Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуГлавная причина страховых споров – нежелание страховой компании платить, а если платить всё-таки приходится, возникает желание занизить сумму.
Например, вы попадаете в классическое «лёгкое» ДТП: неуклюжий водитель врезается в вашу машину сзади, разбивает бампер, фару и слегка сминает крыло. Вы вызываете ГИБДД, оформляете аварию, забираете документы и на следующий день приезжаете в страховую. Машину осматривают, оценивают ущерб и великодушно предлагают 5 тыс. рублей в качестве компенсации.
Вас такая невероятная щедрость не радует, потому что вы навскидку оцениваете повреждения на сумму, вдвое большую предложенной. В ответ на ваше возмущение сотрудники страховой заявляют: у вас большой износ запчастей, да и отметки вот об этой вмятине в извещении о ДТП и протоколе мы не нашли. Если хотите – заказывайте независимую экспертизу и подавайте претензию.
Такие случаи очень распространены. Страховщики «высасывают из пальца» причины занижения суммы выплат (желательно – до нуля). Они могут посетовать, что вина конкретного водителя не установлена, придраться к документам или засомневаться в том, что случай страховой.
Рассчитано всё это на людей, которые не знают своих прав и не готовы их отстаивать. Представим ситуацию, когда ущерб при ДТП небольшой – буквально 10 тыс. рублей. Будете ли вы писать претензии, советоваться с юристами, искать информацию в интернете, подавать иск в суд? Скорее всего, просто обругаете страховщика и не станете начинать спор по ОСАГО. На то и расчёт.
Особенности споров по ОСАГО и КАСКО отличаются, а если случай нестандартный – например, когда дело приходится вести не со страховой компанией, а с РСА – нужно быть готовым к любым сюрпризам.
Большая часть претензий заканчивается на досудебном этапе – либо сдаётся страховая компания, либо сдают нервы у автовладельца. По закону нельзя идти в суд сразу после получения неудовлетворительного ответа от страховой. Сперва нужно провести независимую экспертизу и написать претензию… Опять же, судебное разбирательство продолжается долго, а от автовладельца требуется минимальная юридическая грамотность. Нужно правильно написать иск, собрать и классифицировать все документы и другие доказательства, отстаивать на заседаниях свою точку зрения.
До суда доходят споры, где речь идёт о больших суммах возмещения (напомним, что максимальные суммы по ОСАГО составляют 400 тыс. рублей за материальный ущерб и 500 тыс. – за вред, нанесённый здоровью и жизни). С учётом судебных издержек и дополнительных расходов (на оплату услуг профессиональных юристов) судиться из-за маленьких сумм невыгодно.
Законодатель ставит страховщикам всё более жёсткие условия. Раньше страховщики могли не выплачивать страховую сумму, если виновник аварии не был обозначен в договоре ОСАГО. Теперь это обстоятельство не имеет значения: выплата в любом случае должна быть совершена.
Если агент по какой-то причине не перечислил в страховую деньги за проданный сертификат «автогражданки», компания всё равно должна компенсировать ущерб при ДТП. Сократился и срок, в течение которого нужно произвести страховые выплаты по ОСАГО – раньше он составлял 30 календарных дней, теперь – 20 рабочих. За каждый день просрочки придётся заплатить 1 % от общей суммы ущерба. Прежде размер неустойки ограничивался 1/75 от ставки рефинансирования ЦБ.
Ещё один шаг на пути искоренения конфликтов между автовладельцем и компанией – введение единой методики расчёта ущерба. Прежде разница в подсчётах могла возникнуть из-за различий в применяемых при расчёте правилах. Сегодня ситуация изменилась: методика обязательна и для независимых экспертных организаций, и для страховых компаний, и для судов. Правда, полностью проблему это не решает. По-прежнему возникают разногласия при определении комплекса необходимых восстановительных работ.
Главное – упорно отстаивать свои интересы. Страховые компании хорошо экономят за счёт тех водителей, которые предпочитают стерпеть нарушение, чтобы не тратить время и нервы. Зато они предпочитают не связываться с «клиентами из ада» — людьми, которые терроризируют их претензиями, исками и обещаниями взыскать деньги за всё, включая моральный ущерб. Чем больше от вас «головной боли», тем скорее страховая выплатит сумму реального ущерба. Будьте настойчивы, и почти любой спор закончится вашей победой!
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста