Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Налоговое право общая часть


Структура налогов в РФ
 
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятого в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах

Формула = НК РФ + ФЗ

  Федеральные налоги Региональные Местные налоги
Кем устанавливаются НК РФ и обязательны для уплаты на всей территории РФ НК РФ и законами субъектов РФ НК                РФ                и
нормативными правовыми         актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
Какие налоги относятся К федеральным налогам и сборам К относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2)  акцизы;
3)  налог на доходы физических лиц;
5)  налог на прибыль организаций;
6)      налог на добычу полезных ископаемых;
8)  водный налог;
9)   сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10)  государственная пошлина.
региональным налогам относятся:
1)           налог имущество организаций;
2)   налог на игорный : бизнес;
3)          транспортный налог.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2)     налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
 
На основании п. 1 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченных налогов, сборов, региональных и местных налогов, осуществляется по налогам (сборам) того же уровня:
«зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам».
Федеральные на федеральные,
Региональные на региональные, Местные на местные.
Вопрос: есть ли какие-либо ограничения по осуществлению зачета суммы налогов, уплачиваемых как налоговым агентом и как налогоплательщиком



 
На основании п. 14 ст. 78 НК РФ предусмотрено:
«Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков».

 

Письмо Минфина России от 25.03.2016 № 03-02-07/1/19163.
«Правила, предусмотренные ст. 78 НК РФ, применяются в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов.
Полагаем, что сумма излишне уплаченного организацией налога на прибыль организаций может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на доходы физических лиц в соответствии со ст. 78 НК РФ».

Переплата по НДС в счет недоимки по НДФЛ (+)
Письмо Минфина России от 30.08.2016 № 03-07-11/50432
На основании абз. 2 п. 1 ст. 78 и п. 14 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Правила, предусмотренные ст. 78 НК РФ, применяются в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов.
Таким образом, ст. 78 НК РФ не ограничивает проведение зачета суммы излишне уплаченного федерального налога в счет погашения недоимки по другому федеральному налогу. Вместе с тем следует отметить, что п. 9 ст. 226 НК РФ установлен запрет уплаты налога на доходы физических лиц за счет средств налогового агента».
 
Вопрос:
Возможно ли переплату по федеральному налогу (налог на прибыль, НДС, НДПИ) зачесть в счет уплаты по НДФЛ?
Мнение контролирующих органов (-)
Письмо Минфина РФ от 20.11.2009 № 03-02-07/1-515
В силу абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных налогоплательщиком федеральных налогов производится по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам.
В связи с этим вне зависимости от того, что доходы от федеральных налогов подлежат зачислению в разные бюджеты бюджетной системы РФ, суммы излишне уплаченных налогоплательщиком НДС и налога на прибыль организаций могут быть в установленном порядке зачтены налогоплательщику в счет погашения недоимки по иным федеральным налогам.
В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации - налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
Департамент полагает, что суммы излишне уплаченных налогоплательщиком НДС и налога на прибыль организаций не могут быть зачтены налоговому агенту в счет погашения недоимки или в счет предстоящих платежей по НДФЛ, сумма которого, подлежащая перечислению в бюджетную систему Российской Федерации, удерживается из денежных средств налогоплательщиков».
Таким образом, налоговый орган считает невозможным зачесть переплату по НДС и прибыли в счет уплаты НДФЛ, так как разные плательщики (в одном случае, налогоплательщик, в другом случае налоговый агент).
 
Постановление ФАС Московского округа от 10.04.2012 по делу N А40-62527/11-116-178
Инспекция отказала налоговому агенту в зачете излишне уплаченного налога на прибыль в счет предстоящих платежей по НДФЛ на том основании, что НДФЛ удерживается с доходов налогоплательщика. Однако суд указал, что налог на прибыль и НДФЛ являются федеральными налогами, в связи с чем их зачет возможен. Зачет излишне уплаченных налогов в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам осуществляется на основании заявления налогоплательщика в соответствии со ст. 78 НК РФ. Данная норма распространяется и на налоговых агентов.
Постановление ФАС Московского округа от 09.11.2010 N КА-А40/13571-10 по делу N А40- 158643/09-126-1292
По мнению налогового органа, зачет переплаты по налогу на прибыль в счет будущих платежей по НДФЛ противоречит п. 9 ст. 226 НК РФ. Суд признал неправомерным отказ инспекции в зачете переплаты, указав, что данные налоги относятся к федеральным налогам и, следовательно, их взаимозачет возможен.
Постановление ФАС Московского округа от 04.05.2010 N КА-А40/4125-10 по делу N А40- 118470/09-129-911
Суд установил, что инспекция отказала обществу в зачете излишне уплаченного налога на прибыль в счет предстоящих платежей по НДФЛ, поскольку при уплате НДФЛ организация является не налогоплательщиком, а налоговым агентом. Суд отметил, что излишне уплаченный налог зачитывается в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа согласно п. 4 ст. 78 НК РФ. При этом п. 14 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что правила о зачете налога распространяются и на налоговых агентов. Исходя из этого, суд признал такой отказ неправомерным и пришел к выводу, что переплата по налогу на прибыль подлежит зачету в силу ст. 78 НК РФ в счет предстоящих платежей по НДФЛ.
Вопрос: можно ли зачесть переплату на НДС в счет недоимки по страховым взносам в рамках 34 главы НК РФ.
 
На основании п. 1 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
На основании пп.1.1 ст. 78 НК РФ:
сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Вопрос:
На 01.01.2017 года образовалось превышение расходов по страховым взносам в рамках 212-ФЗ. Можно ли зачесть в счет уплаты по страховым взносам в рамках 34 Главы НК РФ?

 
Письмо Минфина России от 28.04.2017
Учитывая изложенное, считаем возможным осуществлять зачет сумм расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 1 января 2017 г. в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством после 1 января 2017 г. на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий период до 1 января 2017 г.
Таким образом, Кодексом после 1 января 2017 г. предусмотрен зачет сумм расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных в одном расчетном периоде, в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством следующего расчетного периода.
или запрет на проведение такого зачета.... не предусмотрен особый порядок зачета сумм расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 1 января 2017 г. в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством после 1 января2017 г.
П. 2 ст. 431 НК РФ определено, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.
N 03-15-09/26588
 
  1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
  2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
  3.  Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности обязательное медицинское страхование в связи с материнством на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций  и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
 

  «...налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Вопрос: сотрудник уехал в командировку на 9 месяцев в ОАЭ, вернувшись домой какой статус у него будет?
У него российское законодательство, прописка в г. Екатеринбурге.


  Письмо Минфина России от 15.02.2017 №03-04-05/8334
«При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда (дни отъезда и дни приезда)».


 
  1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
  2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:
  • организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ;
  • физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, но не зарегистрирововавшиеся в качестве индивидуальных предпринмателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей , возложенных на них Кодексом не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;
  • учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Уплата физическим лицом налогов

Статья 2 ГК РФ «...предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом..."

Систематическое получение прибыли физическим лицом говорит о признаках предпринимательской деятельности (Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2015 № 59-КГ15-2):
«Из совокупного анализа приведенных правовых предписаний следует, что законодатель связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им предпринимательской деятельности, указанной в п. 1 ст. 2 ГК РФ, о наличии которой в действиях гражданина могут свидетельствовать, в частности, приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли отего использования или реализации.



 

Физическое лицо, получающее систематическую
прибыль, является плательщиком НДС.

Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2015 № 59-КГ15-2
Вац А. В. является собственником земельного участка и нежилого помещения на основании договора купли-продажи от 28 сентября 2007 г., объект недвижимости приобретался как административное здание, не предназначенное для проживания либо иных личных нужд, является нежилым помещением площадью и сдавался в аренду филиалу ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в соответствии с договорами аренды от 1 июня 2009 г. N 1 и от 1 сентября 2011 г. N 1.
Согласно пункту 2.3 договора срок договора аренды составлял с 1 июня 2009 г. по 30 апреля 2010 г. с выплатой Вацу В.А. ежемесячно арендной платы.
Кроме того, указанные договоры аренды содержат условия о сроках, изменении или расторжении договора, санкциях за ненадлежащее исполнение обязательств по договору, то есть в них учтены возможные риски, подлежащие учету при осуществлении предпринимательской деятельности.
При таком положении суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Вац В.А. сдавал принадлежащее ему на праве собственности нежилое административное здание юридическому лицу для использования в производственной деятельности арендатора, целью сдачи помещений в аренду было систематическое получение прибыли, следовательно, Вац В.А. являлся плательщиком НДС, в связи с неуплатой которого законно привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Письмо ФНС России от 24.12.2015 № СА-4-7/22683@ направила для использования в работе Обзор судебных актов, вынесенных Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ по вопросам налогообложения во втором полугодии 2015 года.

Аналогичное решение было вынесено
Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 15.07.2014 по делу № А45-15762/2013, где было установлено, что физлицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, сдавало в аренду юридическим лицам нежилое помещение. Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции о том, что налоговым органом доказан предпринимательский характер деятельности физического лица по сдаче недвижимого имущества в аренду. Целью сдачи имущества в аренду было получение прибыли, действия, направленные на ее получение, носили систематический беспрерывный характер в течение нескольких лет. Таким образом, физическое лицо осуществляло предпринимательскую деятельность, не зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя. Применительно к доходу, полученному от сдачи имущества в аренду, физлицо является плательщиком НДС.
 

 
 


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство