Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Нужно ли оформлять разрешение на работу при приеме гражданина Украины, имеющего вид на жительство?

2018-02-15


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

   При приеме на работу иностранных граждан, имеющих вид на жительство в России, разрешительные документы не требуются. Они принимаются на работу на условиях, предусмотренных для трудоустройства российских граждан, и на работодателя не возлагается обязанности по получению разрешения на трудоустройство такого работника, равно как и по сообщению контролирующим органам о приеме на работу такого работника.

  Законодательством не определены сроки для подачи физическим лицом - иностранным гражданином - заявления о постановке на налоговый учет.

Обоснование вывода:
   Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе осуществление ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

  По общему правилу, закрепленному в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
   При этом согласно п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ работодатель, заключивший с иностранным работником в РФ новый трудовой договор, обязан уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета в течение десяти дней со дня заключения трудового договора.

  Однако указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

   Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Вид на жительство представляет собой документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Указанный документ выдается иностранному гражданину на пять лет, и по его заявлению может быть продлен еще на пять лет. При этом количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

  В рассматриваемом случае иностранный гражданин является постоянно проживающим в РФ. Поэтому в силу прямого указания закона для заключения с ним трудового договора работодателю не требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а о заключении трудового договора не нужно уведомлять какие-либо органы государственной власти и местного самоуправления.

  Лица, постоянно проживающие в РФ, самостоятельно сообщают миграционной службе о месте своей работы в рамках ежегодного уведомления органов ФМС (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок такого уведомления установлены постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21.

   При этом правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан (ст. 11 ТК РФ). Следовательно, сам прием на работу иностранного гражданина оформляется в том же порядке, что и прием гражданина РФ.

  Работодатель заключает с иностранцем трудовой договор (ст. 57 ТК РФ), оформляет приказ о приеме на работу (часть первая ст. 68 ТК РФ), вносит запись о приеме на работу в трудовую книжку (ст. 66 ТК РФ, смотрите также письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1).

  Дополнительно отметим, что при заключении трудового договора иностранный гражданин предъявляет, как и российские граждане, документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, но с учетом особенностей, установленных законодательством РФ, ратифицированными РФ международными соглашениями и международными договорами РФ.

ИНН

  Согласно п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

  Статьей 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.

  Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ физические лица - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Следовательно, ИНН может быть присвоен как гражданам РФ, так и иностранным гражданам или лицам без гражданства.

  В соответствии с п. 7 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица.

  Согласно п. 7.1 ст. 83 НК РФ физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.
Таким образом, иностранный гражданин, в зависимости от своего статуса, может обратиться в налоговый орган по месту своего жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет и получении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

  Однако в любом случае необходимо учитывать, что получение ИНН является правом, а не обязанностью физического лица.

  В соответствии с п. 7 ст. 84 НК РФ физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ.

  Каких-либо сроков для постановки физического лица (в том числе иностранца), не являющегося индивидуальным предпринимателем, на налоговый учет законодательством не предусмотрено.



назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны




Образцы заявлений

Законодательство