Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Налог на имущество организаций - 2019 год. Консультация по налогам

2019-04-02

Налог на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам. Он устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. Налог водится в действие законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также при необходимости налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. С 2014 года региональные власти могут предусматривать и особенности определения налоговой базы по отдельным объектам недвижимого имущества.
 

. Налогоплательщики

 
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.
С 1 января 2014 года не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, а также конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Освобождены от обязанностей налогоплательщиков организации, которые применяют специальные налоговые режимы, а именно:
1) систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (п. 3 ст. 346.1 НК РФ);
2) упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
3) систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении имущества, используемого для деятельности, облагаемой ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
4) систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции в отношении основных средств, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями (п. 7 ст. 346.35 НК РФ).
Однако Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ с 1 января 2015 года введена для организаций, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД, обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество организаций по объектам недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
 

. Объект налогообложения

 
 Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. С 1 января 2019 года объектом налогообложения будет признаваться только недвижимое имущество.
Бухгалтерский учет основных средств ведется в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество (с 1 января 2019 года – только недвижимое имущество), относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. При этом для целей налогообложения иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 374 НК РФ).
Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374  НК РФ).
Обратите внимание, что наличие или отсутствие постоянного представительства у иностранной организации определяется по правилам ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами.
В соответствии с п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения, в частности:
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
С 1 января 2013 года в перечень объектов, не признаваемых объектами налогообложения, включены, в частности, памятники истории и культуры народов Российской Федерации федерального значения, ядерные установки, используемые для научных целей, ледоколы, космические объекты. Ранее указанные объекты относились к льготируемым объектам.
Также с указанной даты освобождено от налогообложения движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве объектов основных средств. Данное освобождение действовало до 1 января 2015 года, а с указанной даты и до 1 января 2019 года объектом налогообложения не признаются объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ. Иными словами, объекты основных средств со сроком полезного использования до 3 лет включительно не облагаются налогом на имущество организаций независимо от даты их принятия на учет. Объекты движимого имущества со сроком полезного использования, превышающим 3 года, до 1 января 2019 года отнесены к льготируемым (п. 25 ст. 381 НК РФ). Исключением являются объекты движимого имущества, принятые на учет с 1 января 2013 года в результате:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.
 

. Налоговая база

 
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы по налогу на имущество учитывается остаточная (балансовая) стоимость основных средств, сформированная в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (п. 1 ст. 375 НК РФ). В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.
В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
В отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база может определяться на основании их кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода (п. 2 ст. 375 НК РФ).
Налоговая база по объектам недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также по объектам недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, определяется как кадастровая стоимость указанных объектов.
 
 
Порядок определения налоговой базы
 
Порядок определения налоговой базы зафиксирован в ст. 376 НК РФ.
Налоговая база до 1 января 2019 года определяется отдельно:
- в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
- в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
- в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;
- в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам;
- в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.
С 1 января 2019 года налоговая база определяется отдельно:
- в отношении каждого объекта недвижимого имущества;
- в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.
Пунктом 2 ст. 376 НК РФ предусмотрено: если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.
Для целей исчисления налога на имущество организаций следует различать понятия «средняя стоимость» и «среднегодовая стоимость».
Средняя стоимость основных средств определяется по итогам отчетных периодов как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость основных средств определяется за налоговый период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
При расчете средней и среднегодовой стоимости не учитывается стоимость имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.
До 1 января 2025 года организации, имеющие на балансе объекты транспортной инфраструктуры, вправе уменьшить налоговую базу на сумму законченных капитальных вложений в строительство, реконструкцию или модернизацию отдельных объектов (судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях России, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта, за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома) - п. 6 ст. 376 НК РФ.
Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной кадастровой стоимости (до 1 января 2014 года – инвентаризационной стоимости) данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В случае если в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций не определена кадастровая стоимость, налоговая база принимается равной нулю (п. 14 ст. 378.2 НК РФ).
 
Главой 30 НК РФ установлены отдельные особенности исчисления налоговой базы при осуществлении в рамках договора простого товарищества, договора инвестиционного товарищества, по договору доверительного управления, а также при исполнении концессионных соглашений.
 
В рамках договора простого товарищества
 
Налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также исходя из остаточной стоимости имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела (п. 1 ст. 377 НК РФ).  При этом исчисление и уплату налога производит каждый участник договора простого товарищества в отношении:
-  имущества, переданного им в совместную деятельность;
- имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, - пропорционально стоимости своего вклада в общее дело.
Необходимую информацию для расчета налоговой базы представляет участник, ведущий учет общего имущества товарищей, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Такой информацией являются сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей.
В аналогичном порядке исчисляют налог и участники договора инвестиционного товарищества.
 
По договору доверительного управления
 
Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления (п. 1 ст. 378 НК РФ).
Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд (п. 2 ст. 378 НК РФ).
 
 
 
Пример
 
01.02.2018 года организация передала в доверительное управление здание склада (объект основных средств) первоначальной стоимостью 1 000 000 руб. Балансовая (остаточная) стоимость здания по состоянию на 01.01.2018 – 950 000 руб. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений по данному ОС составляет 5000 руб. Иных основных средств в собственности у организации нет. Законом субъекта РФ установлена максимальная налоговая ставка.
 Рассчитайте суммы авансовых платежей по налогу на имущество за I квартал 2018 г.
 
Согласно п. 1 ст. 378 НК РФ имущество, переданное в доверительное управление, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.
Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база за отчетный период определяется как средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).
Первым отчетным периодом по налогу на имущество является I квартал (п. 2 ст. 379 НК РФ)
Произведем расчет средней стоимости за I квартал:
(950 000 + (950 000 – 5000) + (950 000 – 5000 х 2) + (950 000 – 5000 х 3)) / 4 = 942 500 руб.
 
Определим авансовый платеж по налогу за I квартал:
942 500 х 2,2% / 4 = 5184 руб.
 
При исполнении концессионных соглашений
 
Концессионер исчисляет и уплачивает налог в отношении имущества, переданного концессионеру и (или) созданному им в соответствии с концессионным соглашением.
 
Особенности определения налоговой базы
в отношении отдельных объектов недвижимого имущества
 
С 1 января 2014 года по отдельным видам недвижимого имущества налог на имущество организаций может исчисляться с их кадастровой стоимости.
Это касается категорий объектов недвижимого имущества, определенных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения таковых;
- объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
- жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (с 1 января 2015 года).
Налоговая база в отношении этих объектов определяется исходя из их кадастровой стоимости в случае принятия в субъекте Российской Федерации закона, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.
Налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января налогового периода.
В случае если кадастровая стоимость установлена в целом зданию, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, в отсутствие кадастровой стоимости такого помещения налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости здания, рассчитываемой исходя из доли площади помещения в общей площади здания.
Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода, как правило, не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.  В п. 15 ст. 378.2 НК РФ предусмотрены два исключения:
1) изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, - учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость;
2) изменение кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда - учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
С 1 января 2019 года в п. 15 ст. 378 НК РФ указаны четыре основания для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости:
  1. изменение качественных и количественных характеристик объекта;
  2. исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН, исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, приведшее к ее уменьшению;
  3. уменьшение кадастровой стоимости в связи с ее пересмотром по решению комиссии или суда;
  4. изменение кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости объекта по решению комиссии или суда.
При несогласии с кадастровой стоимостью налогоплательщик вправе обжаловать ее сначала в комиссии по рассмотрению споров, а затем – в суде. При обжаловании следует учитывать позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
В пунктах 3, 4 и 4.1 ст. 378.2 НК РФ определены условия, при выполнении которых объект недвижимости признается административно-деловым или торговым центром. При этом достаточным является выполнение хотя бы одного из установленных условий.
В частности, одним из условий признания нежилого здания торговым центром или комплексом является его предназначение или фактическое использование не менее 20 процентов общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем налогоплательщик, имеющий объект недвижимости, соответствующий условиям п. 3, 4 и 4.1 ст. 378 НК РФ, не должен автоматически переходить на определение налоговой базы как кадастровой стоимости. Для этого должны быть соблюдены еще и следующие условия.
Во-первых, такой порядок исчисления налоговой базы должен быть введен законом субъекта РФ.  Такой закон может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Во-вторых, объект должен быть включен не позднее 1 числа очередного налогового периода в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Исключением являются жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств, которые не включаются в перечень. Указанный перечень должен быть опубликован в сети Интернет, в т.ч. на сайте субъекта РФ, и направлен в налоговый орган.
Только при соблюдении перечисленных условий налоговая база по административно-деловым центрам и торговым комплексам (центрам) определяется как их кадастровая стоимость.
Если в течение налогового периода выявлены объекты недвижимого имущества, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, то такие объекты подлежат включению в перечень на очередной налоговый период. Исключением являются объекты недвижимого имущества, образованные в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода.  Такие объекты (при условии соответствия их критериям) облагаются по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений.

 

Налоговый (отчетный) период. Налоговые ставки

 
Статьей 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Если налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, то отчетными периодами являются, первый квартал, второй квартал и третий квартал.
Законодательный орган при установлении налога вправе не определять отчетные периоды.
 
Налоговые ставки устанавливаются региональными законами на территории соответствующего субъекта РФ, при этом размер ставки не может превышать 2,2 % в соответствии с п. 1 ст. 380 НК РФ.
Субъекты РФ вправе на своей территории вводить дифференцированные налоговые ставки, то есть может быть предусмотрена не одна, а несколько видов ставок для различных категорий налогоплательщиков или в отношении определенного имущества (п. 2 ст. 380 НК РФ).
С 1 января 2013 года из перечня льготируемых объектов исключены железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Указанные объекты теперь облагаются налогом на имущество, но по ставкам, постепенно увеличивающимся с 0,4 % в 2013 году до 1,9 % в 2018 году. В отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать в 2017 году 1 %, в 2018 году - 1,3 %, в 2019 году - 1,3 %, в 2020 году - 1,6 %. При этом субъекты РФ вправе установить налоговые ставки в пределах ставок, указанных в п. 3 и 3.2 ст. 380 НК РФ.
С 1 января 2018 года право установления льготы по движимому имуществу, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, передано регионам. Субъект РФ может освободить такое имущество от налогообложения и установить отдельную ставку налога. При этом в 2018 году налоговая ставка не может превышать 1,1 % (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).
В случае если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным в ст. 380 НК РФ.
В связи с введением с 1 января 2014 года определения налоговой базы по отдельным объектам недвижимого имущества как их кадастровой стоимости в п. 1.1 ст. 380 НК РФ установлены следующие ставки:
1) для Москвы: в 2014 году - 1,5 %, в 2015 году - 1,7 %, в 2016 году и последующие годы - 2 %;
2) для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году - 1,0 %, в 2015 году - 1,5 %, в 2016 году и последующие годы - 2 %.
Указанные размеры ставок являются предельными, и субъекты РФ, устанавливая налоговые ставки, не вправе превышать их.
Налоговые ставки, установленные законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов, начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка.
С 1 января 2015 года до 1 января 2035 года введена нулевая ставка в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия, для которых одновременно выполняются следующие условия:
объекты впервые введены в эксплуатацию в налоговые периоды, начиная с 1 января 2015 года;
объекты расположены полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области;
объекты принадлежат в течение всего налогового периода на праве собственности организациям, указанным в подп. 1 п. 5 ст. 342.4 НК РФ.
Перечень такого недвижимого имущества утвержден распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р.
 

. Налоговые льготы

 
В статье 381 НК РФ приведен перечень льгот, предоставляемых по налогу на имущество организаций.
От налогообложения освобождаются, в частности:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
- религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
-  организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
-  имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
- имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
-  имущество государственных научных центров;
- организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение 5 (с 1 января 2012 г. – 10) лет с момента постановки на учет указанного имущества;
- организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
- организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;
- организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных п. ст. 145.1 НК РФ. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», а также данные учета доходов (расходов).
С 1 января 2015 года к льготируемому имуществу отнесено движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
Данные исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 1 января 2013 года. Дата производства железнодорожного подвижного состава определяется на основании технических паспортов.
С 1 января 2018 года льгота в отношении движимого имущества применяется только в случае, если данная льгота будет предусмотрена в законе субъекта РФ (ст. 381.1 НК РФ). При этом в региональном законе в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ). Пунктом 3.3 ст. 380 НК РФ ограничен размер налоговой ставки, в пределах которой имеет право установить субъект РФ, по движимому имуществу и составляет в 2018 году 1,1 %.
С 1 января 2019 года льгота по движимому имуществу отменяется в связи с исключением такого имущества из объекта обложения налогом на имущество организаций.
С 1 января 2018 года также в компетенцию регионов переданы льготы, предусмотренные п. 21 и 24 ст. 381 НК РФ. В частности, это возможность льготирования вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
 

 Порядок исчисления налога (авансовых платежей по налогу)

 
Порядок исчисления налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогу) установлен в ст. 382 НК РФ.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. В отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, впервые принятых на учет в качестве объектов основных средств начиная с 1 января 2017 года, сумма налога исчисляется с применением коэффициента Кжд. При этом коэффициент Кжд применяется в течение шести налоговых периодов, начиная с 1-го числа налогового периода, в котором соответствующее имущество было впервые принято на учет в качестве объекта основных средств, ежегодно увеличиваясь от 0 до 0,8 (ст. 385.3 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
В соответствии с п. 3 ст. 382 НК РФ  сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. С 1 января 2014 года требование об отдельном исчислении налога распространяется и в отношении имущества, по которому налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.
 
Пример
 
У организации на балансе находится следующее имущество (в руб.):
 
  На 01.01.2017 На 01.02.2017 На 01.03.2017 На 01.04.2017
Основные средства 1 950 000 1 900 000 1 850 000 3 640 000
В том числе объекты движимого имущества, принятые к учету после 01.01.2013 350 000 310 000 270 000 370 000
 
 
В марте 2017 года создано обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс. Для этого обособленного подразделения приобретено здание первоначальной стоимостью 1 700 000 руб., которое принято к учету в составе основных средств в марте 2017 года.
Определите авансовый платеж по налогу на имущество организаций за I квартал 2017 года, учитывая, что ставка по налогу на имущество составляет 2%.
 
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств. Движимое имущество, принятое к учету в составе основных средств после 1 января 2013 года, освобождено от налогообложения. Исключением являются объекты движимого имущества, принятые на учет в результате:
реорганизации или ликвидации юридических лиц;
передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.
Налоговая база определяется исходя из остаточной (балансовой) стоимости основных средств по бухгалтерскому учету.
Определим налоговую базу (среднюю стоимость):
(1 600 000 +  1 590 000 + 1 580 000 + 1 570 000) : 4 = 1 585 000 руб.
Авансовый платеж по налогу составит:
1 585 000 х 2% х ¼ = 7925 руб.
Поскольку созданное обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, то по его местонахождению необходимо исчислить и уплатить авансовый платеж по налогу (п. 3 ст. 382 НК РФ). Учитывая, что обособленное подразделение создано в марте 2017 года и в этом же месяце принято к учету здание, то по состоянию на 01.04.2017 года на балансе обособленного подразделения будут числиться основные средства в сумме 1 700 000 руб. Статья 382 НК РФ не содержит специального алгоритма расчета налоговой базы при создании обособленного подразделения в течение налогового периода. Поэтому налоговая база рассчитывается в общем порядке:
(0 + 0 + 0 + 1 700 000) : 4 = 425 000 руб.
 
Авансовый платеж по налогу, уплачиваемый по месту нахождения обособленного подразделения составит:
425 000 х 2% х ¼ = 2125 руб.
 
Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций до 1 января 2014 года исчислялась по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
С введением определения налоговой базы по отдельным объектам недвижимого имущества, в т.ч. имущества иностранных организаций, как их кадастровой стоимости, авансовые платежи и налог исчисляются в следующем порядке (п. 12 ст. 378.2 НК РФ):
- сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на налоговую ставку;
- сумма налога исчисляется путем умножения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на налоговую ставку.
Обратите внимание, что если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества определена в течение налогового (отчетного) периода, и/или указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в общем порядке. Исключением является объект недвижимого имущества, образованный в течение текущего налогового периода в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода. Такой вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Если кадастровая стоимость по объекту недвижимого имущества иностранной организации или жилым домам (жилым помещениям) определена в течение налогового (отчетного) периода, то в текущем налоговом периоде для определения налоговой базы и исчисления суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) принимается кадастровая стоимость такого объекта, определенная на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Налог в отношении объектов недвижимости, право собственности на которые возникло или прекратилось в течение налогового периода, исчисляется с учетом коэффициента (п. 5 ст. 382 НК РФ). Данный коэффициент определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, и позволяет исчислить налог только за те месяцы, в течение которых объект находился в собственности.
Начиная с 2016 года, для определения коэффициента важна дата перехода права собственности на объект недвижимости:
- если право собственности возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекратилось после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
- если право собственности возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента.
С 1 января 2019 года при изменении кадастровой стоимости вследствие изменения количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости исчисление суммы налога или сумм авансовых платежей по налогу в отношении данных объектов недвижимого имущества производится также с учётом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 382 НК РФ. Следовательно, рассматриваемый коэффициент будет рассчитываться как отношение числа месяцев, когда у объекта была одна кадастровая стоимость, к числу месяцев, когда кадастровая стоимость изменилась.
Если в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего иностранной организации, кадастровая стоимость не определена, то налоговая база принимается равной нулю.
В соответствии с п. 6 ст. 382 НК РФ законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
 

 Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

 
Согласно ст. 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.
В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.
В отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по месту нахождения объекта недвижимого имущества.
 
Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению
обособленных подразделений организации
 
На основании ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный), в отношении каждого обособленного подразделения.
 
Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения
 
В соответствии со ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого объекта недвижимого имущества. При этом налогоплательщики, имеющие объекты недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определяют налог путем умножения кадастровой стоимости на налоговую ставку.

 

 Налоговая декларация

 
В соответствии со ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
С 1 января 2019 года налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.
В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации). При этом освобождаются от представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу в отношении имущества, удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:
- имущество расположено во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;
- имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.
Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, т.е. не позднее 30 апреля, 30 июля и 30 октября.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), имеющая недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом обложения налогом на имущество, одновременно с налоговой декларацией представляет сведения об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов.
При непредставлении налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации налоговым органам предоставлена возможность определения суммы налога на основании имеющейся информации без проведения в отношении указанного налогоплательщика мероприятий налогового контроля (п. 4 ст. 386 НК РФ).
 

Устранение двойного налогообложения

 
Порядок устранения двойного налогообложения регулируется положениями ст. 386.1 НК РФ.
Фактически уплаченные российской организацией за пределами территории РФ в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества.
При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении имущества, указанного в настоящем пункте.
Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы следующие документы:
- заявление на зачет налога;
- документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Указанные документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство