Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуВ последнее время в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в отношении ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» поступает большое количество жалоб на взимание платы за «пакет банковских услуг» при получении кредита.
В отношении банка неоднократно выносились постановления о наложении штрафов и предписания о прекращении нарушения прав потребителей. Наличие нарушений подтверждается судебными актами.
Поскольку органы Роспотребнадзора не наделены правом разрешения имущественных требований граждан к банку, потребители должны самостоятельно предъявить ОАО «УБРиР» требования об отказе от «пакета банковских услуг» и возврате комиссии. Данные требования подлежат разрешению в претензионном и судебном порядке.
Целесообразно начать разрешение спора с письменной претензии в ОАО «УБРиР». Согласно ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей» срок разрешения требований о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, составляет 10 дней со дня предъявления требования.
В случае, если организация не удовлетворит данное требование, следует подать исковое заявление в суд. Документы о вручении требования в банк и ответ (при наличии) следует приложить к исковому заявлению. За несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требования потребителя суд может также взыскать в пользу потребителя штраф в размере 50% от присужденной суммы (п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»). При составлении искового заявления может быть использована типовая форма иска, разработанная Управлением Роспотребнадзора (приложена ниже).
Обращаем внимание, что в результате неполного предоставления информации банком многие граждане неверно понимают основания взыскания платы и ссылаются на незаконное взимание платы за подключение к страхованию. Анализ объяснений банка и документов, поступивших в Управление, показывает, что плата взимается за «пакет банковских услуг», который включает 1 - 3 услуги:
- подключение доступа к системе «Телебанк» с выдачей ПИН-конверта;
- информирование и управление карточным счетом с использованием мобильного телефона СМС-банк;
- изменение даты ежемесячного платежа по кредиту.
Заемщиков, которые подключены к «пакету банковских услуг», банк самостоятельно страхует без взимания дополнительной платы с застрахованного лица (заемщика).
Соответственно, в требовании к банку следует указывать о возврате удержанной платы за «пакет банковских услуг», а не за страхование.
Рекомендуем к иску прилагать заявление о привлечении специалиста Управления Роспотребнадзора по Свердловской области для дачи заключения по делу (типовой бланк приложен ниже).
Напоминаем свердловчанам, что в Свердловской области работают консультационные пункты по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области». Специалисты всегда помогут гражданам разобраться в ситуации с юридической точки зрения, объяснить, имеют ли место нарушения прав потребителей и, если необходимо, помочь составить иск в суд. Обращения в консультационные пункты клиентов ОАО «УБРиР» поступают также регулярно.
Так, Ленинский районный суд г. Екатеринбурга рассмотрел гражданское дело по иску жителя Екатеринбурга Т. к ОАО «Уральский банк реконструкции и развития».
Т. заключил с ОАО «УБРиР» кредитный договор. Далее потребитель выяснил, что вместе с договором он приобрёл пакет банковских услуг «Универсальный», который включает в себя услуги информационного характера и подключение к «Программе коллективного страхования». За оказание пакета услуг банк единовременно удержал 72457,14 руб. и в течение кредитования ежемесячно будет взыскивать 29 руб.
Через месяц после получения кредита заёмщик досрочно его возвратил. Потребитель дважды обращался в банк с просьбой вернуть незаконно удержанную комиссию. Однако банк ответил отказом. Т. обратился в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области». Специалисты центра помогли потребителю составить иск в суд.
Рассматривая обстоятельства дела, суд сделал вывод о том, что банк взыскал комиссию за предоставление пакета банковских услуг «Универсальный» с нарушением норм потребительского законодательства.
Условия о предоставлении пакета банковских услуг и страховании изложены в кредитном договоре таким образом, что потребитель не имеет возможности отказаться от них. Необходимые сведения о размере платежей по кредиту, с указанием размера единовременной платы за пакет услуг, потребителю не представлены.
Навязывание дополнительных услуг увеличивает финансовые обязательства заёмщика, поскольку на сумму комиссии увеличивается кредит и начислялись проценты за пользование кредитом. Возможность уплатить комиссию за пакет услуг без получения кредита на данную сумму договором не предусмотрена.
В результате заседания суд решил признать недействительными условия кредитного договора в части обязанности заёмщика оплачивать комиссию за предоставление услуг в рамках пакета «Универсальный» и ежемесячную комиссию, а также взыскать с ОАО «УБРиР» уплаченную сумму комиссии за пакет «Универсальный» (72457,14 руб.), ежемесячную комиссию (29 руб.), проценты, начисленные на сумму комиссии за предоставление услуг в рамках пакета «Универсальный» (1267,26 руб.), проценты за пользование чужими денежными средствами (4715,75 руб.), компенсацию морального вреда (1000 руб.), возмещение расходов на составление искового заявления (2690,4 руб.), а также штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (39734,57 руб.) Всего в пользу потребителя было взыскано более 120 тысяч рублей.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста