Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуПовсюду встречаются узнаваемые цветографические схемы – небольшие уникальные картинки, идентифицирующие конкретные услуги или товары. Это и есть товарные знаки, допускается регистрировать не только красивые графические изображения, но и другие обозначения, например, конкретные тексты, звуки. Человек видит их на упаковках пищевых продуктов, на этикетках одежды, в рекламе самих магазинов и так далее.
Законодательство предусматривает использование товарных знаков без патента. Но в этом случае они не считаются защищенной государством интеллектуальной собственностью, а значит существует риск, что их безнаказанно украдут.
В ряде стран (Великобритания, Индия, США, Марокко и так далее) исключительное право на товарный знак считается принадлежащим тому, кто его придумал и начал использовать раньше других. Но большая часть государств, в том числе Российская Федерация, все же требует регистрацию. Без нее идентификационное обозначение в этих странах не имеет юридической силы.
Всю необходимую информацию о процессе прохождения регистрации товарных знаков можно увидеть в приказе Роспатента №32 от 5.03.2003.
В общих чертах процедура выглядит так: составляется заявление, после его отдают в Роспатент, далее ждут, когда его проверят и одобрят. Если все прошло гладко, то на руки выдают свидетельство об исключительном праве.
Важно помнить о значимых моментах процесса оформления права:
• Все товары и прочие объекты, которые в дальнейшем промаркируют, в обязательном порядке перечисляют в заявлении. Но если видов продукции слишком много, то допускается указывать только соответствующие классы МКТУ (группы продуктов производства и услуг со схожими характеристиками), их 45 штук. Один МКТУ включают в документ бесплатно, за каждый последующий требуется доплата – 2050 рублей.
• Допустимые формы товарного знака: текстовый, графический (картинка), объемный (фиксируется определенная форма, вид упаковки), комбинированный и другие (голографическая схема, звук и тому подобное).
• Заявитель должен быть ИП или юридическим лицом, только их личная подпись имеет силу. Патентные поверенные, если они есть, представляют интересы заявителя, но ничего не подписывают.
• Заявление не примут без оплаты госпошлин. В сумме в среднем эта статья расходов составит 30 400 рублей, плюс доплаты за каждый МКТУ и помощь специалистов (если она оказывалась). При повторном обращении на регистрацию товарного знака, пошлины оплачиваются еще раз.
Ниже каждый из этапов оформления права рассмотрен подробнее.
Все товарные знаки обязаны быть абсолютно уникальными. Поэтому перед подачей заявления рекомендуется оценить риски потенциальной схожести с уже имеющимися в реестре обозначениями. В этих целях используют специальные компьютерные программы, обращаются в Роспатент или прибегают к платной помощи специалистов (юристов, рабочих патентных бюро).
Необходимые документы
Ключевая юридическая бумага – заявление в трех экземплярах.
Прилагаемые документы: квитанция об оплате госпошлины, оплаченная лично заявителем, или чеки; шесть оттисков товарного знака (в квадратах 8 на 8 см) на плотном листе формата А4.
Составляется заявление по образцу. Его легко найти на официальном сайте или в отделении Роспатента. В документе указывают:
• Место регистрации ИП или компании.
• Номера МКТУ и их количество.
• Обозначение товарного знака с описанием характеристик и предполагаемого смысла.
Далее следует длительное рассмотрение заявления, экспертиза обозначения (предварительный этап длится до 1 месяца, все последующие – до 6-14 месяцев).
Если получен отказ, то его обжалуют в Палате по патентным спорам или в суде. К этому времени желательно исправить все недочеты и подготовить контраргументы.
Результат успешной регистрации – это свидетельство государственного образца, которое выдается на 10 лет. Теперь к торговому знаку разрешено добавить одну из маркировок: «зарегистрированный товарный знак», «тм» или «®».
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста