обществу. Однако эта возможность пре- дусмотрена законом только для акционерных обществ; к тому же речь при этом не идет о любых возможных комбинациях (сочетаниях) раз- личных форм реорганизации.

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момен- та государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения – с момента государственной регистра- ции прекращения деятельности присоединенного юридического ли- ца (п. 4 ст. 57 ГК).

Прекращение юридического лица путем ликвидации

Ликвидация юридического лица представляет собой способ пре- кращения его деятельности при отсутствии универсального преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК). Этим она принципиаль- но отличается от реорганизации. В ходе ликвидации возможно лишь частичное (сингулярное) правопреемство: отдельные права прекращае- мого юридического лица переходят к его кредиторам в ходе расчетов с ними, а после их удовлетворения – к участникам (учредителям), к собственнику имущества ликвидируемого унитарного предприятия или учреждения либо к иным лицам, указанным в законе и(или) уста- ве ликвидируемой организации (п. 7 ст. 63 ГК), а обязанности (долги) могут возлагаться на лиц, несущих дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица (п. 6 ст. 63 ГК). Поскольку весь комплекс прав и обязанностей ликвиди- руемого юридического лица не переходит к правопреемникам, зада- ча обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников иму- щественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидация может осуществляться добровольно – по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для кото- рых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в экс- плуатацию). В отношении благотворительных и иных фондов добро- вольная ликвидация не допускается (п. 2 ст. 119 ГК, п. 2 ст. 18 Зако- на о некоммерческих организациях) для предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного ими имущества.

Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК)1. Основаниями для нее, в частности, являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещен- ной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие его деятельности за- конодательным запретам (в том числе при систематическом наруше- нии своей специальной правоспособности некоммерческой организа- цией). Так, основанием для ликвидации юридического лица в судеб- ном порядке по требованию прокурора может стать неоднократное или грубое нарушение им исключительных прав (ст. 1253 ГК).
Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом. К ним относится также признание судом недействительной регистрации юридическо- го лица из-за допущенных при его создании грубых и неустранимых нарушений закона, поскольку в этом случае «добровольная» по фор- ме ликвидация юридического лица по сути носит вынужденный (при- нудительный) характер.

Наконец, принудительную ликвидацию юридических лиц влечет и признание их судом несостоятельными (банкротами) (п. 4 ст. 61 и абз. 2 п. 1 ст. 65 ГК).

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительный процесс, основное содержание которого сводится к вы- явлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента ис- ключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреж- дены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликви- дации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регист- рирующему органу для внесения соответствующих сведений в госу- дарственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК). С момента внесения данных све- дений в реестр к наименованию (фирменному наименованию) юриди- ческого лица обязательно добавляются слова «в ликвидации».

Урегулированная императивными правилами закона процедура ликвидации рассчитана прежде всего на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвида- ции обычно заинтересованы в сохранении максимально возможно- го остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность.
Ликвидация начинается с назначения учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликви- дации, специальной ликвидационной комиссии (ликвидкома) или еди- ноличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая выступление в су- де от его имени (п. 2 и 3 ст. 62 ГК). В период их работы лишь они вы- ступают от имени юридического лица, лишая аналогичной возмож- ности его органы. Перечисленные действия составляют первый этап процесса ликвидации.
Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юри- дического лица и осуществление расчетов с его кредиторами. Поэтому на втором этапе ликвидком публикует извещение о ликвидации юри- дического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (причем такой срок не может быть менее двух месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомляет всех извест- ных ему кредиторов о ликвидации. Помимо этого ликвидком прини- мает все другие возможные меры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемого юриди- ческого лица (дебиторской задолженности).

По истечении срока для предъявления требований кредиторами ли- квидком должен составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ли- квидируемого юридического лица, перечне заявленных кредитора- ми требований и результатах их рассмотрения (возможности удовле- творения или отклонения). Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации (а в некоторых случа- ях согласуется с уполномоченным государственным органом в соот- ветствии с абз. 2 п. 2 ст. 63 ГК). Названными действиями завершается второй этап ликвидации.

Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юри- дического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает с публичных торгов иное его имущество (с тем, чтобы выручить за него максималь- но возможные суммы). При недостатке и этого имущества в некото- рых случаях возможно обращение с иском об удовлетворении остав- шейся части требований за счет имущества лиц, несущих в соответст- вии с законом дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица (например, собственника имущества казенного предприятия или учреждения (п. 6 ст. 63 ГК)). В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидаци- онного баланса и работы ликвидационной комиссии. В этом состоит третий этап ликвидации.
Если же при принятии решения о ликвидации юридического лица или утверждении промежуточного баланса обнаружится недостаточ- ность его имущества для удовлетворения требований его кредиторов (несмотря на возможное принятие вышеназванных мер), ликвидация должна производиться только в порядке, предусмотренном законода- тельством о несостоятельности (банкротстве) (абз. 2 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК, ст. 224 Закона о банкротстве). В этом случае ликвидком об
ращается с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица банкротом в арбитражный суд, который открывает конкурсное производство, причем без применения предварительных процедур на- блюдения, финансового оздоровления и внешнего управления1.
Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса на- чинаются расчеты с кредиторами юридического лица, составляющие четвертый этап его ликвидации. Они производятся в порядке очеред- ности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очереди кредиторов.

При этом требования каждой последующей очереди удовлетво- ряются только после полного удовлетворения требований кредито- ров предыдущей очереди (абз. 1 п. 2 ст. 64 ГК). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого имущества требования по- следующих очередей могут остаться неудовлетворенными (в том чис- ле в случае ликвидации юридического лица с применением процеду- ры банкротства). Между кредиторами одной очереди имущество ли- квидируемого юридического лица при его недостатке распределяется пропорционально суммам их требований. Например, если требования соответствующей очереди составляют 500 тыс. руб., а оставшееся по- сле удовлетворения требований предшествующих очередей имущество стоит 100 тыс. руб., то это означает, что каждый из кредиторов данной очереди получит за рубль долга только 20 коп.

К первой и второй очереди отнесены требования наиболее нуждаю- щихся и наименее социально защищенных лиц: 1) граждан, перед ко- торыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вре- да жизни и здоровью (т.е. инвалидов и лиц, потерявших кормильца), а также за причинение морального вреда2; 2) по выплатам работникам юридического лица и авторам результатов интеллектуальной деятель- ности (т.е. вознаграждений авторов, изобретателей, исполнителей и т.п. граждан). Эти требования следует считать привилегированными,
поскольку они удовлетворяются преимущественно перед требования- ми всех других кредиторов. Третью очередь, которую также можно счи- тать привилегированной, составляют требования органов публичной власти по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (т.е. главным образом налоговые). Все остальные (непривилегиро- ванные) требования кредиторов, прежде всего контрагентов ликви- дируемого юридического лица по различным гражданско-правовым обязательствам, удовлетворяются в последнюю, четвертую очередь (п. 1 ст. 64 ГК).
Особое место в указанной очередности занимают требования за- логовых кредиторов, обеспеченные залогом определенного имущества ликвидируемого юридического лица. Такие требования удовлетво- ряются преимущественно перед другими кредиторами, но только за счет и в пределах средств, полученных от продажи предмета залога (абз. 2 п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 334 ГК). В случае недостаточности указан- ных средств удовлетворение оставшихся требований залоговых кре- диторов осуществляется в четвертую очередь, т.е. в общем порядке. Вместе с тем граждане – кредиторы двух первых очередей, интересы которых закон обеспечивает в привилегированном порядке, вправе удовлетворять свои требования и за счет средств, полученных от реа- лизации заложенного юридическим лицом имущества, причем пре- имущественно даже перед залоговыми кредиторами, если их пра- ва требования возникли до заключения соответствующего договора залога. Если же указанные требования возникли после заключения юридическим лицом договором залога, их удовлетворение возмож- но только за счет незаложенной части имущества ликвидируемого юридического лица.


При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного ба- ланса). В этот же период еще возможно обращение с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовле- творены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные затем в суде, либо требования, в удовлетворении кото- рых кредитору отказано судебным решением (п. 4–6 ст. 64 ГК).
Последний, пятый этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный 
ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юридиче- ского лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организа- ций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование с момента вне- сения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК) в соот- ветствии с правилами Закона о регистрации юридических лиц.

Как уже отмечалось, ликвидацией не являются ни предусмотрен- ное ст. 211 Закона о регистрации юридических лиц исключение из го- сударственного реестра «недействующих юридических лиц», ни при- ватизация всего имущества унитарных предприятий или государствен- ных или муниципальных учреждений (ср. ст. 212 названного закона), ибо сами по себе они не становятся основаниями для удовлетворения требований их кредиторов.
 

Прекращение юридического лица путем банкротства

Банкротство является особым случаем ликвидации юридического лица. Поэтому, в частности, нормы законодательства о банкротстве в порядке аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) применяются для решения ряда вопросов, связанных с процедурой ликвидации юридических лиц1. Основную особенность ликвидации при банкротстве составля- ет обязательное соблюдение специального (конкурсного) порядка рас- пределения имущества ликвидируемого юридического лица между его кредиторами.

Несостоятельность (банкротство) наступает в случаях невозмож- ности (неспособности) полного удовлетворения юридическим ли- цом требований своих кредиторов по денежным обязательствам. Они, следовательно, могут рассчитывать лишь на частичное удовлетворе- ние своих требований («ломается рубль», т.е. кредиторы смогут по- лучить, например, лишь «по гривеннику с рубля» своих требований, удовлетворив их, таким образом, только в размере 10%). В такой си- туации речь должна идти о равномерном и справедливом распределе- нии имеющегося имущества должника между его кредиторами, кото- рые при этом как бы «конкурируют» друг с другом в рамках опреде- ленных групп (очередей). Порядок такого распределения и называется
конкурсом, или конкурсным производством («конкурсным процессом»). Составляющие его правила являются сутью института несостоятель- ности (банкротства)1.

Институт банкротства не связан с ликвидацией лишь коммерческих организаций. Из числа юридических лиц банкротами не могут быть объявлены только казенные предприятия и учреждения, по дол- гам которых их учредители несут субсидиарную ответственность, а так- же политические партии и религиозные организации, которые, буду- чи некоммерческими организациями, обычно не являются активны- ми участниками предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 65 ГК, п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве). Специальными законами исключено применение законодательства о банкротстве к случаям ликвидации государственных корпораций и некоторых фондов.

Лицо может быть признано несостоятельным только в судебном порядке – по решению арбитражного суда, принятому по требованию кредиторов (в том числе уполномоченных государственных органов, например налоговых) или по заявлению самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях руководитель долж- ника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 9 Закона о банкротстве).

Основанием несостоятельности (банкротства) может являться либо недостаточность имущества должника для погашения всех его долгов, при которой совокупный размер его задолженности превышает об- щую стоимость его имущества (принцип неоплатности), либо неиспол- нение должником требований по денежным обязательствам в течение определенного законом времени, т.е. обнаружившаяся неспособность должника к платежам своим кредиторам (принцип неплатежеспособно- сти). Применение первого из названных принципов, т.е. установление и подтверждение в суде недостаточности имущества должника, может оказаться непростым делом, требующим значительного времени (в те- чение которого должник, фактически являющийся банкротом, тем не менее будет считаться нормальным участником оборота, а недобросове- стный должник сможет даже предпринять известные действия в ущерб кредиторам). Поэтому более предпочтительной является вторая систе- ма, которая ставит в основание несостоятельности неспособность долж- ника к платежам. Такое состояние должника обнаруживается гораздо легче и позволяет быстрее применить к нему процедуры банкротства, одновременно исключая возможность многих злоупотреблений с его стороны, что в большей мере отвечает потребностям имущественного (гражданского) оборота1. Поэтому п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве назы- вает в качестве признаков банкротства юридического лица его неспособ- ность удовлетворять денежные требования своих кредиторов или упла- тить обязательные (налоговые) платежи, которая проявляется в неис- полнении им указанных обязанностей в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Вместе с тем институт банкротства не направлен только на прекра- щение (ликвидацию) юридического лица. Ведь интерес кредиторов не- платежеспособного юридического лица состоит не в его ликвидации, а в возможно более полном удовлетворении своих требований, чему может служить и продолжение его деятельности (если, конечно, ее ре- зультатом станут дополнительные доходы, а не убытки юридического лица – должника). Следует также иметь в виду, что ликвидация юри- дического лица в результате его банкротства крайне неблагоприятно отражается на его наемных работниках и нередко имеет иные отри- цательные социальные последствия (например, при банкротстве гра- дообразующих предприятий). Поэтому современные правопорядки закрепляют различные подходы к законодательному регулированию банкротства: одни традиционно направлены на ликвидацию неплате- жеспособного должника, под угрозой которой он должен стремиться к максимально возможному удовлетворению требований своих креди- торов («прокредиторские» системы), тогда как другие рассматривают банкротство как возможность должника «очиститься от долгов» и сно- ва вступить в бизнес («продолжниковские» системы)2. В любом случае банкротство является крайней мерой, использованию которой обыч- но предшествует применение иных, предупредительных мер.

В силу указаний ст. 30 Закона о банкротстве учредители (участни- ки) должника, а в предусмотренных законом случаях – и органы пуб-
личной власти должны принимать своевременные меры по предупре- ждению банкротства организаций, в том числе меры, направленные на восстановление платежеспособности должника при наличии признаков его банкротства. Речь может идти о реорганизации должника, продаже части его имущества, закрытии убыточных производств, смене руко- водства, а также об оказании прямой финансовой поддержки и тому подобных мероприятиях. При непринятии названными лицами преду- предительных мер возможна их субсидиарная ответственность по дол- гам должника в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве.

К числу таких мер относится и досудебная санация (оздоровление), под которой понимается оказание должнику финансовой помощи, дос- таточной для погашения его денежных обязательств и восстановления платежеспособности, которая может быть предоставлена не только уч- редителями (участниками), но и его кредиторами и иными (третьими) лицами (ст. 31 Закона о банкротстве). Речь может идти о льготных зай- мах (кредитах), предоставлении поручительств и банковских гарантий исполнения обязательств должника, отсрочках и рассрочках платежей, дополнительных взносах в уставный капитал должника и т.п.1

Традиционной мерой предотвращения ликвидации является миро- вое соглашение должника с кредиторами (ст. 150 Закона о банкротстве). Оно принимается по решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается арбитражным судом. Содержание мирового соглашения могут составлять условия о рассрочке или отсрочке удовлетворения требований кредиторов, о пре- кращении обязательств путем предоставления должником отступного, изменения (новации) их содержания (например, передачи кредиторам оборудования или ценных бумаг вместо денежных сумм), об уменьше- нии (скидке) долга, об удовлетворении требований кредиторов иными законными способами. Утвержденное арбитражным судом мировое со- глашение может быть расторгнуто только судом, по заявлению, но не по соглашению его участников (ст. 164 Закона о банкротстве). В этом случае производство по делу о банкротстве возобновляется2.

Основные процедуры банкротства

К процедурам банкротства, применяемым арбитражным судом при рас- смотрении дела о банкротстве юридического лица, относится не только конкурсное производство, завершающееся ликвидацией должника, и ми- ровое соглашение, исключающее такую ликвидацию, но и наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление (п. 1 ст. 27 Закона о бан- кротстве). Три последние процедуры могут завершиться восстановлени- ем платежеспособности должника и тем самым – снятием угрозы его ли- квидации, а потому считаются «реабилитационными» процедурами.

Наблюдение за деятельностью должника (ст. 62–75 Закона о бан- кротстве)1 вводится арбитражным судом после проверки обоснован- ности требований заявителя (кредитора) к должнику. Для его осуще- ствления суд утверждает временного управляющего2, который, однако, не заменяет руководителя и другие органы должника при выполнении их функций (но вправе ходатайствовать перед судом об отстранении руководителя должника от его должности). В этот период приостанав- ливается производство и исполнение по всем делам, связанным с об- ращением взыскания на имущество должника, а денежные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке. Кроме того, должнику запрещается удовлетворение требований своих участников о выделе им доли в его имуществе или выплате ее стоимости в связи с их выходом из состава участников, а также выплата дивидендов, до- ходов по долям (паям) и распределение прибыли между учредителями (участниками) должника (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).

Цель этих мер очевидна – сохранение имущества должника для сораз- мерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в пери- од наблюдения органы управления должника не вправе совершать ряд сделок без письменного согласия временного управляющего, а также не
могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и разме- щении эмиссионных ценных бумаг, так как это также может ущемить интересы кредиторов. Лишь акционерное общество – должник вправе в этот период увеличить свой уставный капитал путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных (голосующих) ак- ций за счет вкладов своих участников или третьих лиц, поскольку это способствует улучшению его имущественного положения.
Временный управляющий обязан опубликовать сообщение о введе- нии наблюдения за деятельностью юридического лица, а руководитель должника должен уведомить о введении наблюдения работников и уч- редителей (участников) юридического лица. Временный управляющий в этот период принимает меры по обеспечению сохранности имущества должника, проводит анализ его финансового состояния, а также созывает и проводит их первое общее собрание. На нем кредиторы с учетом имею- щихся сведений, в том числе результатов проведенного временным управ- ляющим анализа финансового состояния должника, принимают решение о его дальнейшей судьбе. Если должнику удалось восстановить платеже- способность и ликвидировать просроченную задолженность, возможно решение кредиторов об обращении в суд с предложением об отказе в при- знании должника банкротом1. Допустимо также принятие решения о за- ключении мирового соглашения кредиторов с должником.

Если этого не произошло, кредиторы обращаются в арбитражный суд с ходатайством о применении других (кроме наблюдения) проце- дур банкротства: введении финансового оздоровления или внешнего управления либо признании должника банкротом и открытии кон- курсного производства. С даты применения по решению суда одной из названных процедур наблюдение прекращается.
Финансовое оздоровление (ст. 76–92 Закона о банкротстве)2 представ- ляет собой новую реабилитационную процедуру, ранее неизвестную не только отечественному, но и зарубежному праву3. Она вводится ар- битражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет при наличии утверждаемого судом графика погашения задолженности. При предоставлении лицами, ходатайствующими о вве
дении финансового оздоровления должника (например, его учредите- лями или участниками), дополнительного обеспечения требований кре- диторов в виде банковской гарантии, суд может ввести его и независимо от решения собрания кредиторов (п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве). Существо финансового оздоровления сводится к тому, что должник про- изводит расчеты с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, при нарушении которого лица, предоставившие допол- нительное обеспечение кредиторам, за его или за свой счет удовлетво- ряют их требования в упрощенном порядке (ст. 89 Закона о банкротст- ве), что значительно укрепляет позиции кредиторов.

 
Суд также утверждает административного управляющего, который и контролирует выполнение плана финансового оздоровления и гра- фика погашения задолженности, рассматривает отчеты должника по этим вопросам и предоставляет свои заключения об этом обще- му собранию кредиторов, а также ведет реестр требований креди- торов и созывает их общие собрания. Органы управления должника продолжают осуществлять свои функции (если только арбитражный суд не отстраняет руководителя должника от должности), но ряд сде- лок они не вправе совершать от имени должника без согласия собра- ния (или комитета) кредиторов либо без согласия административно- го управляющего (п. 3 и 4 ст. 82 Закона о банкротстве).

После решения арбитражного суда о введении финансового оздо- ровления требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены к должнику только в конкурсном порядке; отменя- ются меры по обеспечению требований кредиторов; приостанавлива- ется исполнение исполнительных документов по имущественным взы- сканиям; запрещается удовлетворение требований участников о выделе им доли в имуществе должника или выплате ее стоимости в связи с их выходом из состава участников, а также выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам (п. 1 ст. 81 Закона о бан- кротстве). Финансовое оздоровление может завершаться досрочно как в случае досрочного погашения должником всех требований кредиторов (что влечет прекращение судом производства по делу о банкротстве), так и в случае неоднократного или существенного нарушения сроков удовлетворения требований кредиторов (что может повлечь принятие судом по ходатайству собрания кредиторов решения о введении внеш- него управления или об открытии конкурсного производства).

По окончании срока финансового оздоровления арбитражный суд рассматривает его результаты и принимает решение либо о прекраще- нии производства по делу о банкротстве (при полном погашении за
долженности и отсутствии или необоснованности жалоб кредиторов), либо о введении внешнего управления (в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника) или о признании долж- ника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 6 ст. 88 Закона о банкротстве).
Внешнее управление (ст. 93–123 Закона о банкротстве)1 вводится арбитражным судом на срок не более 18 месяцев, но может быть про- длено еще не более чем на 6 месяцев (а по ходатайству собрания кре- диторов или внешнего управляющего этот срок может быть сокра- щен). На период внешнего управления вводится мораторий – отсрочка удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам. Одновременно судом утверждается внеш- ний управляющий, который управляет делами должника, поскольку к нему переходят полномочия руководителя и других органов долж- ника (последние сохраняют лишь право принимать решения об уве- личении уставного капитала должника, в том числе путем размещения дополнительных акций, а также о замещении его активов или о про- даже предприятия должника как имущественного комплекса) (ст. 94 Закона о банкротстве).

Внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления и представляет его на утверждение собранию кредиторов. План должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, в частности перепрофилирование производства и закрытие нерентабельных производств, продажу части имущества или предпри- ятия должника, увеличение его уставного капитала, замещение акти- вов должника путем создания на базе его имущества открытого акцио- нерного общества и др. Внешний управляющий управляет и распоря- жается имуществом должника в соответствии с указанным планом, реализует предусмотренные им меры и информирует о результатах собрание кредиторов. При этом крупные и некоторые другие сделки внешний управляющий вправе заключать лишь с предварительного согласия собрания (комитета) кредиторов. Он вправе отказаться от ис- полнения должником некоторых заключенных сделок, препятствую- щих восстановлению его платежеспособности или носящих заведомо убыточный характер (п. 2 ст. 102 Закона о банкротстве).

По результатам своей деятельности внешний управляющий предоставляет отчет собранию кредиторов. В зависимости от этих ре- зультатов кредиторы принимают решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством: либо о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника (в этом слу- чае внешний управляющий будет производить последующие расчеты с кредиторами определенной очереди), либо о прекращении произ- водства по делу о банкротстве (в связи с удовлетворением всех требо- ваний кредиторов), либо о признании должника банкротом и об от- крытии конкурсного производства. Возможно и заключение мирового соглашения кредиторов с должником. После этого внешнее управле- ние считается завершенным. При прекращении производства по де- лу о банкротстве или при открытии конкурсного производства пол- номочия внешнего управляющего прекращаются.

Конкурсное производство (ст. 124–149 Закона о банкротстве)1 от- крывается с момента судебного признания должника банкротом и вводится сроком на один год с возможностью продления не бо- лее чем на шесть месяцев. Оно, в отличие от рассмотренных выше «реабилитационных процедур банкротства», относится к «ликвида- ционным процедурам», влекущим прекращение деятельности юриди- ческого лица – банкрота. С этого момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника (что урав- нивает требования всех кредиторов независимо от сроков их воз- никновения) и одновременно прекращается начисление пени (не- устоек) и процентов по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдель- ными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет) (п. 1 ст. 126 За- кона о банкротстве).
Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответст- венно прекращаются). Он вправе требовать признания недействитель- ными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по возврату имущества должника (п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве). В некоторых правопорядках для этого ус- танавливается специальный срок – «период подозрительности».

Конкурсный управляющий обязан опубликовать сведения об от- крытии конкурсного производства в отношении должника, провести инвентаризацию имущества должника и привлечь для его оценки не- зависимого оценщика1, принять все меры по обеспечению сохранно- сти имущества должника и анализировать его финансовое состояние. При наличии достаточных оснований он обязан также предложить со- бранию кредиторов обсудить вопрос о переходе к реабилитационной процедуре внешнего управления и о прекращении конкурсного про- изводства. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий представляет собранию (коми- тету) кредиторов предложения о порядке, сроках и условиях продажи этого имущества, а затем приступает к его продаже на открытых тор- гах. Имущество должника, которое предназначено для удовлетворе- ния требований кредиторов, составляет конкурсную массу.
Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредито- рами в соответствии с очередностью их требований (ст. 134–138 За- кона о банкротстве). Вне очереди погашаются требования по текущим платежам, причем сначала удовлетворяются требования по платежам, связанным с судебными расходами по делу, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему и оплатой деятельности лиц, привле- ченных им в соответствии с требованиями законодательства (напри- мер, оценщиков), а затем – требования по коммунальным и эксплуа- тационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника, и по иным текущим платежам.

В первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, а также по компенсации им морального вреда. Во вторую очередь удовлетворяются требования работ- ников по оплате труда и по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности. Таким образом, состав двух первых (при- вилегированных) очередей кредиторов совпадает с составом аналогичных очередей при обычной ликвидации юридического лица (ср. ст. 134–136 Закона о банкротстве и абз. 2 и 3 п. 1 ст. 64 ГК)2. Расчеты с остальными кредиторами производятся в последнюю, третью очередь.

При этом требования кредиторов каждой очереди удовлетворя- ются после полного удовлетворения требований кредиторов пре- дыдущей очереди, а между кредиторами одной очереди имущество должника при его недостаточности распределяется пропорционально суммам их требований (п. 2 и 3 ст. 142 Закона о банкротстве). Требо- вания кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности иму- щества должника, а также не признанные конкурсным управляю- щим или признанные необоснованными арбитражным судом, счи- таются погашенными.
Действия конкурсного управляющего контролируются кредитора- ми и арбитражным судом (ст.143 Закона о банкротстве). По заверше- нии расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра требований кредиторов (с указани- ем размера погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. После рас- смотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является осно- ванием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица – должника. С момен- та внесения такой записи в указанный реестр (т.е. государственной ре- гистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юри- дическое лицо – ликвидированным.

Банкротство отдельных видов юридических лиц обладает неко- торыми особенностями, предусмотренными законодательством. Так, при банкротстве градообразующих организаций допускается введе- ние внешнего управления под поручительство публично-правового образования по обязательствам должника (ст. 171 Закона о банкрот- стве); определенные особенности имеются при банкротстве банков, страховых компаний и иных финансовых организаций (ст. 180–189 Закона о банкротстве)1, стратегических предприятий и организаций (ст. 190–196 Закона о банкротстве), субъектов естественных монопо- лий (ст. 197–201 Закона о банкротстве).

По упрощенной процедуре осуществляется банкротство отсутствующих должников – юридических лиц, фактически прекратив- ших свою деятельность, руководители (органы) которых отсутству- ют и установить место их нахождения не представляется возможным (ст. 227–228 Закона о банкротстве)2.


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство